Южнокорейские успехи в космосе и Россия (о запуске "Нури" и не только) (окончание)

Jul 12, 2022 17:07

Продолжаем рассказ, начатый выше...





Сложный путь к секретам космоса: вывернутые мусорные ведра, совместные застолья и бесплатный двигатель…

В отношении того, откуда у корейцев взялись образцы для моделирования - отдельный вопрос. Тут тот же экс-директор KARI Чо Гван Рэ рассказывает практически детективную историю. Согласно его словам, в ходе проекта «Наро», когда для испытания пускового стенда необходимо было создать модель будущей ракеты-носителя, то россияне в августе 2008 г. доставили модель первой ступени в Корею, но при этом вместо модели двигателя поставили реальный. Прессе же это было сказано, что это лишь модель, а не настоящий двигатель. При этом корейцы не имели права иметь доступ к настоящей первой ступени ракеты, но, согласно договору о сотрудничестве, получали эту самую модель ракеты-носителя. Наличие же настоящего двигателя в ней оказалось неожиданным подарком, который и помог ускорить создание корейского двигателя.

«Когда был произведен третий, ставшим успешным запуск ракеты-носителя «Наро», то мы забрали себе макет, доставили себе в KARI в Тэчжон и только внимательно изучив всё поняли, что двигатель-то настоящий! Когда я впервые это понял, то у меня аж в жар бросило!» - отметил Чо Гван Рэ. Он добавляет, что российская сторона потом спохватилась, попыталась забрать двигатель, но корейцы указали на контракт, где было записано, что макет они имеют право забрать себе. А что в макете оказался настоящий двигатель - уже была не проблема корейской стороны. Издание «Чунан Ильбо» приводит и фотографию этой модели с двигателем, на котором написано «макет-НЖ», хотя двигатель был настоящим. Всё это до сих пор хранится на складе KARI в городе Тэчжон. («Чунан Ильбо», 29 октября 2021 г.)

Вот этот самый двигатель, который подарили "по большой российской дружбе" (фото из "Чунан Ильбо")



На вопрос, как получилось, что россияне так могли ошибиться, сделав подобный подарок, то Чо выдвигает следующую версию: «Это лишь мое предположение. Думаю, что российской стороне не хотелось лишний раз что-то делать дополнительно, а потому на модель системы установили имевшийся у них настоящий двигатель, планируя потом его забрать. Они потом и хотели это сделать, но мы указали на указали на контракт, где было записано, что весь макет корейская сторона имеет право забрать себе. Так и макет и двигатель оказались у нас, а директор ГКНПЦ им. М.В.Хруничева был, насколько я знаю, снят за это с должности. Думаю, что это в некоторой степени отражает последствия той неразберихи и проблем, которые были в России после дефолта 1998 г.» Корейские инженеры потом исследовали этот двигатель вдоль и поперек, что и помогло им быстро создать собственный 75-тонный двигатель. (Газета «Чунан Ильбо», 29 октября 2021 г.)

С этим, кстати, в принципе согласен и нынешний руководитель отдела двигателей проекта «Нури» KARI Хан Ён Мин, который в последние годы и руководил процессом создания двигателя для «Нури». Он признает, что они тщательно исследовали использованный в первой ступени «Наро» двигатель «Ангары», который они получил «по ошибке», посмотрев решения, примененные российскими инженерами. Это во многом позволило решить возникшие у корейских инженеров проблемы.

Впрочем, Хан настаивает, что помощь была, но не в такой степени, чтобы говорить об «обратной разработке». «Мы тот российский двигатель так до сих пор и не разобрали на части. Конечно, я заходил внутрь носителя, изучал систему двигателя, учел общие размеры, место расположения клапанов, труб и прочего. Но тот двигатель «Ангары» имеет мощность свыше 200 тонн, сильно различается с нашими двигателями следующего поколения по мощности и давлению. Потому вряд ли можно говорить, что имела место обратная разработка. Конечно, двигатель «Ангары» помог нам, но схемы, чертежи пришлось нам делать самим», - подчеркивает Хан Ён Мин. («Чунан Ильбо», 30 июня 2022 г.) Правда тут надо учитывать, что Хан возглавлял группу разработчиков двигателя, а потому является весьма заинтересованным лицом в этой дискуссии, хотя и он признает косвенную помощь со стороны России.

В этом плане показательны также и высказывания директор Управления развития корейских ракет-носителей KARI Ко Чжон Хвана. Он тоже участвовал в проекте и «Наро», активно контактируя с российскими экспертами. «У нас не было чьих-либо готовых чертежей. Единственное, что было - изучали очень старые, еще изданные в 1960-х гг. российские книги. На основе их уже общались с российскими и украинскими специалистами, получали какие-то намеки, советы, а также консультации в рамках контрактов по помощи. Но чертежи, схемы - мы делали полностью сами», - отметил Ко. (Газета «Чунан Ильбо», 22 июня 2022 г.)

При этом он признает, что ради получения информации прибегали к «самым разным способам». «В рамках проекта «Наро» Россия привезла уже полностью готовой первую ступень, но в процессе совместной работы на неофициальном уровне мы получали помощь от российских инженеров», - говорит он. - «Когда мы вели переговоры с россиянами официально, то у россиян всегда присутствовал человек, отвечающий за безопасность, который записывал содержание бесед. Мы также не могли заходить в ангар, где находилась сделанная в России первая ступень «Наро». Но они же тоже люди, за всеми постоянно не уследишь, нельзя ходить до жилья за каждым. Когда у нас были какие-то праздники, радостные события, то приглашали и российских инженеров. Вот в ходе таких неформальных бесед, жаря мясо, пропуская рюмочку-другую, мы сдружились. Вот после этого они уже нам кое-то что и рассказывали, если мы спрашивали. Таким образом в ходе разработки «Наро» мы получили много знаний, который использовали уже при создании «Нури», - отметил Ко. («Чунан Ильбо», 22 октября 2021 г.)

Издание «Чосон Ильбо», ссылаясь на неназванных корейских сотрудников, сообщило, что корейцы «даже вытаскивали содержимое мусорных ведер у россиян, пытаясь получить хоть какую-то информацию». («Чосон Ильбо», 25 октября 2021 г.) Тот же Ко Чжон Хван, подчеркнув, что «лично он в мусорных ведрах не копался», признает, что он и его сотрудники «ради получения какой-то новой информации собирали рисунки, документы и прочие схемы, наброски, которые российские инженеры оставляли на столах после общения». «Всё это пытались понять, а там же еще всё на русском… А мы же русского не знаем, рылись в словарях, пытаясь понять, что написано… вот это помню», - рассказал он в интервью телеканалу KBS после успешного запуска 21 июня, вспоминая процесс разработки. (KBS, 22 июня 2022 г.)

Как можно сделать вывод, с одной стороны, можно спорить о размерах и масштабах российской прямой и косвенной помощи корейцам, но она была, включая «неожиданные», но очень ценные подарки в виде настоящего двигателя. С другой стороны, корейцы и сами к тому времени немалого достигли, могли разобраться в советах, в итоге всё же сделали потом своими руками, применяя упорство, настойчивость, смекалку, а порой и хитрость. И теперь могут производить ракеты-носители и выводить спутники почти самостоятельно (про «почти» - немного ниже).

Кстати, когда довелось рассказать одному российскому знакомому, который работает с корейцами в другой сфере технического сотрудничества, тот он, посмеиваясь по поводу «вытряхивания мусорных ведер», отметил следующее: «Знакомое дело. С корейцами надо держать ухо востро. Когда им нужны технологии, то они часто не стесняются в методах, метут любую информацию как пылесосы, идут на самые разные ухищрения, включая лесть, попытки войти в доверие, «давление на жалость». Подчас намеренно нарушают те границы дозволенного, которые мы устанавливаем, надеясь заполучить нужные технологии. Тут нам надо уже действовать пожестче, бить по рукам, когда наши партнеры их распускают. Сами корейцы свои технологические секреты охраняют очень и очень строго. На переговорах, когда чувствуют слабину или возможность диктовать свои условия, то пытаются выжать всё и по максимуму. Это, кстати, американцы тоже отмечали, правда у США с этим всё строго, они своих союзников куда лучше изучили и заранее ставят их в очень жёсткие рамки», - отметил он. При этом он признал то, что всегда говорили и российские ракетчики: корейцы в целом «очень усидчивые, трудолюбивые специалисты, которые не щадят себя ради работы, и преданы своему делу».

Со своей стороны могу лишь сказать, что когда собирался делать репортаж «о флагмане южнокорейской электронной промышленности» одной очень известной компании РК, то мне не только не показали цех по производству, но даже запретили фотографировать в музее, где были выставлены их электронные изделия, производившиеся с 1960-х до 2010-х гг, сказав, что «запрещено делать фото даже телевизора производства 1980-х гг.» Можно предположить, что они уж точно «по ошибке» не поставили бы в Россию свою технологическую новинку. А со «случайно попавшим в Корею» ракетным двигателем хотелось бы услышать версию российской стороны… Судя по фотографиям, он действительно был передан корейцам и, как говорилось выше, до сих пор находится на складе KARI в Тэчжоне.

Интересно, что все эти споры по поводу «смогли ли корейцы сами или кто-то передал готовые чертежи» очень напоминают разговоры, которые идут и про северокорейцев, у которых в последние годы также произошел резкий скачок в сфере ракетостроения. Интересно, правда, что если южнокорейцы в целом оставляют за собой право на «самостоятельный прорыв» и «наличие собственных выдающихся талантов», то в отношении северян чаще всего подозревают, что «кто-то очень сильно помог, так как сами не могли». Похоже, что корейские таланты в этом плане едины для Юга и Севера, если южане на основе выброшенных схем, разговоров в ходе застолий и благодаря своим знаниям, труду и упорству смогли сделать «Нури», то почему северяне нет?

В любом случае, говоря про проект «Нури», отметим, что даже имея перед глазами готовый «Мерседес», абсолютно не значит, что получится сделать не уступающую ему копию. От российской стороны корейцы помощь получили и смогли ей воспользоваться, но всё непосредственно делали сами.

Большие амбиции на будущее

Судя по настрою корейских властей и специалистов, они не намерены удовлетворяться достигнутым, а в планах у них - превращение в крупную космическую державу, которая могла бы на равных общаться с нынешними государствами-лидерами этой сферы.

Согласно заявлению министру науки РК Ли Чжон Хо, для дальнейшего подтверждения надежности и работоспособности ракеты-носителя «Нури» они до 2027 г. намерены провести еще четыре запуска, первый из которых состоится в первой половине следующего года. На это заложен бюджет в 687,4 млрд. вон (около 530 млн. долл.). В процессе этих стартов на околоземную орбиту планируется вывести в общей сложности 13 малых и средних спутников.

Совсем скоро пойдет активная фаза реализации корейской программы освоения Луны. Корейцы в августе на американской ракете-носителе планируют запустить спутник «Танури». 6 июля это устройство уже было доставлено из Кореи в США. «Танури» к декабрю должен выйти на орбиту Луны на высоте 100 км и в течение года (до декабря 2023 г.) будет обследовать Луну, делая подробные фотографии поверхности и подбирая площадку для приземления корейского лунохода. Последний же планируется доставить на Луну через несколько лет при помощи уже корейской ракеты-носителя следующего поколения KSLV-III. Луноход Страны утренней свежести должен начать путешествовать по поверхности Луны в 2031 г., что сделает (если всё пройдёт успешно) Южную Корею четвертой - после CCCР, США и Китая - страной, которая сможет направить свой аппарат на природный спутник Земли.

Вот "Танури" и как он летать будет вокруг Луны (взято из "Чунан Ильбо")





Что же касается ракеты-носителя следующего поколения KSLV-III, которая должна стать основной космической «рабочей лошадкой» Кореи ближайшего будущего, то на этот проект выделено 1,9 трлн. вон (около 1,5 млрд. долл.). У новой ракеты будут пять двигателей мощностью 100 тонн каждый в первой ступени и два двигателя мощностью по 10 тонн на второй ступени при возможности выводить в космос до 10 тонн полезной нагрузки (для сравнения, напомним, что запущенная 21 июня KSLV-II рассчитана только на грузы до полутора тонн). Первый запуск KSLV-III запланирован на 2030 г., а в 2031 г. эта система должна доставить на Луну корейский луноход. Вот эта ракета-носитель уже куда более серьёзная и даст возможность Корее существенно расширить количество доступных для реализации космических проектов. Некоторые в Корее уже поговаривают о программах освоения других планет Солнечной системы - Марса, Венеры, хотя и понимают, что до этого придется пройти еще немалый путь.

Сеул также не скрывает, что он намерен активно развивать и военное направление использования космоса, в том числе развитие орбитальной группировки спутников-шпионов, а также поговаривают о возможности и создания на основе ракет-носителей межконтинентальных баллистических ракет.

Впрочем, космос для Кореи - не только и не столько вопрос национального престижа и обеспечения военной безопасности, но и возможность зарабатывать деньги. Коммерческому направлению будет уделяться особое внимание. Корейцы намерены создать собственную навигационную систему, для чего надо выводить большое количество спутников.

Планируется также активно выйти на мировой рынок запуска спутников для других стран. Согласно статистике, в период с 2010 по 2020 гг. в мире было выведено 2663 спутника, но в ближайшие десять лет различные страны мира собираются вывести в пять раз больше - 12 510. Объем рынка запусков, согласно данным компании Fortune Business Insights, увеличится с 14,21 млрд в 2022 г. до 31,9 млрд. долл. в 2029 г. Согласно оценкам компании Morgan Stanley, составлявшая в 2020 г. 251 млрд. долл. мировая космическая индустрия к 2040 г. увеличится в масштабах до 1 трлн. 100 млрд. долл. И Южная Корея намерена получить свою значительную долю этого растущего мирового «космического пирога» - как путем запуска спутников на коммерческой основе, так и путем предоставления других услуг.

Для обеспечения прибыльности, рентабельности и стимулирования конкуренции правительство РК планирует активным образом привлекать в эту сферу частные компании, передавая им технологии и обеспечивая финансовую и прочую поддержку. На острове Венародо, где расположен космодром «Наро», будет создан полноценный космический кластер, где будут собраны компании отрасли. Соответствующий закон должен пройти одобрение в парламенте РК в октябре этого года. На развитие кластера до 2031 г. будет потрачено 800 млрд. вон. Там разместятся производственные, исследовательские, информационные мощности компаний отрасли, там же собираются готовить и новых специалистов. Для всего этого на острове создадут специальную «космическую промышленную зону» площадью 306 тысяч кв м.

Сам же космодром «Наро» будет расширен. Сейчас на нем существуют пока две крупные пусковые площадки и строится одна малая. К 2031 г. на космодроме таких площадок будет в общей сложности пять - две большие и три малые.

Кстати, частные компании будут активно привлечены в качестве партнеров уже и на этапе следующих запусков «Нури». Во второй половине этого года министерство науки РК должно определить главную компанию, которая будет отвечать за очередной запуск «Нури». Эта частная фирма получит от KARI соответствующие технологии. При следующих запусках «Нури» частным компаниям будут переданы уже все этапы реализации запусков - от проектировки и сборки до непосредственно старта. «Если мы хотим как следует развивать космическую отрасль, то без активного привлечения частных компаний, создания конкуренции между ними не обойтись», - цитирует издание «Чосон Ильбо» слова профессора Корейского аэрокосмического университета Чан Ён Гына.

Впрочем в Южной Корее уже определились лидеры космической отрасли среди «частников». Тот же концерн Hanwha, который отвечал за создание двигателей для ракеты-носителя «Нури», намерен до 2030 г. инвестировать в космос самостоятельно или через дочерние компании несколько миллиардов долларов. Помимо двигателей компания будет работать в сфере развития спутников, систем связи и информации. Отвечавшая за координацию всего процесса сборки «Нури» компания Korea Aerospace Industries (KAI) уже активно занимается военным и гражданским направлением спутников, собираясь в том числе выйти на рынок услуг по съемкам из космоса. Korean Air, которая является ведущей авиакомпанией страны и которая активно участвовала в проекте «Наро», ведет разработку двигателей для малых аппаратов, беспилотных и иных систем. Корейцев очень впечатлила история и успех частного предпринимателя Илона Маска и его компании SpaseX. Вот в Стране утренней свежести надеются, что со временем и у них появится такой же инновационный лидер космической сферы из рядов частного бизнеса.

Глядя на амбициозные планы корейцев, автору эти строк запомнились сказанные в 2007 г. слова одного из российских специалистов, который работал с корейцами в рамках проекта «Наро»: «Сейчас они учатся у нас, но учатся очень быстро, у них замечательная собственная научная и производственная база, есть передовые решения в области электроники, систем связи. Очень скоро эти наши ученики превратятся в наших конкурентов», - сказал россиянин. Как говорится, «как в воду глядел», что, впрочем, с учетом подхода Кореи к развитию других новых отраслей было предсказуемо и неизбежно. На космическом рынке мира появляется новый игрок в лице Южной Кореи, который бросит вызов ведущим державам, включая США, Россию, Китай и ЕС.

Эксперты правда отмечают, что до полетов на Марс и Венеру Корее еще очень далеко. Кроме того, они хоть и создали собственную ракету-носитель «Нури», но все же без согласия США не могут выводить на орбиту тяжелые спутники, так как в них до сих пор используют американские комплектующие, за которыми власти США установили жесткий контроль. Потому над полной независимостью еще придется потрудиться, но начало уже положено. Южная Корея 21 июня вошла в клуб космических держав планеты, имеет свой космодром, может создавать свои спутники, свои ракеты-носители, имеет технологии, финансы, передовую промышленность и желание развиваться в этой сфере, а потому с корейцами нельзя не считаться даже в «космическом масштабе».

Наро, Космос, Корея, Россия, Нури

Previous post Next post
Up