Последний поход крестоносцев на Псков.

Dec 01, 2020 17:00

Недавно у меня с Михаилом Несиным была дискуссия по поводу рядя вопросов Смолинского сражения 1502 г.
В её ходе свои прежние взгляды во много подкорректировал - в т. ч. изучением много раз прочтенных летописных сообщений через «не смотреть на историографию, читать с нуля».
Но само Смолинское сражение - это отдельный вопрос. Свой взгляд на чрезмерное внимание к большим дракам в ущерб изучению хода войны - уже не раз высказывался (как и о проблемах оценки победителя в больших драках). Хронологические и топографические привязки в источниках в целом дают большее понимание о войнах, чем обычно неоднозначные сведения о ходе сражения (т. е. если есть достаточно информации по сражению - это хорошо, можно с ней работать; нет - получается фантазирование).
В данном случае само сражение затушевало «последнюю осаду Пскова крестоносцами». А там оказывается много неразобранных моментов. Кое-что для себя счёл необходимым пометить - и написал данный пост.
Вот повествование Первой Псковской летописи о событиях до описания выдвижения русских войск к Смолину.
«Приидоша местер... ко Изборску городкоу ратью со всеме замышлением, и лезоша к городку усердно месяца сентября ве 2 день. И городка Богь оублюде и святый Никола. И отьидоше прочь, не оучинивши ничего же, а стояли под городком одноу нощь. Да поидоша подо Псков хоупучися со всем замышлением, и с поушками, того же месяца ве 6 день, а пришли во утре на втором часу ни Завеличье; и псковичи сами зажгоша посад на Завеличье. И почаша погании поушками бита на дом Святыя Троица, и псковичи помолившеся Святей Троицы и вышли противоу их на Завеличье со жолныри, и почаше с ними битися Псковичи и жолныри с пищальми, и много поушками били на город на Кром, а детинца Богь оублюде и Святая Троица. А стояли на Завеличьи один день, и пошли з Завеличья на брод к Выбоуту, и псковичи противу их вышли да там много с ними билися на броду. И перебродились Немцы и подошли к Полонишу и много ке стены лезли, а псковичи ждали силе великого князя; и Немци стояв на Полонищи два дни, а на третей день прочь отошли тем же поутем, а псковичь Богь оублюде и Святая Троица. И князь великий прислал своих воевод, князя Данила Васильевича Щеня и князя Василиа Васильевича Шуйского, наместников новгородцких с силою московскою, а ждаша псковская сила в Песках московских воевод по два дни; и приехаша московские воеводы, а уже Немцы отошли прочь ото Пскова. И выжгоша мость на Черехе и на Многе реке, и поидоша Немцы ве брод, куда они погании не бывали, и стал Псков; и ожгоша псковичи около Полонища посады, и Гримячюю гороу.»
Тут бросается в глаза последняя фраза: «ожгоша псковичи около Полонища посады, и Гримячюю гороу». По последовательности повествования - они это сделали, когда немцы уже отошли далеко, прибыли государевы воеводы, после этого началось преследование немцев. Хотя посад на Завеличье спалили перед немецким приходом. Это сообщение должно относится к моменту подхода немцев к Полонище. Что уже высказывалось.   Т. е. есть уже один явный пример вставки вне последовательности событий.
В тексте летописи очень важны топографические ориентиры. Алексеев в данном случае топографический разбор не осуществлял, а без него представление о событиях теряет многие ключевые моменты. Пока сам не забыл - сварганил импровизированную карту (взял Яндекс карту, удали современные дороги и пр., вот зелёный и водный рельеф остался современный).


Кроме этого летописного повествования хронологические ориентиры, помимо даты битвы на Смолино, есть только в донесении комтура (даны по церковным событиям), пересказанном ещё Казаковой, а в наше время переведённом Мариной Бессудновой. Комтур пишет что "в субботу (Бесуднова неправильно перевела "воскресенье") накануне дня Иоанна Крестителя", т. е 27 августа,  выступил в поход и проследовал до русской границы. Казакова пишет, что магистр вышел из Гельмеда (приняв Heymat, как Helmet - Бессуднова этот момент не перевела). Гельмед - это 120 км от Изборска (т. е. 150 от Пскова). Все силы вряд ли выступили из Гельмеда - для того же дерпского епископа это было бы метание по крюку. Гельмед находится посередине между Псковским озером и Балтийским морем. Наступление на Изборск немцы традиционно начинали от Нейгаузена - именно туда, можно полагать, и собирались военные отряды и обозы
Если 2 сентября магистр был под Изборском (ближе к вечеру можно понять, раз указано, что стояли ночь), он проходили в среденем 18-20 км в сутки. Для средневекового войска (пехотно-конно-артиллерийского) - это показатель (проблема обоза, снабжения, организованности). Но здесь неясна скорость передвижения войска в целом составе.
Обычно (в т. ч. для прибалтийских крестоносцев) было нормально 10-15 км в сутки . Продвижение по вражеской территории, по причинам большей сложности в снабжении и организации безопасности на марше и стоянках, самого факта движения по незнакомой местности, объективно скорость меньше, чем движение на своей территории. В 1501 г. путь от Изборска до Острова (60 км, не по прямой) ливонское войско прошло с 29 августа до 7 сентября (10 дней), выдержав бои в попытках переправиться через Великую. Можно заметить, что опыта походов по вражеской территории у ливонского войска было совсем мало - до того только вторжение 1480 г. (а опыт в организации - это единственная возможность совершать ускоренные марши).
Фраза псковской летописи («а стояли под городком одноу нощь. и поидоша подо Псков хоупучися со всем замышлением, и с поушками, того же месяца ве 6 день, а пришли во утре на втором часу») по буквальному пониманию - 6 сентября двинулись к Пскову из какого-то непонятного места, куда отошли от Изборска. А пришли к Пскову непонятно в какой день утром. Но обычно летописи сообщают о приходе к городу такого-то числа (для псковичей это собственно единственный ориентир). Поэтому принято понимать, что пришли ко Пскову утром 6 числа - не вижу причин понимать по-другому. Т. о. 30 км от Изборска до Пскова немцы прошли за 3 дня (3, 4 и 5 числа) и утро 6 числа. Такая небольшая скорость по "проторенной" дороге Изборск-Псков может быть частично объяснена, например, тем, что из Ливонии доподходили войска, старались отдохнуть перед ниже описанными маршами под Псковом.
А вот дальше, учитывая топографические привязки- самое интересное. Переход от Завеличья на Полонищу, как видно по карте - это не несколько сот метров . Это 30 км с переправами. До 1502 г. немцы осаждали город только в августе 1480 г. (5 дней) и в мае 1323 г. (18 дней) - тогда с ними по Псковскому озеру приплывали суда, с помощью которых и была переправа (на судах и конях немцы осаждали Псков и при Довмонте в 1272 г.). А тут вот такое решили вытворить. Помимо названных осад, а также единственного взятия Пскова в 1241 г., немцы 3 дня стояли у Пскова в марте 1323 г., изгоном нападали на псковский посад в 1299 г., на Полонище и Запсковье 24 сентября 1367 (по Рогожскому летописцы перед этим немцы воевали у Изборска, а потом перешли брод через Великую) , 3 дня стояли у Пскова в 1369 г. со стороны Запсковья; Запсковье - это северная сторона Пскова, т. е. нападение со стороны Псковского озера.
Соответственно вопрос -какого числа подошли к Полонище? Сразу можно обратить внимание, что если при расположении на Завеличье, немцы стреляли из пушек, то при появлении на Полонище пошли на штурм («много ке стены лезли» - однозначное указание, в отличии от, например, термина «приступали», который мог подразумевать только обстрел), а об артиллерийском обстреле на говорится. Т. е. к Полонище изначально подошла часть немецкого войска, не отягощенная артиллерией (но и совсем налегке подойти не могли - минимум с лестницами и прилагающимися инструментами). А предстояло не просто пройти 30 км с переправой по броду, но и выдержали продолжительный бой с псковичами («много с ними билися на броду»). Можно теоретически предположить, что ещё днём 6 числа, когда шёл обстрел Пскова, от немецкого войска отделилась часть (либо сразу пошли к Выбутам). Группировка должно была быть не маленькая, чтобы выиграть бой на переправе - в 1407 г. на той же переправе псковичи остановили большое немецкой войско, а в 1501 г. не дало переправиться через Великую по броду у Колбежиц. Понятно, что из Пскова было рискованно перебрасывать большую часть гарнизона к бродам, но всё же и немцы, учитывая указанный опыт, малыми силами на успех не могли рассчитывать.
Если предполагаемая «мобильная» часть выступила 6 числа, а остальные и обоз - 7-го (после даже короткого утреннего марша и осадных мероприятий в тот же день выступить не могли), то первые могли прибыть на Полонищу в первой половине 7-го дня, а вторые, пройдя эти 30 км, пришли в лучшем случае 8 вечером, а 9 числа (если учитывая указание на стояние 2 дня у Полоищ) уже двинулись назад. Да и нет намёка на такое разделение («иных немцах», которые шли к Выбуту).
Второй вариант - всё войско выступило к Выбутам 7-го утром. Передовая часть уже утром 8-го числа пыталась с ходу штурмовать стены Пскова. Т. е. стояли у Полонищ 8 и 9 сентября, а 10-го начали отступление.
Немецкий обоз в любом из двух вариантов прибыл к Полонище только вечером 8 или утром 9-го. Желателен был отдых, приведение в порядок (если прибыли вечером 8 числа, то получается обоз преодолел 30 км с перправми через броды за два дневных перехода - а это серьёзная скорость для обоза). Поэтому вижу только вариант отхода 10-го числа. Но тут момент - псковская летпоись совсем не упоминает обстрел Полонищ, только штурм, а затем "стояли два дня". Т. е. и 9 числа обстрел в таком варианте по какой-то причине не велся. Здесь следует обратиться к письму комтура.
Комтур не пишет об осаде Изборска. Повествует, что, продвигаясь с опустошением территории, подошли к Пскову "около которого располагались 3 дня, на третий день мы были вынуждены оставить пригород, но потом нам улыбнулось счастье, и случилось так, что что мы опустошили все три (пригорода); всех старых и малых, кто там был, убили. Эти три пригорода не меньше Кенигсберга с Нейпхофом, Альтштедтом и Невенштедтом. После этого в четверг, в день Воздвижения обе стороны изъявили желание начать переговоры. По этой причине мой милостливый господин магистр направил в город господина Клауса фон Баха, поручив ему выступить от имени Ордена и его милости, и приказал ему через переводчика сказать: "Видите, что его милось находится здесь с большими силами и ещё более сильное войско находится недалеко отсюда и прибудет сюда пешим порядком. Как только оно подойдёт, его милость господин магистр сможет взять город, и в этом вы не сможете ему воспрепятсвовать. Вы видете, что случилось с вашими пригородами, которые уже сожжены, а их население перебито. Тоже самое произойдёт и с вами. Но если вы сдадитесь на милость моего милостливого господина, он отнесется к ним по доброму". На это они ему дали неожиданный и вызывающий ответ, будто их удивляет и неприятно поражает, что ливонский магистр имеет столь жгучее желание из-за Пскова привлечь в свою землю их могущественного царя, и много других обидных слов - будто бы хотят помедлить и хотят дождаться его людей. В результате мир не был заключён. Вскорее полсе этого произошла небольшая стычка. Несколько было убито, а троих псковичей наши пленили. Чтобы сохранить жизнь они просили нас выслушать - они хотели сообщить магистру нечто очень важное для него. Двоих отвели в лагерь, а третьего закололи пиками по дороге. Там этих двоих допросили и приказали под угрозой смерти сказать правду. Если они это сделают, то им подарят жизнь, а если они поведут себя по другому, их тот час же повесят. Пленные сообщили, что в городе собрано 8 тысяч вооруженных всадников и множество пехотинцев (fuszvolcks), которые туда уже прибыли, и ещё ожидаются ещё 3 тыс. конницы. Когда только те прибудут, они хотят взять нас и наших людей в окружении и перебить. Как только мой милостливый господин это услышал, он сразу отступил на небольшое расстояние". Дальше сразу описывается Смолинская битва.
Казакова назвала дату переговоров (четверг перед Воздвижением) 8 сентября, а Бессуднова - 6. Правильно - 8 числа. Последняя дата в письме комтура дана относительно Смолинской битвы- среде пред Воздвижением. Возжвижение - это 14 сентября, а в 1502 г. это и была среда. Т. е. 13 сентября (дата известная по другим русским  и немецким источникам) - это вторник.
Событийная хронология перед переговорами по комтуру: перед переговорами опустошили "3 пригорода",  перед этим "3 дня стояли у Пскова, а на третий день покинули пригород". Ни про артиллерийский обстрел, ни про переправы, ни про штурмы - ничего нет. При таком описании не ясно, сколько было дней между "оставлениями пригорода" и переговорам. Минимум - 4 дня, если считать, что "сожжение пригородов" распределилось на "отход на 3-й день" и "день переговоров". Т. е.  "начало осады Пскова" - это вскорее после осады Изборска (в пути на Псков - не позднее 4 сентября), либо сама осада Изборска. В итоге что подразумевалось под "три дня стояли, и на третий день ушли из пригорода" - можно только строить варианты. Т. е. из хронологических ориентиров  в письме комтура только 8 сентября, когда наметились или начались переговоры. Сколько времени после этого немцы находились у города - неясно.
Т. о. хронология Псковской осады может базироваться только на псковской летпоиси. Но данные комтура могут дать уточнение. По предоженной выше хронологии 8 сентября - к Полонищам подошло передовое войско и ходило на штурм, а основное войско подошло вечером 8 или утром 9. В этом случае становится понятно, почему об обстрелах не упоминается и просто сказано, что немцы стояли два дня, а на третий ушли - происходили переговоры. Можно даже предположить, что упоминаниемое в речи Клауса фон Баха "подходящее пешком войско" - это намёк на подход основных сил с артиллерий и обозом
Теперь возвращаемся к летописной фразе, выше помеченной как смещенной, но уже с предшествующей фразой: «И выжгоша мость на Черехе и на Многе реке, и поидоша Немцы ве брод, куда они погании не бывали, и стал Псков; и ожгоша псковичи около Полонища посады, и Гримячюю гороу.» Слова про сожженные мосты - в любом случае также хронологически смещены, т. к. в тексте поставлены после сообщения о приходе воевод (если смотреть на карту - видно, что выдвижение псковичей, а затем воевод к Пескам - перпендикулярно относительно движению немцев вдоль Великой, т. е. к тому времени немцы уже давно приближались к Смолину, далеко уйдя от Великой на запад). Можно понять, что тут говорится о том, что немцы сожгли мосты при отступлении (хотя тут однозначного указания нет) - в летописи же прямо говорится, что немцы стали отходить тем же путём, как и приходили. Хотя тут же вопрос - почему их не сожгли псковичи, после поражения у бродов на Выбутах? В этой фразе один момент: «и поидоша Немцы ве брод, куда они погании не бывали». Если понимать, что речь об отступлении немцев, то получается для немцы не бывали западнее Великой, между Выбутами и Смолино. Но это не так. Как видно по карте - они проходили там в 1501 г., идя от Изборска к Колбежицам и Острову. В 15 в. много пустошили псковские волости, и в этих местах точно бывали. А вот Великую там, с правого на левый берег, перешли в первый раз. Получается сообщение о событиях после поражения псковичей на бродах у Выбутах. Соответственно вся фраза «И выжгоша мость …. Гримячюю гороу» должна стоять после «много с ними билися на броду». Можно отметить, что переход вброд через две реки, пусть и небольшие, дополнительно сказывался на скорости передвижения.
Переправиться по броду у Выбута немцы могли в тот же день, как отошли от Пскова. Т. е. 11-го числа начали марш от Великой в сторону Смолина (более 27 км). Т. е. как раз утром 13-го числа находились у Смолина.
Теперь смотрим на деревню Пески. Туда имело смысл выдвигаться только, если уже было понятно, что немцы пошли на запад от Великой (перешли брод) - а так они могли на юг, к Острову, по примеру прошлого года, двинуться). Мобильные дозоры псковичей могли всё время следить за немцами, посылать гонцов об их движении (своя территория, по причине частых вторжений была какая-то своя система слежения и оповещения с мест). Т. е. псковичи ждали расположились на Песках не раньше 11 числа (т. е. ждали там 11 и 12 числа).
Можно обратить внимание на "ждаша псковская сила в Песках московских воевод по два дни". Можно предположить, что поразумевалось: псковская сила ждала два дня в Песках, и два дня перед этим. Это объяснетя вопрос: почему ожидание государевых воевод летописцем указано только по прибытию псковской силы в Пески? И хронология летописцем по дням расписано в таком случае - день противостояние у Завеличья (6 числа),  день борьба за переправы у Великой (7 числа - единственный не отмеченный, как день), два дня стояния немцев на Полонище (8 и 9 числа), отход немцев (10 числа), два дня ожидая воевод после ухода немцев (10 и 11 числа), два дня ждали воевод в Песках (12 и 13 числа).
12 числа можно было окончательно понять направление движения немцев (сразу после переправы -это ещё непонятно) и знать, что воеводы сейчас прибудут. Примерно 12 числа воеводы прибыли к Пскову (где могли взять продовольствие), а 13 числа выступили с псковской силой от Песков.
Если читать буквально письмо комтура, то битва произошла недалеко от Пскова. Этот пример наиболее наглядно показывает, что изложение данного источника "рванное", с пропусками, искажающими реальность.
По карте видно, что от Песков до по прямой Смолина - 33 км. Для восточноевропейского конного войска с обозом 25-35 км - средний суточный переход. А без обоза 33 км спокойно можно было преодолеть броском за 3 часа (По подсчетам М. Несина в 1456 г. новгородцы преодолели за полдня расстояние до 50 км ,а псковичи в 1463 г. за предрассветные часы проскакали 35 км - в обоих случаях после марша по льду и снегу вступили в бой). Собственно то, что бой начался «изрывкою», по моим представлением, и объясняется тем, что в бой вступили практически с марша (но и недостатки дисциплины, не позволившие преодолеть организационные моменты, тут явно присутствуют).
Тут следует ещё обратиться к Типографской летописи: "Нѣмци же убоя-шася, отступиша оть града за тридесять поприщъ, въеводы же великого князя обоидоша ихъ отъ града Изборска и срѣтошася с Нѣмци на озерѣ на Смолинѣ, и учинишася имъ бой, мѣсяца сентября 13 день, и бишася и разидошася обои. " Т. е. по этому сообщению, русское войско перехватило (обошло) противника, выдвинувшись от Изборска. Прямой путь Пески-Смолино (33 км) менее чем на на треть короче линии Пески-Изборск-Смолино (42 км), но позволяет основную часть пути двигаться по дорогам, проложенным между Псковом и Изборском.
Если взять за оринентир, помимо Смолина, указание на могильник в Псковкой летописи, то ближайший - жальничный могильник у современной деревни Вадницы, в 4 км от Смолина в сторону Изборска.
Неясен момент - по какому направлению шёл от Смолина до Ливонии магистр - напрямую там сложнопроходимая место, без городов. Ему нужно было пройти либо мимо Изборска к Нейгаузену. Либо выйти на юго-запад к Мариенгаузену.

войны_Псков, войны_Московская Русь, войны_Ливония

Previous post Next post
Up