Южнокорейские успехи в космосе и Россия (о запуске "Нури" и не только) (часть 1)

Jul 12, 2022 17:01

Полезем еще дальше в высоту, теперь не горы, а космос )))
21 июня Южная Корея произвела успешный запуск собственной ракеты-носителя "Нури". Всё в итоге прошло без сбоев, так что ЮК стала седьмой космической державой. Корейцы в СМИ и особенно политики очень любят говорить про "полностью собственный успех". Как бы и так и не совсем так... Там любопытная история с ролью России и в некоторой степени загадка, зачем корейцам РФ отдала готовый ракетный двигатель Писал заметку на эту тему, в итоге она разрослась. Из-за размеров пришлось разбить на две части...





Там, где наиболее "острые цитаты", приведены ссылки, откуда взяты, чтобы не было вопросов... Некоторые цифры тоже взяты из общедоступных источников. Есть ряд моментов, где ссылаюсь чисто на свои впечатления, но они не играют ключевой роли.... Ниже сама статья...

Южная Корея добралась до космоса, но не без помощи России
Олег Кирьянов

21 июня с южнокорейского космодрома «Наро», что на самом юге Корейского полуострова, стартовала ракета-носитель «Нури», которая вывела на орбиту несколько спутников. Дальнейшее развитие событий подтвердило предварительные оценки: запуск прошел полностью в штатном режиме, спутники в итоге вышли на связь, а Южная Корея вступила в элитный клуб космических держав, став седьмой страной мира, которая может самостоятельно изготавливать и выводить в космос спутники. Несмотря на заявления местных СМИ, всячески подчеркивающих «полностью самостоятельный успех», всё же без косвенной иностранной (в первую очередь российской) помощи не обошлось, а Сеулу предстоит еще пройти значительный путь, чтобы стать реально крупной космической державой, но Южная Корея теперь имеет всё, чтобы реализовывать амбициозные планы по освоению космоса, а они у неё уже есть.



День южнокорейской космонавтики

Состоявшийся 21 июня старт стал второй попыткой Южной Кореи вывести спутники на околоземную орбиту при помощи собственной ракеты-носителя «Нури». Первая попытка имела место ровно восемь месяцев назад - 21 октября прошлого года. Тогда сбой возник лишь на самом последнем этапе, когда почти всё прошло успешно, но меньше положенного отработали двигатели третьей ступени. Однако этого хватило, чтобы имитирующая спутник полуторатонная его модель не смогла достигнуть нужной высоты над Землей, а бывший тогда президентом РК Мун Чжэ Ин с сожалением вынужден был признать: «Запуск можно считать лишь частично успешным».

Впрочем, тогда уже было понятно, что самую важную часть работы южнокорейцы выполнили безупречно, а проблема случилась лишь на последнем этапе, хотя в космосе, как стало очевидно корейцам 21 октября, мелочей не бывает, а самый малый недочет может привести к неудаче всех усилий.

Выводы были сделаны, неполадки устранены с тройным запасом прочности. Правда и в июне поначалу не всё пошло гладко. Запланированный было на 15 июня старт из-за сильного ветра в районе космодрома пришлось перенести на день позже, а когда ракету «Нури» в конце концов доставили и установили на стартовый стол, пообещав запуск 16 июня, то вновь прозвучала команда «отбой». Достаточно неожиданно выявились сбои в работе одного из датчиков системы первой ступени, что стало неприятным сюрпризом, так как до сих пор в этой ступени всё работало нормально.

«Нури» пришлось возвращать в ангар, заново исследовать, гадая, удастся ли отделаться «легким испугом», когда можно будет всё быстро заменить, либо придется разбирать всю ракету. Последнее же означало, что забронированное до 23 июня «стартовое окно» будет упущено, потом ожидалась непогода, а старт придется перенести аж до осени. Всё же судьба в итоге решила, что достаточно испытала корейцев. Датчик удалось заменить, что говорится, «малой кровью», то есть без разбора всей ракеты, назначив новую дату старта на 21 июня.

В тот день на космодроме была хорошая, солнечная погода, ветер был несильным, а вернувшаяся уже на стартовый стол «Нури» прошла все тесты теперь без сучка и задоринки, хотя корейские инженеры напряженно покусывали губы и хмурились, понимая, что главное испытание еще впереди, а радоваться пока нечему.

Памятуя об относительной неудаче в октябре прошлого года, когда некоторые СМИ поспешили объявить «об выходе Кореи в космос», на этот раз никто не торопился с выводами и заявлениями. Трансляция же всего этого события шла в прямом эфире, что еще усиливало напряжение. Однако стартовавшая четко по расписанию в 16-00 «Нури» мощно пронзила небо и ушла в небо, а строгий женский голос с запланированными интервалами стал выдавать те слова, которых так ждали корейцы: «Завершение работы и отход первой ступени - сброс крышки, прикрывающей спутники - завершение работы и отход второй ступени - работа третьей ступени - отстыковка спутников от третьей ступени - штатное расхождение спутников и начало самостоятельной работы». Примерно через 43 минуты стало известно, что проверочный спутник, главной задачей которого было отслеживание всего процесса запуска и вывода на орбиту, вышел на связь со станцией слежения, расположенной на базе Южной Кореи «Сечжон» в Антарктиде. Именно это являлась доказательством того, что всё прошло нормально, а запуск можно признать успешным. 12 лет и три месяца работы над проектом «Нури» 21 июня 2022 г. спрессовались в 15 минут 46 секунд полета «Нури».



Вот после этого в Центре управления полетом в Тэчжоне, собравшиеся в районе космодрома «Наро» обычные корейцы, а также те, кто следил за запуском в прямом эфире, бросились радостно кричать, обниматься и поздравлять друг друга. Министр науки и технологий Республики Корея Ли Чжон Хо, которому выпала честь официально заявить об успехе, немного дрожащим от волнения и радости голосом заявил, что «старт признан успешным», «Корея вышла в космос», а нынешний день является знаковым не только для развития корейской космической отрасли, но и для истории Республики Корея в целом. Выступил и президент Юн Сок Ёль, который сказал, что «Этот успех открыл для нашей нации дорогу в космос!» Сложно сказать, что решат в итоге корейские политики, но 21 июня, пожалуй, можно было бы объявить «Днём южнокорейской космонавтики».





Рано утром в 3 часа 22 июня пришло сообщение, что проверяющий спутник вышел на связь с Центром управления полетами (ЦУП) в Тэчжоне, реагирует на команды. Затем с интервалом в несколько дней от него по очереди отстыковались и начали выполнять свои задачи четыре миниспутника, созданные корейскими научными институтами и университетами. Это уже никак не влияло на оценку и без того успешного запуска ракеты-носителя, но доказало, что запуск стал идеальным на всех его стадиях.

Таким образом 21 июня Южная Корея вошла в клуб космических держав мира. Помимо неё только ещё шесть стран - Россия, США, Китай, ЕС, Япония и Индия - умеют полностью самостоятельно создавать спутники, ракеты-носители и направлять полезную нагрузку в космос. Как бы это пафосно ни звучала, но 21 июня 2022 г. Южная Корея действительно открыла для «свою космическую эру», войдя в нее на собственной ракете-носителе «Нури».

Справка о проекте «Нури»

Проект создания ракеты-носителя «Нури» реализовывался с марта 2010 г., на него было потрачено чуть более полутора миллиардов долларов (1 трлн. 960 млрд. вон). Ракета представляет собой трехступенчатую конструкцию общей длиной 47,2 м, максимальным диаметром 3,5 м и общим весом 200 тонн. В первой ступени размещены четыре двигателя по 75 тонн мощностью каждый, на второй - один 75-тонный двигатель, а на третьей - один семитонный. На орбиту выводилась модель тяжелого спутника весом 1300 кг, спутник, который отслеживал работу систем ракеты-носителя весом 162,5 кг, а также четыре научных миниспутника весом от трех до десяти кг.

В производстве комплектующих для ракеты-носителя «Нури» принимали участие около трёхсот корейских компаний, из которых основную работу выполнили концерны Hanwha Aerospace (двигатели ракеты), Korea Aerospace Industries (KAI) (общая сборка ракеты, производство топливных баков первой ступени и емкостей для окислителя) и Hyundai Heavy Industries (строительство стартовой площадки и прочей инфраструктуры). Из около 370 тысяч деталей ракеты-носителя и спутников 94,1% были произведены непосредственно в Южной Корее, силами корейских компаний. Разработку, общее руководство и научно-техническое сопровождение осуществлял Корейский институт аэрокосмических исследований (KARI).

От KSR до русско-корейской «Наро» и полностью корейской «Нури»

Южная Корея известна за свои стремительные темпы развития экономики, технологий, но нынешний успех, как можно догадаться, пришёл не «вдруг», а стал результатом больших предварительных усилий. Как всегда с новой отраслью, корейцам, если переводить на школьный язык, пришлось проучиться все классы космической школы, закончить свои «институты» и в итоге сдать свой «выпускной экзамен», на что, безусловно, потребовалось время, деньги, усилия и чья-то помощь. Хотя в целом корейцы прошли эти этапы весьма быстро - примерно за три десятилетия.

Если совсем уходить далеко в историю, то некоторые специалисты отсчитывают начало южнокорейской ракетно-космической программы от 1958 г., когда президент Республики Корея (РК) Ли Сын Ман наблюдал над запуском первой корейской ракеты. Но реально полноценные активные усилия в рамках своей ракетно-космической программы Южная Корея стала предпринимать примерно 30 лет назад - с начала 1990-х гг. В 1989 г. была создана главная на сегодняшний день научно-технологическая структура отрасли - институт KARI. С июля 1990 г. Корея начала работать над созданием твердотопливной ракеты KSR-1 (Korea Solid Rocket), которая в июне и сентябре 1993 г. была дважды запущена. Она поднялась на высоту 77 км, пролетев полторы минуты. В 1996 г. был принят «Среднесрочный и долгосрочный базовый план развития космической отрасли Республики Корея», где впервые была поставлена цель создать собственную ракету-носитель, способную выводить спутники в космос.

После KSR-1 стали усложнять задачу, создавая уже двухступенчатую твердотопливную KSR-2. В ходе запуска в июне 1998 г. она поднялась до высоты 151 км, что уже считается космосом, но далее всё уперлось в наложенные на Южную Корею американцами ограничения по развитию ракетных технологий с использование твердого топлива. К 2002 г. Корея создала KSR-3 - жидкотопливную ракету с мощностью двигателя 13 тонн. Она смогла подняться до 43 км, но в любом случае пока нельзя было мечтать о самостоятельном выводе спутников на орбиту.

Вот тогда Южная Корея приняла решение обратиться за помощью к другим странам. Сеул пытался договориться с разными ракетными державами, включая свои главных союзников - США. Но те же американцы не хотели помогать корейцам, подозревая их в военных ракетных амбициях, французы запросили слишком большую сумму за помощь, другие страны также либо отказали либо потребовали слишком многого. Только российские специалисты из ГКНПЦ им. М.В.Хруничева согласились, согласившись на ту сумму, которая устраивала корейцев. В СМИ потом фигурировала цифра, что Корея заплатила за всё сотрудничество с РФ в космосе около 200 млн долларов. Ее сложно было официально подтвердить, но близкие к этому проекту источники соглашаются, что она очень близка к «итоговому чеку».

Так и родился российско-корейский проект создания ракеты-носителя «Наро», которая должна была вывести на орбиту Земли спутник весом 100 кг. Первая ступень (где были применены двигатели для комплекса «Ангара»), согласно договору, доставлялась уже в готовом виде из России, а вторую и третьи делали сами корейцы. Более сотни специалистов из РФ оказывали научно-техническую помощь, консультации, Корея также получила право оставить себе модель первой ступени и получить документацию по проекту. При этом корейские эксперты проходили стажировки, набирались опыта в российских институтах, учась создавать ракеты.

Вот фото с 2007 г., когда подписывали очередное соглашение



В общем те годы - с августа 2002 по апрель 2013 гг. - были периодом активного сотрудничества России и Южной Кореи в сфере космоса. Не случайно, что именно на этот период пришлось появление первого южнокорейского космонавта. 8 апреля 2008 г. на российской ракете-носителе «Союз ТМА-12» кореянка Ли Со Ён вместе с двумя российскими космонавтами отправилась на российский сегмент международной космической станции, вернувшись на Землю 19 апреля, став, таким образом, первым в истории (и до сих пор единственным) гражданином Республики Кореи, побывавшем в космосе.

На самом юге Корейского полуострова, на острове Венародо в провинции Южная Чолла появился нынешний «корейский Байконур» - космодром «Наро» (одноименный с первой ракетой-носителем), который был построен при техническом руководстве россиян. Строительство было завершено в июне 2009 г.

Вот это только начало строительства космодрома...



Когда космодром в 2007 г. посетил глава Роскосмоса, то он привез с Байконура камень как символ российско-корейского сотрудничества в области космоса. Этот камень до сих пор хранится под стеклом в музейном отделе космодрома «Наро».

Вот фото церемонии (там глава Роскосмоса, министр науки РК и камень с Байконура)





После двух неудачных попыток в августе 2009 и июне 2010 гг. 30 января 2013 г. взлетела и вывела на орбиту Земли спутник весом 100 кг первая корейская ракета-носитель «Наро» (KSLV-1), созданная при активном содействии РФ. За время этого сотрудничества с Россией корейцы смогли многому научиться, а также получить различные нужные им технологии и приобрести опыт.

С 2010 г. корейцы стали самостоятельно создавать собственную ракету-носитель «Нури» (KSLV-2), для которой, впрочем, активно использовался опыт и знания российских специалистов, с которыми работа в рамках «Наро» шла до 2013 г.

В целом и проект «Нури» не обходился без задержек, аварий, разного рода «накладок», что, впрочем, обычное дело для подобного рода проектов. В ходе разработок корейцы прошли и через взрывающиеся прототипы двигателей, и через политические пертурбации, когда финансирование проекта урезали, и даже через скандалы типа не самого благопристойного поведения директора KARI в ходе новогоднего застолья в 2019 г., когда он укусил за руку подчиненного, что в итоге попало в газеты. Некоторые политики пытались давить на ученых и разработчиков, пытаясь «подогнать» те или иные знаковые успехи под периоды своего правления. Хватало, конечно, и технологических проблем, из-за чего пришлось отодвигать сроки реализации проекта. Первоначально успешный запуск «Нури» планировалось провести в марте 2021 г., но перенесли более чем на год позже. Параллельно США, которые, кстати, при проекте «Наро» пытались оказывать давление на Россию, чтобы та не помогала корейцам создавать ракету-носитель, в итоге одно за другим отменили все наложенные на РК ограничения в плане развития собственных технологий.

Одной из главных вех проекта «Нури» стало успешное испытание в 2018 г. собственного 75-тонного двигателя, который является «сердцем» «Нури». Четыре таких двигателя стоят на первой и один на второй ступени. Правда корейские разработчики до сих пор вспоминают, как они мучались в 2015-2016 гг., когда столкнулись с проблемами при создании «движка», но упорство, опыт совместной работы с российскими специалистами и косвенная неожиданна помощь из РФ (об этом ниже) помогли преодолеть препятствия. Преуспев в создании ракетного двигателя собственными силами, корейцы уже поняли, что запуск «Нури» - не за горами, хотя в итоге работать пришлось еще четыре года. Как мы уже говорили, первый старт «Нури» 21 октября 2021 г. был «частично успешным», а 21 июня 2022 г. всё прошло уже без каких-либо сбоев.

Исключительно корейские технологии?

У корейцев есть характерная черта: они часто реагируют не те или иные события преувеличенно: если что-то не получилось, то жалобы подчас такие, что хочется просто подойти их, обнять и сказать: «Ну что вы так убиваетесь. Не вышло сейчас - в следующий раз будет лучше!» Но если они добились успеха, то и здесь «зашкаливает» - они могут раздавать сами себе такие эпитеты, так нахваливать себя, что может показаться, что они «ускакали» в своем развитии в заоблачные высоты, а другие имеют право только смиренно смотреть на них снизу и восхищаться успехами Кореи. Понятно, что и в этом есть определенная доля преувеличения, но в целом, по крайней мере СМИ и политикам Кореи, свойственны эмоциональные оценки.

Во значительной степени именно это заметно было и когда удалось успешно запустить ракету-носитель «Нури». Если верить официальным заявлениям и заголовкам в подавляющем большинстве корейских изданий, то версия следующая: «Корея самостоятельно, без чьей-либо помощи смогла создать полностью собственную ракету-носитель и своими силами запустить спутник в космос». Эта версия и доминирует на обывательском уровне, служа большим поводом для гордости «мы сделали, мы смогли!»

При этом ряд изданий смакуют высказывания одного из главных авторов этого проекта директор Управления развития корейских ракет-носителей KARI Ко Чжон Хвана, который неоднократно отмечал в интервью, что, дескать, российские специалисты якобы высокомерно говорили корейцам в самом начала «Да что вы там понимаете в космосе?! Да разве вы сможете?!» (Чосон Ильбо», 22 июня 2022 г.) Сам же Ко Чжон Хван активно работал с россиянами в рамках проекта «Наро», а затем уже перешел на «Нури» и в итоге возглавил его.

Оставим на совести господина Ко приписываемые россиянам слова. Может быть кто-то это и говорил, хотя он же потом неоднократно подчеркивал большую роль РФ, но в любом случае возникает вопрос: «А причем здесь россияне? Откуда они могли взяться?», если «технологии только корейские»?

Если же не брать только заголовки и ё горделивые заявления политических лидеров РК, а вчитаться в статьи, посвященные истории запуска «Нури», и уже тем более если пообщаться с корейскими специалистами сферы ракетостроения, то становится очевидно, что заявления о «полностью самостоятельной работе» и «исключительно корейских технологиях» являются всё же некоторым преувеличением. Главным же вольным, а подчас и невольным помощником выступила, как можно догадаться, Россия.

Как мы уже отметили выше, с 2002 г. Корея после безуспешных попыток получить помощь от США, Франции и других стран, договорилась о сотрудничестве с Россией в рамках проекта первой ракеты-носителя «Наро».

Комментируя в беседе с корреспондентом газеты «Чунан Ильбо» успех «Нури», «сердцем» которой были созданный корейцами собственный двигатель мощностью 75 тонн, бывший директор KARI Чо Гван Рэ, который возглавлял проект «Наро», отметил следующее: «Мы с 2015 г. начали полноценно работать над созданием собственного ракетного двигателя мощностью 75 тонн и уже через три года, в ноябре 2018 г. провели его успешные испытания… В том, что Корея за такой короткий период смогла создать жидкотопливную ракету и освоить технологии всей системы ракеты-носителя «Нури», безусловно огромную роль сыграли, образно говоря, пот и кровь, огромные усилия сотрудников KARI, но при этом надо признать и следующее: вклад российских космических технологий в этот успех также велик». Он добавил: «Если бы не было совместного с россиянами проекта «Наро», то мы бы не смогли бы разработать «Нури»…(«Чунан Ильбо», 21 июня 2022 г.)

Издание же отмечает, что «Нури» можно во многом считать результатом «обратной разработки» (или реверсной инженерии, reverse engineering) российских жидкотопливных ракет-носителей, то есть, проще говоря, корейцы разбирали российские системы, которые к ним попали тем или иным способом, смотрели, как там все устроено, понимали принцип и применяли к своей системе… («Чунан Ильбо», 21 июня 2022 г.)

Продолжение следует...

Наро, Космос, Корея, Россия, Нури

Previous post Next post
Up