Начало темы см.
здесь Хочу поделиться другими опубликованными примерами ошибок аналитика и их использования (или не использования) в процессе психоанализа, которые я обнаружил.
Уругвайский психоаналитик Стелла М. Ярдино представила (2008) случай своей работы с пациентом по имени Игнасио:
«Первый период анализа был посвящен детально
(
Read more... )
Вклад аналитика (матери) в нарушение коммуникации - точнее, матери, а аналитик это так... ремонт запоротого существа. Кстати, al-ven об этом много пишет - Вацлавик, даблбайнд, Бейтсон итд.
Да, так вот. Сопоставив, восприняв и проанализировав, я не только... хм... но и среди всего бм близкого (по жизни) окружения, а это достаточно представительная выборка, в т.ч. по результатам социализации - я вообще не вижу "ненарушенной" коммуникации с матерью. Это десятки особей обоих полов. Т.е. варианта три: либо аберрация, либо компания уродов, либо "в консерватории что-то подправить". Т.е. даже те особи, которые считают свои отношения с матерью нормой - это не норма. Ладно бы такое восприятие возникло в подростковый период, Эдип сотоварищи и пр. - но уже как бы дедушки-бабушки, по крайней мере, по биовозрасту. А нормы нет. Не видно. Может, ее вообще нет? Может, отлучать - если не от груди, то как спартанцев? А иначе по кругу, воспроизведение сапиенсов?
Reply
Примерно тот же, как и Вас, ход мысли, те же сомнения и те же источники (от Поршнева до Бейтсона с Вацлавиком) привели меня к отказу от проблемы "почему у людей так все плохо в детстве?" к другой проблеме: "почему при этом люди выжили и как будто при всех трудностях способны развиваться дальше?".
Я попытался кой-чё про это написать (http://olegwhite.livejournal.com/17563.html).
У нас там дискуссия с Вами началась было...
Очень много вопросов тут. На вскидку: (1) Прекращение естественного отбора у людей; означает ли это тупик? Как будто нет. Было время исчезнуть... (2) Насколько то, что я назвал (приведенная ссылка) фактором №3, является до сих пор не учтенным во всех размышлениях на эту тему. (3) Как будто человек является единственным биологическим видом, у которого онтогенез имеет собственный филогенез. Иначе говоря, онтогенез человека меняется без изменения вида...
Reply
_Прекращение естественного отбора у людей_
Как я сейчас это понимаю, он не прекратился. До неолитической революции отбор осуществлялся путем воспрещения размножения самцов «не мы» и жертвами «неправильных» своих. Я у себя об этом много писал и считаю это доказанным фактом (равно как и причиной исчезновения всех прочих (под)видов). А после нее функция отбора _в общинах_ перешла к возникшей над ними иерархии (в которой он действительно прекратился). Но поскольку иерархия сама питалась снизу, то от природного отбора это ничем не отличалось - до практически XIX века. А с тех пор слишком мало времени прошло, чтобы судить.
_фактор №3_
Он вообще вне поля зрения. Во всяком случае, я не вижу, чтобы он был в поле зрения. Но ничего не могу сказать по вышеизложенным причинам - сначала надо понять, как оно возникло ;)
_онтогенез человека меняется без изменения вида_
Если я вас правильно понимаю, здесь сама постановка вопроса... некорректна. Мы же перешли на следующую ступень развития материи ;), так? Вульгарно, если вдруг у сапиенсов вырастет третий глаз, то это будет явное изменение вида. Но если у них совершенно незаметно и невскрываемо средствами науки, всего 50-летней давности науки, _чуть-чуть_ изменится схема возбуждения нейронов (очень условно), и это изменение даст эффект, намного превышающий эффект от третьего глаза, во всех смыслах - сможем ли мы говорить об отсутствии изменений? Да, по черепам мы за 40 тл не изменились - но по, хотя бы, задействованию того, что внутри этих черепов - разве изменения не видны? И для отдельных индивидуумов, и в массе.
Вот где-то так...
Reply
Если я вас правильно понимаю, здесь сама постановка вопроса... некорректна. Мы же перешли на следующую ступень развития материи ;), так?"
Ну а это вот опять те же постструктуралисты, некоторые, разрабатывали эти вопросы. В ужасной форме, правда, они это делали. Но все же - деконструкция иерархий, аселективность, множественность-ризомность, отказ от корней, от "оригиналов", по которым все, якобы, воспроизводится. У того же Делеза - бессознательное это "фабрика", которая постоянно производит желания и пр., а не уже имеющиеся структуры.
Reply
У животных такого нет. Если ты тигр, то твой онтогенез всегда один и тот же. Если онтогенез меняется, то возникает новый биологический вид. Опять-таки, только вмешательство людей в естественную жизнь животных способно скорректировать онтогенез представителей некоего вида без образования нового вида
Reply
Еще как! А я еще книгу по трансгенерационной семейной терапии прочитал - тоже любопытно.
"У животных такого нет. Если ты тигр, то твой онтогенез всегда один и тот же.
... только вмешательство людей в естественную жизнь животных способно скорректировать онтогенез представителей некоего вида без образования нового вида"
Я вот еще что подумал в этом контексте. Я же еще собаковод с большим стажем :) - и у меня уже давно появились предположения, что у человека есть условно говоря "навязчивая" потребность выдергивать животных из их среды и помещать их в другую, строить им другой мир. Ведь получается, что у каждой собаки тоже свой онтогенез - ведь собаки почти как дети чувствуют и впитывают психоэмоциональную атмосферу каждой конкретной семьи, и среди каждой отдельной породы имеет место большой разброс собачьих характеров. И собаки сами всегда сильно меняются во время совместной с человеком жизни.
Ну и моя гипотеза :) заключается в том, что у самого человека есть большая потребность иметь свою историю, свой онтогенез, так сказать. Ну а так как это не всегда легко осуществить, то это стремление переносится в данном случае на собак.
Reply
Reply
Reply
Reply
Уверен, что многие авторы вольно или невольно касались темы такой активности, не только Винникотт и Стерн, которых я цитировал. Собрать бы подборку таких высказываний...
Reply
Leave a comment