"Русская идея" как она есть
Бессмысленно искать истоки московитского "Мордора" с его "особым путем" и всемирной миссией в каком-то ордынском прошлом. Всё началось намного раньше - даже раньше, чем было принято христианство. Оттуда, из глубоких "языческих" времен пришла в нашу жизнь "особенная стать" России, с ее утопическими, фантомными идеалами. Это - наше славянское, а точнее сказать - "арийское" прошлое, практически незатронутое в своём сущностном ядре христианским миссионерством западных "крестовых походов".
Русские - последние из славян, слепо придерживающихся старых языческих предрассудков, возводящих их в культ и в норму жизни. Мало того - считающих эту норму чем-то для себя священным и чуть ли не жизненно необходимым для существования всего человечества. Борьба против западной экспансии идет не одно столетие. И началось это всё задолго до Нового времени, задолго до монгольского нашествия. Атака Запада на Восток началась еще при Карле Великом. И с тех же, фактически времен, славянский Восток дал свой ответ христианизированному германскому миру с его "римскими принципами" - системой права и политической рациональностью.
Одна из черт славянского характера, шокировавшая германских миссионеров, - склонность к обожествлению влиятельных личностей. Отсутствие четкой грани между земным и потусторонним делало славян легко подверженными всякой чертовщине и суевериям. И лишь жесткое насаждение новой веры и новых общественно-политических отношении вытесняла из них эти старые языческие привычки. Так произошло с западными славянами. Но на восточной окраине славянского мира дела обстояли иначе...
Читайте мое исследование на эту тему:
ПРИЗРАКИ ЗАБЫТЫХ БОГОВ: Генеалогия "Русской идеи".
https://cloud.mail.ru/public/3Sxn/BjjVM5GnZ ОТРЫВОК:
Первые зачинщики «мировой революции»
Считается, что богомильство, зародившись в X веке в Болгарии, уже в следу-
ющем - XI столетии - попало на Русь. Как полагают историки, проникновение
ереси происходило в основном через апокрифические тексты, написанные бого-
милами. Благодаря единству языка ознакомление грамотных людей с болгарской
литературой не представляло сложностей. Собственно, не столь уж и важно, ка-
ким путем шло влияние, тем более что оно параллельно распространялось и на За-
пад. Подобное еретическое учение могло зародиться и на местной почве, чему во
многом способствовали славянские переводы Священного Писания. Достаточно
вспомнить поучительную историю с лионским еретиком Петром Вальдо, чье от-
падение от католической церкви было спровоцировано личным ознакомлением с
библейским текстом, переведенным по его просьбе на народный романский язык.
Как известно, Реформация в XVI веке тоже в немалой степени была спровоциро-
вана возникновению печатных Библий в национальных переводах.
Каким-то образом совпало так, что на XI век выпали официальный разрыв
между православными и католиками, обращение язычников на севере Европы и
антицерковные выступления в тех странах, где христианство, казалось бы, утвер-
дилось окончательно. Череда поднятых волхвами восстаний, неоднократно под-
нимавшихся на Руси на протяжении всего столетия, вызывает подозрения в их
организованном характере. Случайно ли, что только в одном 1071 году попытка
поднять народ осуществлялась сразу в трех местах? И точно так же неслучайно,
что в XI веке серьезное восстание произошло в Польше. Возможно, такие же
выступления настигли бы и Чехию, если бы правители этой страны в профилакти-
ческих целях не позаботились об изгнании потенциальных зачинщиков все в том
же XI веке. Опять же возникает вопрос: только ли из-за религиозного рвения
чешские князья стали подвергать репрессиям колдунов и прорицателей? Приме-
чательно и то, что на Руси в 1073 году, спустя два года после упоминавшихся со-
бытий, был принят первый список (индекс) отреченных (апокрифических) книг,
помещенный в «Святославов сборник».
Подозрения еще более усилятся, если мы вспомним, что начиная с XI века
еретики - катары и павликиане - очень сильно оживились в Западной Европе.
Как указывает Осокин, «около первой четверти XI века дуализм заявляет себя
решительнейшим образом» 19 . В Италии манихейство было известно еще в период
Римской империи, но с VII века упоминания о нем исчезают. И только спустя три
столетия еретики вновь начинают заявлять о себе. Ближе к XI столетию ерети-
ческое движение уже открыто бросает вызов католической церкви, демонстрируя
собственную организацию и проникая за пределы Альп, в Южную Францию.
Хотя есть сведения, что манихейское учение проникло туда намного раньше, про-
сто, как и в Италии, на определенное время оно себя особо не раскрывало. При-
чем, как показывает Осокин, альбигойские проповедники распространяли свое
учение не только в Аквитании, но двигались по всей Западной Европе, активно
проповедуя на севере Франции, в Англии и Германии. По его словам, в XII веке
ересь имела значительный успех в Шампани: «Ею заразилось высшее сословие,
она проникла в села и города, из-за нее жены покидали мужей и мужья жен. Мно-
гие священники не в силах были устоять против красноречия проповедников и
покидали свои паствы, хотя авторитет духовенства не пал здесь так низко, как на
Юге». В Англии катары не скрывали своего учения перед королем и епископом,
вступая в дискуссии с католическими ораторами. В Германии монахи даже опаса-
лись сталкиваться на улицах с еретиками, боясь пострадать от их рук. По мнению
Осокина, конец 60-х годов XII века можно считать началом полной самостоя-
тельности еретической церкви.
Исследователи напрямую связывают начавшуюся активность сектантов с бол-
гарским влиянием. Как пишет Иоанн Арсеньев, «именно болгарское влияние на
итальянских еретиков лучше всего доказывается хотя бы тем фактом, что в числе
многих названий, какими эти еретики стали называться с XI века, мы встречаем
наименование их булгарами (Bulgari), а также и тем, что в Северной Италии уже
к началу XI столетия встречается несколько географических имен, которые очень
ясно напоминают болгарское влияние в этой местности» 21 . Осокин также наста-
ивает на том, что активизация ереси напрямую связана с болгарским влиянием.
Мало того, само дуалистическое учение, на его взгляд, согласуется с язычески-
ми воззрениями древних славян, поклонявшихся, по данным западноевропейских
авторов, и добрым, и злым богам. По словам Осокина, «в Италии, и именно в
Северной, болгарское присутствие запечатлело свое движение даже географиче-
скими терминами. В округе Туринском еще ранее 1047 года одно место носи-
ло название Вulgaro. Замок того же имени существовал и в диоцезе Верчелли.
Одна знатная фамилия в Турине именуется Булгарелло еще прежде 1116 года;
роды с фамилиями Вulgaro, Вulgarii жили в Болонье, Сиене и в других городах».
Альбигойство, распространившееся во Франции, по сути, было разновидностью
богомильства. Богомилы также применяли к себе греческое слово «катары» («чи-
стые»), которое, по словам Осокина, «еще с первых веков христианской веры
прилагалось ко всем движениям, имевшим одним из требований к своим участ-
никам воздержание». Кроме того, именно богомилами, утверждает Осокин, был
«выработан обряд возложения рук для сообщения Духа Святого, впоследствии
заимствованный у них альбигойцами (consolamentum)».
По мнению Арсеньева, «… Франция представляла еще более, чем Италия,
благоприятную почву для усиления и распространения ереси, которая действи-
тельно к началу XI века здесь очень утвердилась и надолго укрепилась, так что в
лице ее Западная Церковь в течение многих веков подряд имела очень серьезного,
опасного и весьма упорного противника». И далее: «Начало XI века и вся его
первая половина были временем довольно быстрой и успешной пропаганды ереси
в разных местах Франции. При этом легко проследить, что путь ее распростране-
ния шел с юга на север, что опять-таки подтверждает, что главный толчок всему
этому движению дан был именно с юга и юго-востока или с границ Италии и части
Швейцарии».
На юге Франции, в Аквитании, ересь обосновалась особенно прочно. Арсе-
ньев связывает данное обстоятельство с развитием местного самоуправления юж-
нофранцузских городов, жители которых пользовались правом целою общиною
выбирать себе епископов. Чувствуя независимость от своих духовных пастырей,
горожане легко попадали под влияние сектантов, и в итоге их независимость бы-
стро перерастала в неповиновение. Причем важно учесть, что в Аквитании ересь
находила себе очень много сторонников среди аристократов, из которых и состо-
яли городские муниципии. Фактически это означало, что ересь завоевывала себе
права официальной религии. Особенно в этом плане отличалась Тулуза, которая
на долгое время стала центром еретического движения.
Скорее всего, в данном случае стоит говорить не столько об идейном влиянии
со стороны Болгарии, сколько о влиянии организационном. Манихейство, еще раз
напомним, было известно в Европе еще во времена Римской империи, а само бо-
гомильство явилось лишь славянской разновидностью этой ереси. Болгария, если
следовать некоторым источникам, была своего рода «еретическим Ватиканом»,
тайным центром руководства еретическими общинами. В средние века в таком ру-
ководстве никто не сомневался, да и современные почитатели манихейства гово-
рят о том же. Существует сообщение о сектантском соборе 1167 года, на котором
председательствовал еретический «папа» Никита. Как пишет Арсеньев, в одном
документе XIII века - окружном послании папского легата Конрада - «очень
ясно указывается на существование еретического «папы», живущего в Болгарии
и имеющего своего наместника в южных провинциях Франции». Достоверно
известно, что патриарх Никита в XII столетии ставил епископов альбигойских
епархий. Причем к тому времени в Европе насчитывалось до шестнадцати дуали-
стических церквей, возглавляемых еретическими епископами.