Несмотря на кажущееся своё неумение писать романы, я всё же попробую написать пару строк про все те события, которые произошли со мной за последнее время, так как впечатлений много и появилось большое желание изложить их здесь.
Так вот, назрела командировка ехать на Камчатку, а именно в г. Петропавловск-Камчатский (далее П/К) и в посёлок городского типа Палана, который находится примерно в 990км к северу от П/К. И там, и здесь планировалась работа, но основная работа была намечалась в Палане. Про П/К, думаю, все слышали, а Палана - это административный центр Корякского АО. Кстати, этот АО уже успел нашуметь год назад по телевидению и радио своими бедствиями из-за отсутствия тепла и электричества по вине местных властей. По правде говоря, я всегда хотел побывать в каких-нибудь отдалённых уголках нашей Родины, в той же Корякии, например. Вот и удалось благодаря случаю. На командировку дали 10 суток - с 28 ноября по 8 декабря. Маршрут: Москва - П/К - Палана. И в той же последовательности обратно. Я с напарником Сергеем спланировали так: прилетаем в П/К, там сразу берём билет на самолёт до Паланы на ближайший рейс (от П/К до Паланы были регулярные рейсы на “Газели с крыльями” - Ил-28), по прибытии выполняем всё, что требуется по работе, а потом возвращаемся в П/К и доделываем оставшуюся работу здесь..
28 ноября, встретившись с Сергеем в аэропорту Шереметьево-1, с геройством отстояли бесконечную очередь на регистрацию и прошли на посадку в самолёт Ил-96. Справедливости ради спешу отметить, мне непонятно, что наша гражданская авиация так мало востребована и скоро, судя данным СМИ, прикажет долго жить. Очень удобный комфортабельный самолёт, по крайней мере, для пассажира. И менее шумный, в отличие, например, от того же европейского А-310, на котором я до этого летал в Иркутск. При моём росте 187 см я сидел удобно в кресле и не упирался коленями в переднее сиденье, мог вытянуть ноги. Очень много пространства везде. Словом, не самолёт, а песня. Так что те 9 часов, на которые ушёл весь перелёт, прошли почти незаметно.
При снижении на подлёте к П/К перед глазами открылись безграничные просторы Камчатки с многочисленными снежными сопками и уснувшими вулканами, которые поражали своим величием и ослепляли отражёнными солнечными лучами. Сергей, несмотря на все правила сидеть пристёгнутым при снижении, не справился с соблазном запечатлеть эту красоту на матрице своего фотоаппарата, для чего он встал и подошёл к иллюминатору, откуда лучше всего было всё видно.
Наконец самолёт сделал вираж над побережьем Тихого океана и мягко коснулся взлётно-посадочной полосы колёсами своих шасси в 14 часов 30 минут местного времени, когда Москва ещё спала глубоким сном. Через несколько минут он добрался до своего места на аэродроме, и мы покинули борт. Стояла прекрасная солнечная, но морозная погода.
На выходе из самолёта пришлось полезть в карман за паспортом, чтобы его предъявить дядьке в милицейской форме, иначе моя нога бы не ступила на далёкую Камчатскую землю.
Встречал нас один из сотрудников Управления Федерального Казначейства П/К, куда, собственно, мы и ехали работать. Мы решили тут же, в аэропорту, приобрести авиабилеты на Палану, поэтому после получения багажа направились к билетным кассам региональных рейсов. Здесь мы столкнулись с первыми трудностями. “Билетов нет!” сказала кассирша раздражённым голосом, видимо, недовольная, то ли нашим вопросом, то ли своей работой, то ли вообще всей своей жизнью. С трудом получилось выяснить, что билеты на ближайшие рейсы раскуплены, плюс ко всему в настоящее время рейсов нет ввиду плохой погоды в Палане. И улететь можно с мизерной вероятностью, если пытать счастье звонить в аэропорт и задавать один и тот же вопрос “есть ли снятая бронь с сегодняшнего рейса на Палану?”. С транспортом сложно. Ну ладно, плюнули и поехали в П/К. Всю поездку любовались красотами природы, но уже не с птичьего полёта, а из салона автомобиля. Но частенько, захватывая дух и с замиранием сердца, приходилось поглядывать вперёд на дорогу и наблюдать, как в очередной раз наш резвый молодой водитель праворульного “Крузака”, лихо разгоняясь, совершал обгон попутных автомобилей и возвращался обратно на нашу полосу прямо перед носом встречных автомобилей, а также перед поворотами или при подъёме в горку. Я сразу обратил внимание, что П/К - самый “праворульный” город из тех городов восточного плато, где мне недавно пришлось побывать - Иркутска и Новосибирска. Причём 40-50% всех автомобилей - внедорожники и просто 4WD. И ясно почему - весь город стоит на холмах, и, особенно зимой “недоприводным” здесь непросто.
Расположились в гостинице “Авача”, в довольно-таки приличной.
Честно говоря не знаю, откуда это название, по-моему это название какой-то реки на Камчатском полуострове. Насчёт полуострова. Местные жители считают, что они вообще живут на острове, хотя и я согласен с этим. Потому что Камчатскую область (географически - это южная часть полуострова) с севера ограничивает Корякский АО, где почти нет дорог и куда тоже нет дорог как с севера, со стороны Чукотки, так и с юга, со стороны П/К. Хотя нет, есть дорога, связывающая П/К и Палану, но она существует лишь зимой и то в течение лишь нескольких недель в январе. Носит название “Зимник”. Потому что она проходит через великое множество рек, речек и речушек, которые покрываются льдом в зимнюю стужу и тогда появляется возможность пересекать их на сухопутном транспорте. Вначале в ход идут гусеничные вездеходы, которые расчищают эту дорогу вплоть до п. Эссо, т.е. 360 км на юг, а там уже идёт обычная дорога протяжённостью 500км до П/К. Большая часть этой “обычной” дороги - грунтовка. “Всего” 3 суток пути от Паланы до П/К или обратно. Для местных жителей такие расстояния - обычное дело.
Мой “МегаФон”, естественно, здесь не работал, поэтому пришлось подключиться к местному оператору. Взял самый дешёвый тариф у “Билайна”.
В гостинице не было свободных одноместных номеров, поэтому взяли двухместные. Благо, что укладывались в лимит. Сложив вещи, пошли на работу. Время было послеобеденное, поэтому время ещё имелось для работы, а времени было на всё немного. Работа шла по обычному сценарию, так что рассказывать здесь нечего, да и неинтересно. Мужичок, который был с нами, оказался интересным человеком - служил на флоте, бывший капитан военного корабля, знает всю Камчатку вдоль и поперёк и не только Камчатку, настоящий морской волк , забавлял нас интересными рассказами и историями из своей жизни.
В процессе работы приходилось отлучаться время от времени в туалет по естественным нуждам. Там я увидел забавную заметку, приклеенную к двери в мужской туалет:
Итак, это было 29 ноября. За этот и следующий день (30 ноября) мы сделали всю работу в П/К и вопрос поездки в Палану встал, как говорится, ребром. Пытались пробиться через казначейство, чтобы они помогли с этим. Федеральное казначейство, как-никак, всё же должны быть рычаги какие-нибудь. Но ни тут то было - погода стала резко портиться. Если 29 и 30 ноября стояла солнечная погода, то 30-го вечером поднялся ветер, который ночью на 1-е декабря превратился в настоящий шторм. Ночью я часто просыпался от резких “ударов” потоков воздуха об оконное стекло и от завываний ветра. Меня сильно стремало, что ветер буквально выдавит стёкла из оконной рамы и станет “прохладнее” в моём номере. И опасения небезосновательны, так как в последствии шторма во многих домах П/К были разбиты окна. Утром с трудом добрались до места работы (метров 500 пешком). Никогда не сталкивался с такой проблемой - невозможно и шагу ступить на встречу ветру! А чтобы устоять на месте, нужно наклониться в его сторону под углом 60-70 градусов. Мало того, ветер резко менял своё направление и вследствие чего ощущения такие, словно тебя резко бьют в грудь и потом сразу увесистый пинок под зад. Многие люди стояли в обнимку со стволами деревьев, держались за припаркованные автомобили, одним словом, хватались за всё неподвижное, чтобы удержаться на ногах. Всё же мы бессильны перед стихией….
С приходом шторма окончательно ушла надежда улететь на самолёте в Палану. Рейсы опять отложили, и ближайший рейс был возможен лишь минимум через неделю, когда шторм утихнет в П/К и наладится погода в Палане. Ждать было некогда и нужно было искать другой способ добираться. Связались с представителем Корякского АО в П/К. Нам был дан ответ, что остаётся другой и единственный вариант: ехать на автобусе до села Эссо, который находится 500км на север, далее вертолётом оставшуюся дорогу, так как обычной дороги в Палану нет. Село Эссо - населённый пункт с населением примерно 2000 человек, является административным центром Быстринского района Камчатской области. Что же делать, пришлось воспользоваться этим вариантом, поскольку других больше не было. Решили ехать. Были 2 рейса - выезд вечером и прибытие в Эссо рано утром или выезд утром и прибытие вечером (время пути 10 часов). Выбрали 2-й вариант. Всё же безопаснее, да и интересно посмотреть на Камчатскую землю. На следующий день, 2-го декабря, утром встали, позавтракали, собрали вещи, вышли на улицу, борясь с ветром, c трудом дождались маршрутки (уже успели пожалеть, что не заказали такси) и поехали на автовокзал. Двоякое чувство было: ехать 10 часов по незнакомой земле - это здорово, но надежда на комфорт в столь долгой поездке тоже не давала покоя. Но, вопреки всем надеждам, автобус оказался тесным. По размеру и вместимости смахивает на ПАЗик, но по национальности вроде как кореец, Asia Motors.
Тесновато было ехать, но водитель делал остановки на протяжении всего маршрута каждые 1,5-2 часа на 5-30 минут, когда можно было размять кости и подкрепиться в местном сельпо. Иногда остановки были посреди снежного поля или в лесу, где зачем-то стояла автобусная остановка. Зачем нужна остановка в поле или в лесу - я так и не понял. Единственная польза от неё - это обойти её сзади и избавиться от естественного балласта. Впрочем, поездка была интересной, даже в некоторых местах и опасной. На протяжении участка в 30-50 км была сильная метель и стояла плотная завеса из падающего снега, что порой видимость составляла не более 20 метров, а дорога была сильно заснежена. Но, не смотря ни на что, водитель не сбавлял хода и ехал практически вслепую, видя лишь перед собой белую пелену. А скорость держал приличную - 40 или 50км/ч практически при нулевой видимости. Страшновато было. Хотя встречные машины появлялись редко - одна в 15-20 минут, а то и реже, в основном гружёные лесовозы, и столкнуться с таким монстром не очень хотелось. Однако останавливаться тоже было нельзя, иначе вряд ли смогли бы тронуться с места. Но всё прошло удачно, метель успокоилась. Трасса была практически пустынной. Порой казалось, что мы единственные в этом мире снега, деревьев и хмурых, белых от снега сопок. Лишь изредка это впечатление нарушали горящие фары едущего навстречу автомобиля или автопоезда, с тяжёлыми, огромными брёвнами на борту.
Мой камчатский “Билайн” подал последние признаки своего присутствия в посёлке Мильково, который находится примерно в 250км от П/К на пути в Эссо. Больше он не работал всё остальное время, пока я не вернулся обратно, в П/К. Практически везде, даже в Палане, работал один “МТС”. “МТС” всё же рулит.
Смеркалось. По обе стороны обочины всё постепенно погружалось в темноту. Мы сделали последнюю 5-минутную остановку перед поворотом налево с главной трассы на Эссо. Далее мы ехали только видя перед собой снежную дорогу, освещённую фарами нашего автобуса. По сторонам была темнота, мелькали неприветливые деревья, на какой-то момент освещённые светом и резко уходящие во тьму. После предыдущей остановки прошёл где-то час или полтора - впереди замаячили редкие огни. Это посёлок Анавгай. Автобус остановился, вышла где-то треть из всех пассажиров. Автобус двинулся дальше, и через минут 40 мы приехали в Эссо. Здесь вышли все остальные пассажиры и быстро разошлись. Мы стоим в недоумении… ”И чё?” спрашиваем у невидимых собеседников. К счастью увидели нескольких пареньков и спросили их про гостиницу. Те нам указали на некую гостиницу “Алтай”, которая находилась как раз за домом рядом. Мы направились туда. На самом деле это не гостиница, а просто дом на частном участке. Постучались. Хозяйка, приветливая женщина, сказала, что места все заняты и посоветовала обратиться к некой Сычёвой Наталье Петровной, которая живёт “тут недалеко”, и указала дорогу. Мы направились туда - действительно рядом. Тоже участок, соток 30, на котором стоит деревянный домишко и ещё двухэтажный особняк, довольно добротный дачный дом, который и оказался гостиницей. Хозяйка нас любезно приняла, дала нам ключи, и мы пошли располагаться. “Гостиница” оказалась на славу, со всеми удобствами и за совсем малые деньги - 300р в сутки (без квитанции строгой отчётности, конечно)
В П/К мы были наслышаны, что Эссо славится своими термальными водами, где можно буквально воткнуть в землю трубу, и из неё забьёт фонтаном горячая вода. И поэтому здесь имеется бассейн, в котором круглый год тёплая вода, в летний зной и в зимнюю стужу. На следующий день мы в этом убедились. К тому же, как оказалось, этот бассейн находился за нашим домом в 50 метрах. Не теряя времени, мы решили искупаться в этом бассейне. И нисколько не пожалели - как из-за очень тёплой, даже горячей, чистой воды, так и из-за контраста всего этого с окружающей средой
Когда я уже стал вылезать из бассейна, увидел приближающихся молодую женщину и мужчину, которую нёс телевизионную камеру и штатив к ней.
- Вы уже уходите? - окликнула меня женщина.
- Да, уже собираюсь - ответил я
- А вы не могли бы нам помочь тем, чтобы ещё покупаться? Нам нужно интервью снять, мы с НТВ…
Да не вопрос, полез обратно в бассейн, они поставили камеру, мы подплыли, репортёрша присела с микрофоном и начала задавать вопросы нам про бассейн, про природу и т.д. После интервью мы спросили их, когда можно телик смотреть, на что ответили что завтра-послезавтра в местных новостях. Оказалось, что они телевизионщики местные, из П/К, так что домой звонить не понадобилось.
Побыв в этом бассейне минут 20, разогреваешься так, что смело можно ходить голым в мороз и босыми ногами по снегу, не чувствуя холода. В таком виде я добрёл от бассейна до дома. И мне было вполне комфортно.
В этот же день мы отправились гулять по городу, любуясь местными красотами, но не забывая о том, что необходимо узнать насчёт вертолёта до Паланы. Интересно, что практически ни на одном из домов этого села нет труб - везде отопление за счёт температуры вод, поступающих из недр земли прямо в радиаторы отопительных батарей. Поэтому заготовок дров на зиму здесь не делают. Да и зачем - печей-то нет в домах.
Во всём селе сами мы не нашли ни одного кафе, где можно пообедать или просто перекусить, хотя продуктовых магазинов было предостаточно. Благодаря помощи местных аборигенов мы нашли то, что искали, ну или хотя бы почти то
Плотно пообедав, расхваливая на все лады вкусный борщ и пельмени, мы пошли искать вертолётную площадку и кого-нибудь, с кем можно договориться о полёте в Палану. Регулярных рейсов из Эссо в Палану нет, поэтому эти вопросы здесь решаются в частном порядке с заказчиками рейсов или сразу с экипажем. После подробных объяснений от первой встречной бабушки мы наконец-то нашли эту площадку вместе с несколькими “ми-восьмыми”, на фоне одного из которых я запечатлён здесь:
Не теряя времени, зашли в “аэропорт” - ветхое деревянное строение с флюгером и флагом на крыше и направились прямо в диспетчерскую. Диспетчер нас расстроил. Обстановка такая: вертолёты уходят в Палану гружёные полностью и сесть туда не получится. Порекомендовал всё же обратиться к заказчику и к экипажу. Мы пошли к заказчику и к лётчикам в находящуюся поблизости гостиницу. Те лишь покачали головами - не получится. Посоветовали связаться с вертолётной площадкой села Анавгай, которое находится в 25 километрах от Эссо. Как раз мы его проезжали, когда ехали из П/К сюда. Оказывается, там тоже есть свой аэродром. Узнав, что оттуда вылетает вертолёт лишь в воскресенье, 6 декабря, т.е. послезавтра, решили ехать туда 5-го. На следующий день была попутка, и мы решили на ней как раз и поехать.
Посетили краеведческий музей. Очень было интересно, но нужно много рассказывать про него, поэтому я выложу лишь несколько фото и комментарии к ним.
Чтобы пройти к музею, нужно перейти через этот мостик:
С этого моста местные бабушки ловят рыбу в речке. Стоят с удочками и ловят. А сама речка носит название “Уксичан”, т.е. “Горячая вода” по-эвенски. После того как я помочил руки в этой речке, я их долго отогревал.
А здесь продаются билеты в музей и куча всяких сувениров
У входа на территорию музея стоит идол духа смеха и веселья. Я не помню, как он называется, но выглядит забавно и благодаря этому возникает желание тоже корчить гримасы
А эта постройка называется “Лабаз”. Подобные строения использовали коряки для хранения самого своего драгоценного - пищи и имущества. Он стоит на сваях для того, чтобы дикие звери не могли туда забраться.
Заходили также внутрь одного из строений - там располагается музей. Представлена различная утварь коренных жителей камчатки, в основном выполненная из шкуры, костей и других, практически всех частей тела оленя. Даже есть так называемая сумочка для ниток, выполненная из мошонки оленя Смех смехом, а безотходное производство, между прочим! Вместе с этим здесь целая куча причудливых названий, которые порой очень непросто выговорить. Например, есть слово “йийит” - насколько помню, означает "мешочек” или “сумочка”. Ну и далее примерно в том же духе.
Наверное, всем знакома фраза “Собака на сене”, есть фильм с таким названием. Но Собаку на Заборе видел в первый раз.
На каждой улице есть строение, которое мы окрестили как “почтовый домик”. Почему именно “домик” - с обратной стороны этого домика имеется дверь с висячим замком. Домик имеет 3 стены, то есть в его основании - равносторонний треугольник
Тачка понравилась.… Слезать не хотел.