Вот и слетал я на Камчатку... (часть 2)

Dec 14, 2005 12:22

4-го декабря, в субботу, примерно в16:00 мы прибыли в село Анавгай




Это село, даже я бы сказал, “селишко”, находится в низине между сопками и располагает населением 600 человек. Вдоль всего села простилается всего одна улица и ветхие, деревянные, в основном одноэтажные домишки разбросаны по сторонам от неё.



Но, как полагается любому провинциальному городу или селу, здесь обязательно имеется улица Ленина и дом культуры, где ныне проходят нечастые мероприятия и вечерние дискотеки для местной молодёжи. Во всём селе из транспортных средств больше всего преобладают вездеходы на базе армейских МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный)



Именно на этих машинах прокладывают “Зимник” до Паланы.

Мы разместились в единственной в селе гостинице “Фактория”. Гостиница не фонтан, конечно, но жить можно.



Примечательно, что в этой гостинице есть продуктовый магазин, который работает 24 часа в сутки. Правда, чтобы купить себе что-нибудь поздним вечером или уже ночью, нужно было разбудить хозяйку. В конце коридора с номерами было помещение с баром и кухней, где можно было готовить себе пищу и смотреть телевизор, который показывал всего 3 программы. Мы готовили еду себе сами, так как здесь, разумеется, речи не было ни о каком кафе или столовой. Бар, конечно же, функционировал лишь на мероприятиях, а в обычное время полезной нагрузки не нёс никакой в прямом и переносном смысле.



В 17 часов, когда уже стало смеркаться, мы двинулись в дворец культуры, где вот-вот должен был начаться “Фестиваль Медведя”. Это мероприятие проводили коллективы из местной школы и ребятишки из детского сада под руководством учителей и воспитателей. Художественная самодеятельность с восхвалением нашего косолапого героя из любимых детских сказок. В принципе, мало, что было интересно, разве что эвенские традиционные танцы с бубнами. Выступали 4 девушки и 4 юноши 12-14 лет, одетые в традиционные костюмы. Смотрелось вполне эффектно. Всё же красивая и очень интересная у них культура.





Я не удержался, и после выступления этой труппы сбегал за кулисы и упросил трёх красавиц сфотографироваться со мной



На этом фестивале было очень много детей. Чуть ли не начиная с младенческого возраста. Создалось такое впечатление, что детей в селе проживает больше чем взрослых. Особенно прикольные самые маленькие эвены, и все они с огромными румяными щёчками :)





Разузнали про вылет в Палану. На утро, 5-е декабря, в воскресенье, планировался борт. Нам сразу обещания не дали, что получится улететь или нет, но предложили подойти к посадке утром, в 9 часов. Если загрузка позволит, то возьмут на борт. Так и поступили, в 9 утра с вещами и с надеждой в душе были на месте. В вертолёт уже полным ходом шла погрузка картонных и деревянных ящиков с продовольствием и товаром.



Так как Палана находится изолированно, снабжение посёлка производится лишь по морю и по воздуху. Так и есть, в данный момент вертолёт загружали продуктами питания для магазинов и предметами первой необходимости. Вертолёт Ми-8 берёт на борт не более 3,5 тонн груза, и обычно загружают 3-3,3 тонны, а остальное до лимита догружают пассажирами. Как правило, это составляет не более 4-5 человек. Однако обычно вертолёты летят перегруженные килограмм на 300, а то и на 500 сверх нормы, поэтому с места они не могут взлетать вертикально, только лишь с разгона, подобно самолёту. Довольно-таки впечатляющее зрелище. Сначала машина стоит на месте, вибрируя всем корпусом от работы двигателя, подобно коню, который в нерешительности бьёт копытом об землю перед решающим забегом, потом винт резко набирает обороты, вертолёт трогается с места и, с рёвом разгоняясь по полосе, нехотя отрывается от земли и, тяжело пыхтя, медленно поднимается в воздух.
Попытка наша не удалась. Нас не взяли на борт, так как был перегруз, а лететь на перегруженном вертолёте опасно. Поговорили с командиром - он обещал нас завтра забрать. Что ж делать, побрели обратно в гостиницу. Так как у нас был ещё целый день впереди, но мы решили его не терять, а провести его с пользой какой-нибудь. Перекусили и пошли гулять, любоваться природой.



Побрели в самый конец улицы, и через несколько минут вышли из села и зашагали по снежной дороге. Мы шли по направлению к ближайшей, величественной сопке, из которой местами торчали деревья и фрагменты горных пород и просто огромных булыжники. Сопка высокая, высота метров 400-500, если не ещё больше.



- Полезли туда? - сказал я и указал на вершину сопки
- Давай! - ответил Сергей

Мы и полезли. На первый взгляд казалось, что это будет несложно - забраться на сопку. Тем более снег был покрыт прочной коркой, которая проламывалась под тяжестью ноги или при упоре руками и служила хорошей опорой для лазанья. К тому же была возможность хвататься за выступающие корни деревьев и камни, торчащие из снега. Но это оказалось не так-то просто. За весь процесс поднятия вверх нам пришлось делать несколько остановок для передышки, очень уж утомительное это занятие. Мы поражались выдержке и стойкости альпинистов, которые лазают по горам, в десятки раз превышающих эту сопку









Однако не осилили… Не доползли мы до вершины, уже не хватало сил. Долезли до каких-то скальных формирований из бурого каменистого вещества (не силён я в геологии).



Но всё равно не пожалели, что не добрались до самой вершины, отсюда раскрывался прекрасный вид. Деревня наша была видна как на ладони



Спуск был значительно проще, чем подъём. Иногда даже случалось съезжать на пятой точке опоры, но сразу же тормозили ногами, опуская их ниже в снег, ибо спуск таким образом с уклона в 45-55 градусов был, мягко говоря, немножко опасным. Тем более, что и здесь, и там торчали деревья, стволы поваленых деревьев, многочисленные куски скальных пород. Благополучно спустившись на ровную землю, мы побрели в гостиницу отдыхать и сушить ноги. По пути обратили внимание на медвежьи следы на снегу. Видимо взрослый медведь был, размер отпечатков его лап были довольно впечатляющими.
Остаток дня прошёл без приключений. Проснувшись на следующий день утром, 6-го декабря (понедельник), стали собирать вещи с надеждой попасть в эту пресловутую Палану. Попросили хозяйку выписать квитанции за проживание. Она забрала наши паспорта и вскоре вернула их вместе с квитанциями. В моей квитанции вписала фамилию Степанов. Попросил исправить.
Прибыли на аэродром. Как и вчера, шла очередная погрузка продовольствия в вертолёт. На улице стоял сильный мороз, и руки то и дело приходилось отогревать, стоя у буржуйки, в диспетчерской.



С вертолётом на этот раз повезло. Нас взяли на борт. Если привести итог всех попыток добраться до Паланы, то на это у нас ушло ни много, ни мало - 5 дней, половина запланированной командировки. Уже было ясно, что к 8 декабря, на которое у нас был билет обратно в Москву, вернуться в П/К не успеем. Поэтому заранее согласовали этот вопрос с руководством и нам дали указание действовать по обстоятельствам. То есть, как сделаем всю работу, тогда покупаем сами билеты обратно в Москву, а если денег не хватит, то вышлют переводом.
В вертолёте нам достался пятачок, ограниченный со стороны кормы стеной картонных ящиков от пола до потолка и стенкой, отделяющей салон от кабины пилотов. Дверь в кабину на протяжении всего полёта была открыта и мне представилась возможность видеть эту кабину и вид из неё. Кроме нас с Сергеем из пассажиров ещё были двое мужчин, женщина и девушка. Последняя уже не помещалась в салон, который уже был битком набитый грузом и пассажирами, поэтому пилоты разместили её прямо в кабине экипажа. Даже было немного завидно ей :)



Вот она, камчатская земля, проплывающая под нами…







Сплошные сопки, тундры и лесотундры. Ни одного населённого пункта, ни одной дороги… Нетронутая земля…

Пару слов о самом перелёте. Последний и единственный раз я летал на вертолёте в далёком детстве, так что можно сказать, что вообще не летал. Эмоций много. Немного стремало то, что вертолёт перегруженный. Если рухнет где-нибудь в тундре, то всё, пиши пропало. Время от времени вертолёт трясло, иногда ощутимо, похоже, что из-за потоков воздуха. Поэтому я часто наблюдал за командиром экипажа, который управлял машиной, пытаясь ощутить его состояние. Но он был не возмутим и управлял очень уверенно, время от времени переговариваясь с остальными членами экипажа, даже с коллегами шутил иногда. Это и успокаивало. Если пастух спокоен, то и стаду хорошо. Однако некоторый дискомфорт приносил сильный шум работы механизмов вертолёта. Невозможно вести разговор с собеседником, а для того, чтобы что-нибудь сказать, нужно орать ему на ухо. После двухчасового перелёта в течении часа в ушах ощущался звон.
Приземлились на аэродроме, который представлял собой укатанную снегом взлётно-посадочную полосу для лёгких самолётов и небольшую площадку, примыкающую к ней. Выйдя из вертолёта, мы сразу почувствовали “обжигающий” холод - был мороз около 20 градусов. Речи о каком-либо аэропорте, где можно погреться, никакой не было вообще. В стороне стояли лишь пара вагончиков для обслуживающего персонала аэродрома. На наше великое счастье быть спасёнными от мороза мы встретили одного мужичка, с которым мы успели познакомиться в день первой попытки улететь из Анавгая сюда, в Палану. Ему тогда улететь удалось. Этот мужичок был на машине, на своей старенькой тойоте он приехал по делам в аэропорт. Нас он узнал и мы, воспользовавшись случаем, попросили нас подвезти до посёлка. Пешком идти не близко - около 3-х километров, да и прохладно в 20-градусный мороз. Он любезно согласился нас подвезти. По пути он постоянно приветливо махал рукой всем пешеходам и водителям встречных автомобилей - вот, что значит жить в маленьком городке.
Первым делом мы заехали в казначейство, где встретились с клиентами и обсудили с ними планы дальнейших действий, а затем направились в единственную в посёлке гостиницу “Эльгай”.
Внешне здание гостиницы не примечательно, обычное, казалось бы здание, с покатыми фрагментами крыши…



…но самое интересное нас ожидало внутри.

Уже в холле гостиницы в глаза бросились стены, покрытые старой, местами облупившейся, выцветшей краской. Администратор, пожилая женщина, сидела за фанерной стойкой, закрытой перегородкой из исцарапанного и помутневшего оргстекла с полукруглой форточкой, как в билетной кассе старого кинотеатра. На наш вопрос есть ли два одноместных номера, она покачала головой и сказала что в гостинице всего 16 номеров, а остальные номера сданы в аренду организациям. Есть лишь один свободный двухместный номер. Делать было нечего, пришлось согласиться и попросили её показать нам номер. Когда зашли в этот номер, создалось впечатление, что это не гостиница, а ночлежка для бомжей. Тесная, тёмная прихожая, наполовину занятая старым убитым гардеробом, у которого не закрываются двери и открываются со страшным скрипом, как открывались гробы в любимом с детства фильме, где “мёртвые с косами стоять…”



В комнате из мебели было 2 кровати у стен, 2 тумбочки, каждая из которых стояла у кровати, два стула и стол. ВСЁ. А, да, ещё на стене висел ночник над одной из кроватей и зеркало на выходе из комнаты, у которого местами облупилась краска, благодаря которой мы себя видим в зеркале. Другой ночник, видимо, не дожил до нашего приезда. У перекосившихся тумбочек крышки были кривые и все заклеены и переклеены плёнкой.



В комнате было прохладно. Подойдя к окну, мы обнаружили, что оно попросту не заклеено. По всему периметру, особенно в нижней части у подоконника, продувало с улицы со страшной силой. Однако этому мы вскоре нашли применение - использовали подоконник как холодильник для продуктов. Холодильника-то ведь не было в номере. Сам номер был как холодильник, отапливался очень слабо. По утрам страшно не хотелось из-под одеяла вылезать. Естественно, не было телевизора. Даже не было радиоприёмника, хотя розетка для него была на стене. Если быть точнее, болталась на проводе. Кстати, у кроватей, наверное, тоже была жизнь нелёгкая. И чтобы выжить одной из них в этом жестоком мире, гостиничные рационализаторы нашли вполне радикальное решение: чтобы не тратиться на ДСП для ремонта ножек кровати, просто впихнули булыжник из шлакоблока



Я плакал….:)
Был один приятный момент: в номере имелся электрический чайник. Железный такой, с проводом в заднице. Но так как с розетками и с мебелью у нас был дефицит, воду кипятили прямо на полу



Был и неприятный очередной сюрприз - не было горячей воды вообще. Из крана шла только холодная вода, даже не холодная, а ледяная. Поэтому чайник нашёл себе второе применение. Говорят, горячая вода была здесь когда-то...



К счастью, в конторе был душ с горячей водой. Поэтому я туда ходил с пакетом, в котором нёс полотенце, мыло, шампунь и тапочки. Получал настоящий кайф под льющейся тёплой водой.
После такого “комфорта” появилось большое желание слинять поскорее из Паланы. Поэтому решили ударными темпами, после окончания рабочего дня при необходимости задерживаться, поскорее завершить работу до выходных и улететь на первом попавшемся воздушном судне.
О посёлке. Очень компактный посёлок. В основном состоит из 2-5 этажных зданий. От одной окраины до другой в ширину пешком 5 минут, в длину 10-15 минут. По сравнению с Эссо и тем боле с Анавгаем вполне современный с виду город. Вернее, посёлок городского типа.





Сотовая связь здесь есть, но только “МТС” смог сюда добраться. Мой Петропавловский “Билайн” здесь не работал, я уже говорил об этом.

Обязательная достопримечательность практически любого населённого пункта нашей великой Родины - центральная площадь с памятником вождю мирового пролетариата:



Поразили высокие, порой просто дикие цены на продукты в магазинах. Например, батон хлеба стоит 25-30 рублей. Курица гриль - 260-300р. Бутылка пива 1,5л “Оболонь” - 100р. Одни из самых высоких цен на продовольственные товары - цены на фрукты. Например, 1 кг бананов стоит 110р. Слышал, что цена 1 кг черешни или сливы здесь доходит под “штуку” рублей. Если верить словам одного местного товарища, работающего в казначействе, литр 76-го бензина здесь стоит 25р. Поэтому здесь ездят в основном на дизелях. Видимо, дизельное топливо дешевле. Не знаю и не представляю, как они здесь живут с такими ценами, не спрашивайте.
Погода в Палане на протяжении всего нашего пребывания была очень солнечная, на небе не было ни одной тучи. Но было очень морозно, температура днём опускалась почти до -30. Из-за этого толком погулять по посёлку не получилось - замерзали почти сразу. Да и вообще, по правде говоря, смотреть здесь не на что. Одни дома и сопки, которых мы вдоволь насмотрелись в П/К, Эссо и Анавгае. Единственное жаль, что не получилось съездить на Охотское море из-за отсутствия времени. И покататься на оленьей упряжке из-за отсутствия таковой.
Во всём посёлке нет НИ ОДНОГО заведения, где можно пообедать или поужинать. Впрочем, есть единственное место, которое мы отыскали. Но, пообедав за 250р горохового супа и картошки c грибами, причём качество приготовления явно желало быть лучше, поняли, что придётся питаться самим. Поэтому каждый раз, посещая магазин, приходилось включать фантазию и придумывать себе завтрак, обед или ужин





Вечером здесь делать нечего, пойти некуда, да и холодно - температура быстро падает с наступлением темноты. Поэтому каждый вечер проходил в подобном формате:



То есть, уткнувшись носом в экраны ноутбуков - просмотр фильмов, игрушки и т.д.

Как я уже говорил, у нас был план выполнить всю работу до вечера пятницы, 9 декабря, и свалить поскорее. Так и получилось - каждый день, со вторника по пятницу, работали до 21 вечера. В пятницу вечером всё с успехом закончили. Нас обрадовали - в субботу утром летит “вертак” до Эссо. Самолётом до П/К вылететь не удалось, т.к. билеты уже распроданы на неделю вперёд. Так что нас ожидало возвращение обратно в П/К тем же маршрутом, каким ехали в Палану. Но нас это ничуть не расстроило, потому что желание поскорее вернуться в цивилизацию и туда, где есть намёк на какой-то, хотя бы минимальный комфорт, было непреодолимым. К тому же ещё было большое желание окунуться и погреться в тёплой термальной водичке в Эссо.
В последний вечер перед уездом из Паланы я устроил себе праздник живота - купил пельменей и раздобыл электрическую конфорку у администрации гостиницы. Надоело питаться консервами, печенками и всякой гадостью быстрого приготовления, типа дошиРак. Ужин получился на славу.



Утром в 9:30 пришли в казначейство с вещами. Водитель, молодой разгильдяй, проспал, и мы выехали в аэропорт только лишь в 10:30. Боялись, что опоздаем, т.к. точного времени вылета вертолёта не знали, знали лишь, что он “должен скоро вылететь”. Но приехали всё же вовремя, нам не пришлось стоять на морозе и ожидать вылета. Заплатили и сразу пошли на посадку в вертолёт. Обратно вертолёт летел полупустой, вместе с нами летело ещё 4 человека, поэтому было намного свободнее и комфортнее, чем в прошлый раз. Но всё равно громко.



В течение полёта, прильнув к иллюминаторам, любовались проносящимися под нами красотами.



В Эссо мы остановились там же, где останавливались до этого. Хозяйка нас радушно приняла. Мы бросили вещи в номер, пошли пообедать в уже известное нам кафе. Вернулись, переоделись и пошли сразу в ставший уже любимым нам бассейн с термальной водой получать очередную порцию кайфа. Особенно после Паланы это было особенно необходимо. На улице было ещё холоднее, чем в прошлый раз, стоял морозец -25 градусов, но от таких водных процедур о морозе забываешь окончательно. Эмоций много, трудно описать здесь, одним словом, это здорово. После этого сходили за билетами на автобус, выезд которого состоится на следующий день утром, 11 декабря, в воскресенье. Остаток дня прошёл без каких-либо событий.
Утром отправились в путь. В автобусе было прохладно - я надеялся, что салон просто ещё не прогрелся. Но, к сожалению, я ошибался. При температуре -35 снаружи в салоне была температура не выше 15 градусов. Мне досталось место у окна, где из щелей продувало с наружи, а пересесть было некуда, т.к. автобус был полон пассажиров. Потом я обратил внимание на пол - он был жутко холодный, даже подошвы ботинок примерзали к нему. В месте с ними замерзали и ноги. Вот в таких условиях пришлось ехать 10 часов. Водила автобуса, видимо побывал когда-то в местах не столь отдалённых или как-то связан с этим, поэтому половину всей дороги крутил блатняк. Дебильные песенки, некоторые просто извращённые, переделанные из классики. Наверное, многие помнят песню, где поётся: “лава-а-а-анда, го-о-рная лава-а-а-нда…”. А здесь так: “бала-а-а-нда, жи-и-дкая бала-а-а-а-нда…” Создавалось впечатление, будто нас по этапу везут. Но всё равно, весело было слушать этот бред.
Приехали в П/К вечером, в 18:30. Далее на общественном транспорте в нашу знакомую уже гостиницу “Авача”, заселяться. Когда разместился в номере, испытывал настоящий кайф после таких перенесённых неудобств.
На следующий день, 12 декабря, мы позавтракали и пошли в казначейство забирать акты. Потом оставалось разобраться с авиабилетами и прогуляться по городу. Вышли из казначейства, направились в представительство “Аэрофлота” решать вопрос с билетами. В итоге вопрос решился без проблем, билеты оформили на завтра, т.е. на 13 декабря. Так как в П/К толком не получалось гулять толком до сего времени, поэтому решили прогуляться по городу. Стояла тёплая (-2 градуса) погода, и прогулка не оказалась борьбой наших организмов с непогодой.



Океанская вода здесь холодная всегда и практически никто и никогда не купается, разве что “моржи” и “принявшие на грудь” сограждане



В принципе, из памятников архитектуры в П/К мало на что есть посмотреть но тем не менее он очень интересный. Он представляет собой улицы и проспекты, тянущиеся зигзагами вокруг сопок, которые величественно высятся, но пустынны подобно необитаемым островам в море, а море - это сам город. На некоторых из них, на вершине, стоят антенны, геодезические и метеорологические приспособления.



Обязательный и неотъемлемый атрибут любого административного центра нашей страны и множества других городов России - монумент Владимира Ильича



На следующий день стали собираться в обратный путь, в Москву. Вылет должен был состояться в 17:15 по местному времени, но всё же попробовали ещё из гостиницы позвонить и уточнить время начала регистрации. И не зря: начало регистрации перенесли на 18 часов.
В аэропорт нас привёз казначейский “Прадик”, водитель которого оказался очень интересным собеседником, так что сорокаминутный путь в аэропорт не был скучным.
Пройдя регистрацию и контроль, сели в уже излюбленный нами Ил-96, который взял курс на Москву. Самолёт опять же, как и в прошлый раз, был на 2/3 полон пассажирами, так что лететь было ещё комфортнее. Через 9 часов мы приземлились в Шереметьево-1

Если подвести итог, то скажу, что командировка эта мне очень понравилась. Понравилась тем, что из-за определённых обстоятельств она превратилась в настоящее путешествие по этим, столь далёким и малоизвестным нам краям. И хотелось бы оказаться здесь ещё раз, но не зимой, а в конце лета или ранней осенью, так как здесь в это время самый разгар сезона и очень красивая природа. Может быть, получится, кто знает... И советую всем, если вдруг появится возможность, обязательно туда слетать. Или сплавать :). Иначе никак.

Всё.

Previous post Next post
Up