Индия март 2015г. Как съездить в Хампи на мотоцикле.

Apr 13, 2015 22:37

Выдохнули. Уже дома на берегу океана и можно осмыслить всю поездку спокойно.
Изначально, планируя свою поезку в Хампи мы расчитывали пройти весь путь за один день. Хотя, зная обманчивость индийских дорог, держали в запасе вариант ночевки.



Маршрут путешествия планировали еще дома, в России. Для того, чтобы проложить маршрут я использовал Google Maps, но помня о том, что связь в Индии не самая надежная выгрузил данные трека в OsmAnd карту. Как оказалось, именно этот вариант был самым удачным.

[Spoiler (click to open)]
Вот маршрут который получился в итоге.




Сравнивая возможности прокладывания маршрута, удобство редактирования его и выбор опримального маршрута считаю, что Google Maps это делает лучше. Однако пользоваться им в дороге не очень удобно. Внеся "улучшения" в свои карты Google все испортили. Хотя до этого я пользовался только этой навигацией.
Для тех, решил воспользоваться OsmAnd картами объясняю как перенести проложенный трек из Google Maps. Из Google делаем выгрузку в формат .kml. Я выгружаю в "Классическом формате Моих карт" со всеми треками и намеченными точками. Далее перехожу на ресурс http://xtrex.ru/converter и конвертирую в онлайн полученный файл в формат .gpx, размещаю его в папку /tracks в программе. Захожу в программу OsmAnd в слои и подключаю слой с треком. Вот и все. Я вижу свои точки и треки на векторной карте, там же можно прокладывать дополнительные маршруты к намеченным точкам.

В Индии, для навигации, всегда пользуюсь обычным смартфоном. В этот раз накидал небольшую легенду на бумаге для того, чтобы поменьше доставать телефон. Еще вожу с собой дополнительную батарею. Очень полезная вещь. Места много не занимает, а зарядить в дороге смартфон или планшет вполне достаточно.
В итоге расчетная протяженность маршрута составила 362 км.
Выезжали из Вагатора в 7 утра 04 марта 2015г. Ехать решили через Мапусу, далее резкий поворот в Моллеме в сторону гор.



В горах виды необычайно красивые. А серпантины - кайф для любителей острых ощущений.



Благо мотоцикл позволял - оторвался на всю катушу.
Про технику. Конечно любителям трудностей можно доехать до Хампи и на мопеде, но мой совет, не делайте этого. Лучший мотоцикл в Индии для дальних поездок несомненно Royal Enfield. В нашем случае это 500-ка, для одного пойдет и 350 куб. Весьма неприхотливый мотоцикл, удобная посадка, ремонтопригоден. В любой деревушке починят.



Некоторые путешествуют на Advenger, по мне так не самое хорошее решение. Мотоцикл с претензией на чопер, однако слабоват, сложнее в обслуживании, а самое главное очень валкий, т.к. вилка сильно вынесена вперед. Имея ввиду, что центр тяжести груженого мотоцикла сильно сдвинут назад - не самое удачное решение для таких поездок.



Можно использовать и другую технику. Сейчас в Гоа развелось огромное количество различных а ля спортивных мотоциклов, однако под обвесом скрывается всего лишь мало кубатурный мопед.
В нашем случае, поскольку мы проживаем в Вагаторе, там же и взяли мотоцикл. Технику подогнали прямо к апартаментам, никаких документов, залогов и прочее. Наверное потому, что мы там оформлены.
Стоимость аренды получилась 16 200 рупий за 21 день. И то было бы меньше, но я настоял на замене масла, смазки цепи и ремонте привода спидометра. Обратите внимание, мотоциклы прокатные и следят за ними индусы из рук вон плохо. При аренде проверяйте все, от светотехники до наличия масла. Когда заплатите деньги - замучаетесь гоняться за владельцем с мелким ремонтом. Кстати, перед самой поездкой сломался стартер мотоцикла, до сих пор заводимся с кикстартера.

Помня о том, что в случае травмы страховая компания попросит договор на мотоцикл, попросили Пракаша, так зовут владельца техники сделать договор. Было довольно трудно объяснить ему что мы хотим. В итоге Пракаш сделал копию документов на мотоцикл заверенную в полицейском участке . Говорю ему, а как доказать полицейскому в другом штате, что мотоцикл не угнали, номера то белые? Нет проблем, отвечает Пракаш. Берет копию моего паспорта и на обратной стороне пишет, так мол и так я Пракаш Говекар (Praksh Govekar), проживающий в Анжуне, дал моему другу мотоцикл Royal Enfied для поездки по штатам Карнатака и Махараштра. Прошу всех полицейских оказывать содействие. Видя мое сомнение успокоил: "Все нормально!"

Про экипировку. Оделись мы достаточно тепло. Я в джинсах, футболке, рубашке и сверху толстовка. На ногах кроссовки. Обязательно перчатки. Перчатки советую непременно, так руки не потеют, не обгорают и не устают держать тонкую ручку газа. Таня, моя жена, была одета подобным образом. Только на ногах была защита и кожаные ботинки вместо кроссовок.
Ребята, безопасность важнее всего. Помните, что не только падения страшны, но еще и удобство в дороге тоже немаловажная вещь. Длинные рукава и плотная одежда спасут вас от обезвоживания и не позволят сгореть в дороге, а будет жарко - снимите лишнюю одежду.
Да, забыл сказать еще о двух атрибутах. Обязательно очки и маска или бандана на лицо. К вечеру даже в очках глаза устают от пыли и ветра, а представьте сколько пыли вы поймаете в легкие.




Вещи. Покольку поезка предполагалась не долгой, вещей брали не много. Всего был один рюкзак притороченный с левой стороны мотоцикла резиновыми жгутами. Для удобства, чтобы плечевые ремни не лезли в колеса и для защиты от пыли, был заранее сшит мешок из плащевки с внутренним и дополнительным наружным клапаном.
Спасибо Ольге, швее с моей работы, которая изготовила этот чехол.
Также на бак закрепили мотосумку на магнитах. Таким образом было всего два грузовых места.
Совет. Ни в коем случае не везите вещи в рюкзаке или сумке на спине. Во- первых спина быстро устанет, а это уже не безопасно. Во-вторых очень жарко днем.

Из инструмента был стандартый полный набор для Royal Enfield и мультитул. Да, ну и конечно рулон скотча, куда же без него.




Пока ехали до Маллема увидели утреннюю линейку в школе. Не смогли проехать мимо.




Обратили внимание на обилие полицейских, очень много полицейских женщин. В обычное время полицейских практически не встретишь на улице, но стоит начаться какому-либо мероприятию, они кругом. И так везде, и в Панаджиме, и в Хампи, и в других городах Индии.

Движение. Думаю, если умеешь водить в Индии, то в России вождение покажется простым и понятным. Поскольку коровы в Индии это священные животные, то бродят они где захотят и как захотят. Будьте готовы к тому, что коровы идущие по дороге, нет посередине дороги, повернут именно под ваши колеса. Кстати так и случилось в одном из городков, когда маленький бычок вдруг решил перейти на другую сторону и именно в повороте и именно при большом трафике, когда маневра просто нет. В итоге оба тормоза в пол и все равно передним колесом толкнул бычонка в бочек. Обиды в глазах бычка было столько, что мне стало стыдно за свою бестолковость.

О невозмутимости коров говорит такой эпизод. Стоим на обочине дороги, между мной и женой сантиметров 30. Вдруг чувствую кто-то толкает меня и сдвигает в сторону! Оказывается шла корова, а мы оказалась у нее на пути, вот она и прошла сквозь нас!

Собаки - это просто чудо. Они могут лежать на дороге, сидеть или идти по дороге с самым задумчивым видом. При этом не всегда реагируя на твои сигналы.

Ну а про стиль вождения индусов можно говорить долго и с большим удивлением. Главное правило - кто больше тот и король на дороге. Самые главные, это автобусы и большие самосвалы, дальше джипы и легковушки, потом мотоциклы, потом мопеды и потом велосипеды.

Часто сталкивались с ситуацией, когда автобус или джип или легковушка выезжают на встречную полосу, еще и гудят и моргают светом, т.е. уйди с дороги не видишь я еду. Движение в горах особенно экстримально. Индусы вообще не считаются с движением по полосам и выходя из шпильки по своей полосе легко можешь встретить там например грузовик. Не расслабляйтесь и советую в горах включать ближний свет и сигналить возле слепых поворотов. Удивительно, но это немного помогало. Несколько раз попадали в очень не хорошие ситуации, но очевидно карма у нас хорошая, ничего не случилось.

Про дороги. Старайтесь держаться самых крупных автострад, как правило они имеют неплохое покрытие и не так много лежачих полицейских. Будте внимательны именно к лежачим полицейским, как правило возле них стоят соответствующие знаки, но бывают ситуации когда приходилось тормозить в пол, т.к. знака не видно за кустами, а бугор на дороге был не заметен.

Еще один момент на который нужно обратить внимание, это песок на дорогах. Это касается не только Индии, но и всех Азиатских стран. Мы все привыкли тормозить прежде всего передним тормозом, здесь к этому нужно относится очень аккуратно. Всегда помнить, что на дороге песок и колесо может снести. Особенно на поворотах.

И так про сам маршрут. Из Вагатора до Мапусы местная дорога, качество не очень, но компенсируется хорошим знанием неровностей. От Мапусы до Моллема дорога региональная и, в целом, неплохая. На отдельных участках шли до 80 км/час. Но есть участки с очень узким полотном и слепыми поворотами. Иногда задавали себе вопрос, а правильно ли мы едем и для надежности сверялись с навигатором.

В Моллеме резкий поворот налево, возле заправки. Кстати заправок по всей трассе было достаточно, так что запас бензина с собой везти не нужно.

От Моллема начинается федеральная трасса NH748, которая идет через красивейший национальный парк Бхагван Махейвир Санкчури Энд Моллем. Высокие горы, долины, серпантины.




Будте внимательны за рулем. Головой крутишь постоянно, а нужно иногда смотреть и на дорогу и уворачиваться от индийский водителей.

В некоторых местах специально оборудованы смотровые площадки. Стоит остановиться, как обезьянки тут как тут.
Как только закончился штат Гоа - закончилась и дорога. Как это знакомо по России. Буквально за шлагбаумом начались кочки, ямы, а местами асфальт полностью разрушен. Не погоняешь.
Границу штатов прошли без задержки, хотя полицейский начал опускать перед нами шлагбаум. То ли белые номера сыграли роль, то ли в нас трудно было признать не местных, не знаю. Кстати, за все время путешествия нас ни разу не остановили полицейские.

Увидев такую дорогу мы приуныли. Неужели вся дорога до Хампи такая. Это сколько же пилить нам. Но нет, горы закончились и уже в районе Анамода (Anamod) дорога стала по индийским меркам отличной.




Сверяться с навигатором приходилось не часто. Только при уходе с одной трассы на другую или при прохождении крупных городов. В городах навигатор особенно пригодился, не везде в глубинке есть указатели на английском языке, часто указатели написаны на хинди.

В районе города Келагери (Kelageri) резкий поворот на право на федеральную трассу NH48. При возвращении именно здесь появляется первый указатель на Панаджи (Panjim), не пропустите его. Дорога отличная и есть желание открутить по полной. До Хубли (Hubballi) долетели быстро. Совет, не сворачивайте с трассы NH48 до пересечения с трассой NH67 и уже по ней въезжайте в город.
Дорога не вызывает особых сложностей. Однако ланшафт всего пути до Хампи по штату Карнатака (Karnataka) довольно однообразен. В основном это унылая равнина. Практически повсеместно люди заняты сельским хозяйством. Выращивают хлопок, кукурузу и что-то непонятное для нас, но очевидно очень важное для них.




В районе города Коппала (Koppala) большое количество ветряков. А дальше появляются те самые награмождения камней.




Увидив эти камни, так знакомые по фотографиям Хампи, стало понятно - цель поездки близка.

В Хоспете (Hosapete) немного поплутали и даже пришлось выручать заблудившегося англичанина путешествующего на мотоцикле по Индии.

К 19 часам прибыли в Хампи. Даже если вы приехали поздно и устали, не поддавайтесь атакам местных моторикш и просто проводников. Просто 10 минут сделайте паузу, а потом идите искать жилье.
Ниже подробный маршрут как проехать от Хоспета до Хампи, именно до того места где вы будете жить. Никого не слушайте, езжайте именно сюда. Это если вы решили остановиться на Вирупакшиной стороне.




В результате в дороге мы находились 12 часов, проехали по спидометру 392 км со средней скоростью 32,6 км/час.




Если вы решили остановиться на другой стороне реки Тунгабхадра (Tungabhadra) в рисовых полях, то маршрут будет иной. Не доезжая Хоспета нужно будет свернуть налево. Но, впрочем, при желании мотоцикл можно переправить на другой берег и с помощью парома.

Почему останавливаются на той или другой стороне реки читайте тут (что посмотреть в Хамп) в отдельном посте о Хампи и о том, что можно и нужно там посмотреть.

И так жилье. Оставьте мотоцикл прямо в деревне и обходите гесты методично. Заходите в те которые понравились. В Хампи вы найдете жилье на любой вкус и кошелек. Не стесняйтесь посмотреть предлагаемое жилье, проверьте наличие горячей воды и обязательно торгуйтесь.

Я понимаю, что вы устали, возможно плохо знаете английский язык, но лучше потратить 30 минут на поиски, чем потом жалеть. Поверьте мне, по цене вы всегда сможете договориться на межнународном языке .... с помощью калькулятора.

И так вы устроились. Едален в деревне полно, но помните, это вегетарианская сторона и мяса тут нет. Мясо и крепкая выпивка на другой стороне реки.

Рассказ что посмотреть, куда сходить, исторические факты, в общем отличный путеводитель по Хампи находится тут.

Перед поезкой вы можете его скачать на планшет или просто распечатать и носить с собой. Не поддавайтесь искушению и не берите рикшу в качестве экскурсовода. У вас есть свои колеса. Поверьте, ничего не заменит пешеходных прогулок по древним развалинам. Вы один на один с историей. Вы подготовлены, у вас в руках карта и мой путеводитель. Сделайте так и вы не пожалеете.

О деревне. С одной стороны это действительно деревня со всеми атрибутами присущими ей, козами, коровами, петухами орущими по утрам, свалкой на окраине. А с другой стороны не оставляет ощущение, что это все как-то не суразно прикрепилось к древним храмам и все какое-то лишнее.

К сожалению индийцы здорово умеют загадить место где живут. И вот уже под мусором и пылью не видно вековых плит. Вот уже все завешано традиционными тряпками аля Индия. Но поверьте, не нужно на все это обращать внимание. Они живут так как хотят и как знают, а вы приехали сюда не за этим.

Несколько практических советов по проживанию. Если смотреть со стороны храма Вирупакши, то левая часть деревни несколько "чище". Наверное потому, что там нет свалки. Хотя называть левуо или право довольно смешно. Все поселение можно обойти за пять минут. Туристы уже сильно разбаловали местных. Ребята, торгуйтесь, цены везде сильно завышены. Начинайте торг с половины цены, а там как получится.

Не бросайтесь питаться в раскрученных кафе, таких как Mango Tree или Chill Out. Там дороже, официанты избалованы и совсем не вкуснее, чем маленьких семейных кафе.

Например на второй улице идущей параллельно реке на втором этаже есть маленькое семейное кафе на четыре столика, в названии кажется присутствует Ганеша. Готовит сам хозяин семейства прямо при вас. Семья живет здесь же, в соседней комнате. Ассортимент не велик, но все очень вкусно и совсем не дорого. И таких кафе не мало.
Раньше многие из этих людей жили прямо на древней улице Hampi Bazaar. Но потом Юнеско взяло под свое крыло все эти памятники архитектуры и жителей выселили в это место.




В итоге мы прожили в Хампи до 08 марта 2015г. Хотя планировали уехать раньше. На пару дней.
Напоминаю, цель этого отчета не рассказать про достопримечательность Хампи, а поделиться впечатлениями от поездки. А также помочь тем, кто впервые решил путешествовать по Индии на мотоцикле.
О том, что и как посмотреть в Хампи смотри здесь (ссылка на подборку по Хампи).

Обратно выехали 08 марта 2015г. в 7-45 час. Ехать решили тем же маршрутом. Все знакомо и поэтому скорость стала больше, меньше остановок на проверку маршрута.
В районе поселка Кадабагатти (Kadabagatti), это уже на подъезде к горам, навигатор вдруг предложил изменить маршрут и поехать другой дорогой.

Предлагаемый маршрут был такой: в районе поселка Кадабагатти (Kadabagatti) поворачиваем на право на трассу SH93 и едем до Кханапура (Khanapur), объезжам его слева и уходим по трассе SH31 в сторону поселка Оламани (Olamani) и по этой же трассе до Санкулиема (Sanguliem) и далее на Мапусу.
А почему бы и нет, подумали мы. Тем более, что маршрут сулил стать короче и может быть не нужно будет ехать по разбитой дороге в горах до границы с Гоа.




На удивление эта местная дорога оказалась просто замечательной. Отличное покрытие, мало лежачих полицейских, прекрасные виды.



А виды в горах просто восхетительны.




Про движение в горах на индийских дорогах я писал выше. На этой дороге это особенно чувствуется, т.к. покрытие отличное и движение очень интенсивное.

В результате до дома мы доехали за 9 час 45 минут, пробег по спидометру 386 км, средняя скорость 38 км/час.
Ниже привожу фрагмент нового маршрута по горам и однозначно советую ехать именно им.
Итоги поездки. Можно конечно воспользоваться автобусами для поездки в Хампи из Гоа, но что может сравниться с ощущением дороги, с возможностью увидеть жизнь глубинки своими глазами, с возможностью прокатиться по Индийским дорогам и почувствовать жаркий ветер на своем лице и даже просто поучаствовать в таком приключении о котором будешь вспоминать всю жизнь.

Путешествуйте. Путешествуйте так как вы захотите и на чем вы захотите.

С любовью, Я.

что посмотреть в Хампи, мотоцикл, Панаджим, дороги Индии, путешествие, на мотоцикле в Хампи

Previous post Next post
Up