В этом посте я привожу различные рассказы о Хампи объединенные в один путеводитель. По моему мнению, он как нельзя лучше позволит путешественнику осмотреть достопримечательности этого замечательного места. Прочувствовать всю прелесть окружающих храмов и великолепной природы. Вам не потребуется ни какой гид или моторикша с их ненавязчивым рассказом, если захотите вы сами можете проводить экскурсии.
[Если интересно, жми чтобы читать дальше.]Достаточно сделать распечатку этого текста или скачать его на планшет и вот вы уже не от кого не зависите. Большая часть текстового описания взята с сайта http://indoman-info.ru, огромная благодарность Elenе Vasta и другим пользователям этого форума за этот чудесный рассказ, а фотографии почти все сделаны мной в ходе последнего путешествия в марте 2015 года или взяты с того же форума.
Хампи - сторона храма Вирупакши и Хампи Базар (Hampi Bazaar).
Поскольку рассказ получился очень длинным, с большим количеством фотографий, я разделил его на несколько частей. Части буду публиковать отдельными постами по группам памятников. Так будет легче их распечатать и носить с собой.
Часть 1
Правый берег реки Тунгабадры
Если вы захотите влюбить в Индию наглухо застегнутого в европейский снобизм человека, то отвезите его в Хампи! Его сердце обязательно дрогнет, потому что у каждого из нас было детство, даже у человека в футляре было детство, и, попав в Хампи, он окажется в самой замечательной в мире сказке.
Хампи построили гигантские обезьяны по приказу Шивы, чтобы на самой высокой горе родился Хануман. А место выбрано из-за реки, потому что в ней сливаются воды с самых важных для Шивы мест, где он встретил любовь, совершил самый божественный акт этой любви, и где уронил свой лингам.
Но для того, чтобы напиться Хампи до пьяна, необходимо приехать туда на подольше, и тогда вам приоткроется реальное государство Виджаянагара.
Лучше перенести свой визит в очарованую страну, чем скомкать впечатление двумя грустными днями, обогатив свою память длинным списком достопримечательностей, но толком так и ничего не увидев и не распробовав. Мне не хватило пяти дней.
Да, а поселиться нужно обязательно в рисовых полях - и никак не иначе. Там все по другому: там Индия такая индийская, там жизнь такая неспешная, там счастье и исполнение желаний подходят к вам в облике маленького мальчика сразу же после того, как вы озвучили пространству свою просьбу.Рикши в Хампи наглы, липки и бесцеремонны, а тропы в Хампи волшебны и не предсказуемы - перевалив через небольшую горушку вы можете выйти к настоящему затеряному городу. И вы будете там один. Или одна. Или вдвоем. Главное - без толпы, без гомона и без визга, в абсолютной тишине - только птицы будут вам петь во все горло, и даже звук струящегося со старого камня песка прозвучит настолько отчетливо, что вы обернетесь и увидите маленькую ящерку рядом с вами И вы продолжите сидеть тихо и неподвижно...сидеть и смотреть на покинутый столетия назад и до сих пор пустынный и безлюдный город...
ДЛЯ ТЕХ, КТО ВПЕРВЫЕ УСЛЫШАЛ О СУЩЕСТВОВАНИИ ХАМПИ
Весь огромный регион, называемый туристами одним словом ХАМПИ, разделяется рекой Тунгабадрой на две стороны. Та сторона, на которой сосредоточено большинство исторических монументов ("Вирупакшина сторона"), называется ХАМПИ БАЗААР - по названию одноименной деревни. На другой стороне (в "рисовых полях") находится три деревни: ВИРУПАПУР ГАДДИ, ХАНУМАНАЛИ и АНЕГУНДИ.
В своём путеводителе я расскажу, как обойти Хампи самостоятельно, не прибегая к услугам рикш. Но можно нанять рикшу и обьехать за два дня "Вирупакшину сторону" и за один день сторону "рисовых полей" (на "той стороне" - свои рикши!). Особенно это рекомендовано тем, у кого это первая поездка в Индию, и кто стеснен во времени. А так я всем советую задержаться в Хампи подольше, и неспешно насладиться прекраснейшим в мире местом.
ХРАМ ВИРУПАКШИ
В Хампи всё вытанцовывается от самого старого и самого знаменитого, но отнюдь не самого красивого храма - храма бога Вирупакши. И стороны реки Тунгабадры делятся туристами на "Вирупакшину сторону" и "Рисовые поля", а отнюдь не на "Хампи базар" и "Вирупапур Гадди", как ностойчиво предлагают путеводители.
Фото храма Вирупакши.
Воот... И на Вирупакшиной стороне, ясное дело, находится Вирупакша-темпл, храм Шивы, который в районе реки Тунгабхадры известен под именем Вирупакши. Вирупакша считается мужем местной богини Пампы, которая делала воды реки чистыми и священными. Хампи-Дэви - так ее еще называли, и она была главной покровительницей региона. Очевидно эта неарийская богиня была кем-то типа богини вод, в частности реки Тунгабадры и озера Пампа Саровар. Странно и смутно для меня звучит история брака верховного бога ведического пантеона Шивы с доарийской богиней Пампой, особенно в той её части, в которой Махадев после свадьбы стал именоваться "Пампапати" - то есть "взял фамилию жены"). Абсолютно симметрично с историей Парвати, добивавшейся через аскезу внимания Шивы, богиня Пампа, или Хампи-Деви, так же, как и Парвати, пришла к Шиве через тяжелейшую аскезу, чем и заслужила его расположение. Итак, Шива - Пампапати - Вирупакша - косоглазый! Vi+roop (неправильно сформированный)+aksha(глаз) = неправильно сформированный глаз! Visalaksha is one whose eyes are of vast power, because the Past and the Future are seen. Вирупакша является владетелем холма Hemakuta неподалеку от храма, где установлен Сваямбху-лингам Шивы.
Храм начали строить в 7 веке. Я не знаю с какого времени, но, якобы, там постоянно 24 часа в сутки нон-стопом читается мантра Шивы. Хочу сказать, что в 4 часа утра ее читают особенно громко - транслируют по громкоговорителю на весь поселок.
В самом храме аскетично и без изысков сделано несколько галерей и проходов, хотя на одной из стен я залюбовалась замечательно исполненными каноническими изображениями.
Храмовый пруд тоже не стали как-то по особенному украшать - он так же строг, даже небрежен, как и весь храм. Неладно скроен, но крепко сшит).
Фото Вирупакшиного пруда, март 2015 - раскопки.
Среди туристов Вирупакша - темпл знаменит своей слонихой, которая как и во всех храмах Индии, должна вам за ваши же деньги настучать по голове своим хоботом. Слониху утром выводят на променад и на водные процедуры - можно понаблюдать за этим действом: оно происходит в 8 утра. Самого купания мы так и не дождались, хоть и простояли минут двадцать.
Фото Слонихи в храме Вирупакши.
А пока вставлю карту - ведь все последующие маршруты мы будем вытанцовывать от Вирупакши! Поэтому его отметила на карте красным подчеркиванием.
Удивительных паломников - браминов в черных одеждах мы встретили в Вирупакше! Потом их же мы встретили и в Гокарне.
На этом первая часть заканчивается. Продолжение в следующем блоге.