Помните слова замечательной песни в исполнении Эдиты Пьехи?
Как теперь не веселиться,
Не грустить от разных бед
В нашем доме поселился
Замечательный сосед.
Мы с соседями не знали
И не верили себе,
Что у нас сосед играет
На кларнете и трубе.
Так вот, в нашем доме в знаменитом нальчикском микрорайоне, известном в народе под названием «Старая Кладка», такой сосед есть. Только он не поселился здесь недавно, а живёт в нашем доме с момента его сдачи в эксплуатацию - с 1973 года. А зовут соседа весьма необычно - Хорхэ Дардович Шалинский.
Играет Хорхэ на саксофоне, что для Нальчика вообще редкость. Впрочем, на кларнете тоже играет. Не раз по пути за сигаретами в близлежащий киоск автору этих строк доводилось насладиться неповторимым джазовым пением саксофона: «Чёрный кот», «Королева красоты», «Besame mucho», «Tombe La Neige». Этими и другими замечательными хитами прошлых лет развлекает всю округу наш замечательный сосед. Он, собственно, такой цели не ставит - он репетирует, импровизирует. Кто-то из читателей уже, наверное, посочувствовал его непосредственным соседям по близрасположенным квартирам, саксофон - это вам не флейта, инструмент громкий! Но у Хорхэ Шалинского есть договорённость с соседями - играет он только в строго определенные дневные часы, чтобы не потревожить чей-то сон или помешать смотреть интересные вечерние телепрограммы. К тому же, могу заверить, никакой фальши саксофон нашего соседа не издаёт, даже когда он начинает импровизировать. При этом Хорхэ на работу ходит не в филармонию, не в симфонический оркестр. По роду службы занимается совсем другой деятельностью.
Услышав в очередной раз живой чистый голос саксофона, я подумал: «О ком я только не писал в нашем родном городе! Почему же проигнорировал нашего замечательного соседа?». В общем, подумалось, пора это упущение исправить! Но оказалось, что не так легко ещё уговорить соседа на это интервью, потому что он скромно считал, что писать, собственно, о нём незачем. Но журналисты иногда бывают настойчивы, и вот мы беседуем, наконец, у меня дома с Хорхэ Шалинским.
- Хорхэ, я знаю, что ты не любишь много распространяться на эту тему, но как-то надо же объяснить читателям нашей газеты происхождение твоего необычного имени-отчества?
- Да уж, мне столько раз приходилось отвечать на этот вопрос, но для прессы расскажу ещё раз. Мои родители познакомились в Латинской Америке, в маленькой и очень красивой уютной стране Уругвай. Мой прадед по маминой линии был землевладельцем в Екатеринославской губернии, нынешней Днепропетровской области. Ну, и как землевладельцу, помещику, прадеду пришлось эмигрировать в 1918-м году из России. Не буду рассказывать все подробности, но он оказался потом в Латинской Америке, а туда в свое время немало русских выехали. Своего сына, моего отца, родившегося уже в Уругвае, он назвал в честь своего близкого друга, индейца - Дардо. На языке этого племени «Дардо» означает «наконечник копья». Мои родители Дардо Фомич и Елена Ивановна познакомились ещё в Уругвае. Русские эмигранты и на чужбине сохраняли духовную связь с Россией. Тоска по Родине, ностальгия - это всё не пустые слова. И в 1956 году мои деды решили переехать в Россию. Сначала мои родители жили в Днепропетровске, я там и родился. Назвали Хорхэ, хотя по свидетельству православного крещения я - Георгий. Это, собственно, одно и то же имя. Потом отец как-то побывал в Нальчике, ему город понравился, и в 1963 году они решили перебраться сюда, мне тогда было три года. Я, кстати, в детстве по-русски почти не говорил, потому что дома говорили на испанском. Но давай лучше о музыке…
- Давай. Только скажи сначала, а испанский-то не забыл?
- Без постоянной практики, живого общения язык, конечно, забывается. Но в столице Уругвая Монтевидео до сих пор живет сестра моей бабушки Татьяна со своими внуками и правнуками, с которыми я поддерживаю связь. Так как они не говорят на русском, мы общаемся на испанском языке. В 1995 году мне удалось впервые посетить Родину моих родителей Уругвай. В детстве родители много и красочно рассказывали о том, какая это красивая страна. И гуляя по улицам Монтевидео, я не раз ловил себя на том, что многое там мне знакомо. Было приятно бродить по улицам, по которым гуляли мои юные родители, слушать музыку, которую я слышал с раннего детства.
- Итак, о музыке…
- У меня это, наверное, наследственное, музыка в генах. Мой отец, Дардо Фомич, он и сейчас, слава Богу, жив, был отличным саксофонистом. У него была большая коллекция джазовой и латиноамериканской музыки. Я с детства эту музыку слышал. Наверное, не удивительно, что я занимаюсь музыкой. Но с музыкальной школой дуэт не сложился, так как приёмная комиссия не оценила мои джазовые импровизации и решила, что у меня просто нет слуха. Пришлось брать частные уроки по фортепиано. И, наверное, это было к лучшему. Понимаю, что кто-то не согласится, но мне кажется, что в наших музыкальных школах иногда у детей только отбивают желание заниматься музыкой из-за стандартного, шаблонного подхода, заформализованности образовательного процесса. Потом я учился играть на шестиструнной гитаре у Косовского Владимира Михайловича.
В школе я играл в ансамбле самодеятельности на разных инструментах. Когда служил во флоте в Краснознамённой Каспийской флотилии, меня определили в оркестр народных инструментов, два года на домре в оркестре играл. Если ты думаешь, что это на службе мне помогало, то ошибаешься. Я ведь не в музроте служил. И на репетиции меня заставляли ходить в свободное от службы время.
В дальнейшем я играл на гитарах (классической и джазовой) и на других инструментах, но голос саксофона всегда звучал в моей душе…
- И тут ты вспомнил об отцовском саксофоне?
- Нет, отец свой саксофон в 1963-м году продал. А у него, кстати, саксофон был непростой, работы французской фирмы «Cuesnon». Штучный саксофон, то есть не то, чтобы на заказ сделанный, но он один такой, другой саксофон той же фирмы уже отличаться от него будет. Сейчас я хочу отыскать отцовский саксофон, почти уже нашёл, но след опять затерялся. А сам я на саксофоне играть начал не сразу. Сначала приобрел хроматическую губную гармонику. Это, можно сказать, «саксофон в кармане». Кстати, инструмент довольно сложный, если кто не знает. Я и сейчас в некоторых композициях губную гармонику использую, для разнообразия. Тут я вспомнил, что в подвале у отца где-то лежит кларнет. Кларнет - это, кстати, прародитель саксофона. Ведь в свое время, бельгиец Адольф Антуан Сакс на основе кларнета изобрел саксофон, приладив во время обеденного перерыва мундштук от кларнета к горну, получился замечательный звук, так появилась идея создания саксофона. Отец Адольфа Сакса был владельцем фабрики по изготовлению духовых инструментов. Первую вещь, которую я на кларнете освоил - это джазовая пьеса Джорджа Гершвина. Потом я купил себе первый старенький чешский тенор-саксофон. Начал заниматься, постепенно стал играть всё лучше и лучше. Вообще-то, по-хорошему, на саксофоне надо играть каждый день, как минимум 2-3 часа, чтобы чего-то достичь. Сейчас я играю на саксофоне-альт фирмы «Baffet Cranfone».
- То есть, саксофон ты освоил самостоятельно? Возможно ли это?
- Ну, в общем, самостоятельно. Хотя отец кое-что подсказывал. У нас в Нальчике есть хороший саксофонист Борис Метревели. Он профессионал, кларнетист, саксофонист. Он когда меня слушал, долго не верил, что я не получил специального образования по саксофону. А вообще-то саксофонистов очень мало - не только у нас в Нальчике, их вообще мало. И саксофон инструмент дорогой, а главное - громкий, не все соседи это могут вынести. Родители сто раз подумают, прежде чем своего ребенка отдать обучаться игре на саксофоне.
- Ты делал свои записи, компакт-диск не выпускал?
- Да, конечно. Когда слушаешь себя со стороны, это как работа над ошибками. Я делаю или нахожу аранжировку к понравившейся мне композиции, включаю и работаю как с живым оркестром. Так сегодня поступают все солисты: скрипачи, саксофонисты и т. д.. У меня уже около 70 таких композиций. Профессионально записанного компакт-диска пока не делал, но хочу сделать. Для своих друзей и потомков.
У меня прекрасная семья. Жена Елена - преподаватель английского языка. Она сама закончила музыкальную школу по классу фортепиано, у неё абсолютный слух. Она мой первый слушатель, критик, советчик. Иногда сама хорошие идеи подбрасывает. Две дочери мои, Елена и Анна, живут в Ростове-на-Дону. У меня с дочерьми договорённость - как только у меня появляется первый внук с музыкальным слухом, я забираю его к себе и начинаю воспитывать, обучать музыке.
- Какие-то интересные профессиональные предложения в Нальчике тебе не поступали?
- Я и не особо афишировал свои музыкальные возможности. Тем более, что моя работа с музыкой не связана, а свободного времени крайне мало. Вживую играю, в основном для друзей, знакомых. А также для собственного удовольствия. Предложения поступают, в основном из Ростова-на-Дону, после того, как я играл на свадьбе моей дочери. Я очень люблю саксофон. Это великолепный инструмент, он живой, это как человеческий голос. На саксофоне можно в любви объясниться, а можно, грубо выразиться.
Есть у меня задумка сейчас, хочу попробовать настоящие аргентинские танго играть в оркестровом сопровождении. Дело в том, что танго, которые мы обычно слышим, это несколько европеизированные танго, упрощённый вариант. Натуральные аргентинские танго звучат несколько иначе. Там используется, например, такой инструмент, как бандонион, внешне он похож на гармонь, однако клавиатура иная. А звук похож на баян или аккордеон. Такие танго играет, например, знаменитый саксофонист Мигель де Карро. А вообще-то, аргентинское танго надо называть по справедливости уругвайским. Непревзойдённым танго считается всем известная композиция «La Cumparsita», автором которой является уругваец Матос Родригес.
- Говорят, у тебя помимо музыки есть ещё интересные увлечения…
- За свою жизнь чем я только не увлекался! Например, антикварными автомобилями, я сам отреставрировал «Москвич-400» 1946 года выпуска и ЗАЗ-965 («горбатый») 1962 года выпуска. Также занимался творческой фотографией, выезжал на пейзажи, делал портреты и коллекционировал антикварные фотоаппараты. Они и сейчас в рабочем состоянии. Самый старый фотоаппарат в коллекции - немецкий фотоаппарат «Эрнеман» конца 19-го века. Но музыка для меня главное увлечение в жизни.
- Ну, а кто такой Диего Форлан, ты знаешь?
- Вообще-то, я не фанат футбола. Но когда играют сборные стран, на чемпионате мира, например, смотрю. Болею за сборные России, Уругвая и Аргентины. Когда я в Уругвае был, меня на футбол пригласили. Сборные Уругвая и Парагвая играли. Ты бы видел, как там болеют! Это сказка какая-то, невольно сам заразишься, равнодушным остаться невозможно. Наши, уругвайцы, тогда выиграли - 5:2. Меня, кстати, один приятель, который работает в пресс-службе футбольного клуба «Насьональ» из Монтевидео, даже записал в члены клуба «Насьональ». А Диего Форлан - ну, кто ж не знает знаменитого форварда сборной Уругвая?