Архетип Дракулы

Aug 27, 2016 15:39

Что скрывается за образом "прославленного" вампира?



Френсис Форд Коппола - единственный, пожалуй, режиссер, снявший подлинно нетривиальную киноленту о Дракуле. Похоже, он уловил подлинную суть этого зловещего персонажа, которая с трудом просматривается даже в "первоисточнике" - романе Брэма Стокера...

Архетип Дракулы уходит корнями в далекое прошлое. Он смутно проявляет себя на всём протяжении истории, и не только в искусстве, но и в реальной жизни - от серийных убий-маньяков до кровавых тиранов. Но его первообраз способен столь же нетривиален в сравнении с банальными упырями из детских страшилок. Это - нечисть особого статуса...

Согласно народным поверьям, упыри обитают в некой промежуточной зоне - между физическим миром людей и загробным миром добрых предков, «родителей». Упырь живет как бы на грани миров. Он находится на том свете, но не порывает связей с физическим миром. Его мир тесно соприкасается с миром живых людей, отсюда и та опасность, которую он несет живущим. Столкновение с таким существом есть, по сути своей, столкновение со смертью.



Замок Дракулы как раз представляет собой такую потустороннюю область, непосредственно соприкасающуюся с этим миром. Подъезжающего к замку Харкера сопровождают волки. Согласно мифологическим воззрениям, волк является проводником в загробный мир, из чего следует, что Харкер попадает на тот свет, откуда он, все же, собирается вернуться обратно. В одноименном фильме Френсиса Форда Копполы потусторонность замка Дракулы раскрывается еще более отчетливо. На это намекают некоторые детали, непонятные непосвященным: крыса пробегает по потолку, звездное небо показывается внизу, капли из флакона устремляются вверх. В древности считалось, что потусторонний мир зеркально отражает мир физический, то есть в нем все происходит как бы наоборот, на что и указывают эти детали. Наконец, сам хозяин замка выглядит необычайно бледным, что считалось весьма характерным для обитателей того света.

Тот факт, что предшественник Харкера сошел с ума, только лишний раз свидетельствует о том, что тому пришлось побывать на том свете, поскольку сумасшествие является одним из признаков общения с потусторонним миром. Таким образом, Харкеру угрожает не сам Дракула, а уже то место, которое он был вынужден посетить. «Путешествие за смертью никогда не бывает долгим» - предупреждает его молодая цыганка. Харкер пересекает границу этого мира - чем и определяет свою дальнейшую судьбу. Его вынужденное заточение, по всей видимости, вызвано намерением графа посетить мир людей, отправиться в Англию вместо Харкера. Последний оказался платой за осуществление такого намерения, без чего просто невозможно оказаться среди живых. Чтобы выйти с того света в физическом облике, необходимо там оставить более менее «равноценную» замену. Такой заменой, надо полагать, и оказывается молодой английский гость.

Читайте полностью культурологическое эссе:

ЦАРСТВО НОСФЕРАТУ: Архетипические корни образа Дракулы
http://samolit.com/books/88739/

А также здесь:

https://cloud.mail.ru/public/KfsZ/REmJKTpoH



Тайноведение и искусство

Previous post Next post
Up