Князь Атажукин сад своего имени не губил

Jun 26, 2013 16:17



К нам в редакцию поступило письмо с откликом на мою статью, опубликованную в прошлом номере газеты «МК в КБР». Это приятно, что у нас есть обратная связь с читателем, что наши публикации не проходят незамеченными. Хотя в данном случае автор письма, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки КБР Борис Бижоев выступил с критикой моей статьи. Приведу полностью цитату из письма, чтобы читателям была ясна суть полемики.

«Уважаемая редакция «МК в Кабардино-Балкарии»! Я являюсь одним из постоянных ваших читателей, поскольку считаю, что на ваших страницах жизнь нашей республики находит наиболее взвешенное и объективное освещение. Именно поэтому мне стало обидно за незрелую, на мой взгляд, публикацию в последнем вашем выпуске (N 26), посвящённую Атажукинскому саду. (Олег Лубан. «Давайте спросим у любого о нашем парке». По словам автора, к написанию статьи его побудило сообщение в прессе о намечаемых торжествах, посвящённых 90-летию парка. Нельзя так сужать его историю, он был заложен гораздо раньше. В этом я абсолютно солидарен с ним. Однако, прочитав статью целиком, невольно пришёл к мысли, что главной её целью является желание автора поставить под сомнение целесообразность возвращения городскому парку его исторического имени, связанного с князем А. Атажукиным. Для этого он опирается на книгу В. Я. Пеннер и Н. В. Пеннер «Нальчик глазами современников», откуда приводит искажённую цитату из статьи Я. В. Абрамова, на основе которой делает такой вывод: «Парк переименован в честь того человека, при котором он пришёл в полное запустение». Далее он спрашивает «А инициаторы от общественности тогда знали это?».




Ну что ж, уважаемый Борис Бижоев, я привык отвечать за всё высказанное мной в печати. Так уж нас учили преподаватели моего родного журфака. Я готов признать, что действительно допустил некоторые ошибки, слишком положившись на некоторые краеведческие источники. Я очень люблю мудрое высказывание, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нашёл в Интернете и прочитал полностью статью известного русского публициста XIX века Якова Васильевича Абрамова «Кавказские горцы». В ней он пишет о тех невзгодах, которые выпали на долю кавказских горцев, о проблемах, связанных с их интегрированием в современное для него российское общество. Что делает честь автору, и лишний раз доказывает, что в России было немало передовых прогрессивных людей, которым была небезразлична судьба горских народов. Приведённая в книге «Нальчик глазами современников» цитата не искажена, она передана точно. Но она вырвана, тут я с вами согласен, из контекста общей сути статьи Я. В. Абрамова. Потому, возможно, и складывается мнение, что нальчикский парк пришёл в запустение во время владение им князем Атажукиным. Почему распространилось такое мнение в советской краеведческой литературе, не знаю, но думаю, что сыграла свою роль идеологическая подоплёка. Вот и в книге А. Х. Кушхова и А. И. Ругузова «Нальчикский парк. Деревья и кустарники», вышедшей ещё в 1979 году в издательстве «Эльбрус», есть такое высказывание: «В 1865 году вместе с прилегающими землями площадью около 32 гектаров его (казённый сад) передали во владение кабардинскому князю Атажукину и с того времени стали называть «Атажукиным садом». Владелец сада не проявил о нём должной заботы, запустил его и в начале нашего столетия в саду осталась только аллея из липы кавказской да дикорастущие плодовые (яблони, мушмула, груши и др.)».



На самом деле Атажукино Атажукин к последующему запустению сада не причастен. Хотя бы по той простой причине, что в 1868 году князь умер от лихорадки. И знать не мог, что к началу 20 века сад придёт в полное запустение. Так что я готов извиниться перед памятью многоуважаемого князя. А он действительно в своё время был достаточно уважаем и отмечен правительственными наградами - поискал я тут сведения о его биографии. Князь Атажуко Касаевич Атажукин родился в 1813 году, умер в 1868 году. С 1830 года служил в составе Закубанских экспедиционных войск отдельного Кавказского корпуса. С 1847 г. поручик Закавказского конно-мусульманского полка.   Переведён в 1849 г. офицером в лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон собственного Его Императорского Величества конвоя. Награждён орденами Св. Анны 3-й степени с бантом, Св. Станислава 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени с короною. К 1858 г. «состоял по кавалерии и находился при Главнокомандующем Кавказской армией по политическим видам». Военную карьеру завершил в чине полковника. Проживал в Большой Кабарде в собственном ауле «полковника князя Атажуко Атажукина» на реке Баксан.

Кстати говоря, у нас в республике в последнее время стало хорошим тоном говорить о дореволюционном периоде, как о времени «проклятого царского режима». При этом почему-то забывается, что многие горские дворяне служили в российской царской армии, получали высокие чины и звания. Я об этом уже писал в нашей газете в статье «Давайте вспомним о забытых защитниках Отечества». Касался судеб таких людей, как генерал-майора Тембота Жанхотовича Бековича-Черкасского; полковника Даутокова-Серебрякова, произведённого Деникиным в генерал-майоры посмертно; генерал-майора Мудара Анзорова и других. Но это так, к слову пришлось.

Итак, в своей ошибке я перед князем Атажукиным печатно покаялся. Но некоторые вопросы у меня, уважаемый Борис Бижоев, тем не менее остаются. У нас сейчас усиленно пропагандируется мнение, что князь Атажуко Атажукин был основателем нальчикского городского сада-парка. Но ведь это не так! Согласно архивным данным, в его создании и развитии активное участие приняли начальник Центра Кавказской линии князь В. С. Голицын, сменивший его на этом посту грузинский князь Эристов. Есть сведения и о том, что полковник российской армии кабардинский князь Атажуко Атажукин принял активное участие в закладке нальчикского казённого сада. Но он не был его единоличным основателем. Как мы уже знаем, в 1865 году казённый сад был передан князю Атажукину во владение. И владел им Атажуко Атажукин всего три года до своей смерти. А затем сад был выкуплен обществом нальчикской слободы у сына князя. В дальнейшем его запустении виновны сами жители слободы, которые больше использовали его чисто для своих хозяйственных нужд. Это правда. И всё же утверждение о том, что «роль князя Атажуко Атажукина в сохранении Нальчикского природно-культурного комплекса трудно переоценить», как вы пишете в своём письме, достаточно спорно. К тому же, если в 19-м веке название «Нальчикский казённый сад», «Атажукин сад» соответствовали своей сути, в нём было высажено много фруктовых деревьев, виноградники, то сейчас слово «сад» не очень вяжется с реальным положением дел. Сейчас это парк, а не сад, один из крупнейших и уникальнейших парков страны. И во многих туристических буклетах и справочниках он именуется именно, как Нальчикский парк культуры и отдыха. Я вам скажу, что уже сталкивался, например, в Интернете, с тем, что люди из разных регионов России, которые раньше бывали в нашем городе, восхищались нашим парком, когда слышат название «Атажукинский сад», не понимают, о чём идёт речь. Они думают, что нальчикский парк и какой-то «новый Атажукинский сад» - это разные природно-культурные комплексы. Мне на моём блоге в Живом Журнале после выхода обсуждаемой статьи задавали вопросы, типа такого: «Давно я не был в Нальчике. А Атажукинский сад - это у вас теперь где?». Вот потому я и затронул тему целесообразности переименования парка в 2007-м году. О возвращении исторического названия в данном случае говорить не приходится, учитывая вышеупомянутые факты.



Вы, Борис, говорите в своём письме, что в своё время была создана авторитетная комиссия, которая собрала все публикации, архивные документы и на их основании пришла к выводу о возможности переименования парка. Может, всё-таки лучше, если бы такие вопросы решала не только группа специалистов и представителей общественности? Может, неплохо было бы и саму общественность немного в курс дела ввести? Просветить немного. Вероятно, тогда бы и нынешних споров не было. А я вот что-то не помню, чтобы в 2007-м году в республиканской прессе широко этот вопрос обсуждался, социологические опросы жителей города проводились на эту тему. Когда речь идёт о переименовании таких знаковых объектов, как нальчикский парк, известный далеко за пределами нашей республики, можно было бы шире общественным мнением интересоваться. А не только мнением «представителей общественности». То же самое касается и переименования привычных для нальчан названий улиц, ставшего одно время просто каким-то стихийным процессом. А ведь есть законодательные нормативные акты, регламентирующие механизм таких переименований. Сбор определённого количества подписей, учёт мнения людей, проживающих на данной улице и т. д. Уверяю вас, никто и не думал опрашивать людей, живущих на таких переименованных «по просьбе общественности» улицах (сам живу на одной из них), которые потом и сталкиваются с некоторыми бытовыми проблемами, связанными с переименованиями. Но это уже отдельная тема.

А вот то, что вы солидарны с тем, что история нашего парка насчитывает много больше, чем 90 лет - это радует! Искусственно снижать возраст нальчикского парка, гордости столицы КБР - вовсе незачем. Хотя отметить 90-летие со времени его возрождения в 1923 году можно, что нам в этом мешает?

Олег Лубан

общественное мнение, князь Голицын, князь Атажукин, Нальчикский парк

Previous post Next post
Up