Аббатство Даунтон

Jun 02, 2021 18:19

Downton Abbey, TV series

Я не хотел смотреть этот длиннющий сериал, но несколько человек мне его настойчиво порекомендовали, и, посмотрев первые серии, я увлекся, и досмотрел до конца.

Он действительно хорошо снят, причем таким образом, что после каждой серии чувствуешь себя отдохнувшим.

Первый сезон переносит нас в прекрасную эпоху накануне ПМВ. Собственно, фильм начинается с того, что граф получает известие о гибели «Титаника» - это произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В европейском сознании эти годы представляются счастливыми и прекрасными, европейским золотым веком - тогда все были еще живы (никто еще не погиб на фронтах Великой войны), не было никаких несчастий, благосостояние росло, планы строили громадные, искусства процветали и т.д. Зачем же была нужна эта чертова война?

И вправду, после войны - а действие финального фильма происходит в 1927 году -общая ситуация постоянно только ухудшается: аристократические семьи разоряются, в России побеждают большевики, в Германии на арену выходят опасные проходимцы и т.д. - и, хотя у главных героев по-прежнему все хорошо, настоящее и будущее не сулят ничего хорошего.

Важный элемент успеха фильма - это чисто английская эстетика с чаем из фарфоровых чашечек, псевдоготическими замками, газетами, которые проглаживают, прежде чем подать хозяину, фраками, в которых обедают, безупречным и никогда не нарушаемым этикетом.

Я бы сказал, что фильм привлекает даже не эстетикой и стилем, а английским образом жизни. В судьбах героев ничего особенно драматичного не происходит: дочери выходят замуж, рожают детей, кто-то из родственников погибает, кого-то из слуг подозревают в убийстве и т.д. Но, если учесть, что все эти события происходят на протяжении 15 лет, можно сказать, что это обычное, ничем не прерываемое течение жизни. Это способ жизни по-английски: тихо, плавно и, в общем, счастливо. Очень контрастирует с Россией, где у всех людей исковерканные судьбы.

image Click to view



Любопытно, что в сериале почти отсутствуют отрицательные персонажи. У Жорж Санд есть роман «Прекрасные господа из Буа-Доре». Собственно, сериал можно было озаглавить так же: «Прекрасные господа из аббатства Даунтон». Следует отдать должное автору сценария - так построить сюжет, чтобы при отсутствии явных отрицательных персонажей от экрана глаз нельзя было оторвать все 52 серии + фильм. Исключение - камеристка графини Грэнтэм Сара О'Брайан. Могут напомнить Томаса Барроу, но в итоге он так никому по-крупному и не навредил.

Важно, что в сериале одинаково представлены 2 мира: мир господ и мир прислуги. Заставка к фильму напоминает игральную карту, только вместо фигуры на ней изображено аббатство и его перевернутое отражение. Таким образом, мир как бы удваивается, и на равных, не заслоняя друг друга, в фильме действуют 2 класса: высший, господский, и низший, класс слуг. Сначала я думал, что это дань современности - позволить высказаться всем. Но я вспомнил, что так в английской традиции: у Диккенса в романах тоже действуют представители самых разных социальных групп, не заслоняя друг друга.

Но слуги и господа не только равноправные действующие лица, они еще и зависят друг от друга. Причем если зависимость слуг от господ понятна, то зависимость господ от слуг не столь явная. Однако слуга в любую минуту может отомстить за что-то, за какую-то несправедливость, пусть даже и надуманную, и подстроить так, например, чтобы у беременной графини случился выкидыш, и графский род пресекся.

Из мира в мир переходить можно, стеклянный потолок отсутствует. Это доказал шофер Том Бренсон (Аллен Лич), женившись на одной из дочерей графа. Однако до конца фильма он живет, как не в своей тарелке, и сам себе постоянно напоминает, что по рождению он из другого мира.

Представляется, что главная героиня сериала среди группы господ - это Вайолет Кроули, вдовствующая графиня Грэнтэм, чудесно сыгранная Мэгги Смит. Она настоящий матриарх, и даст фору своему недалекому сыну, которого только ленивый не водит за нос.

А среди слуг ведущей следует признать пару Джона и Анны Бейтс (Брендан Койл и Джоан Фроггатт). Во-первых, на их долю выпили 33 несчастья, и, собственно, они держат зрителя в постоянном напряжении, и во-вторых, их проблемы помогают раскрыть важные для авторов фильма социальные дилеммы и противоречия: отношение к инвалидам, смертная казнь, изнасилования, буллинг и т.д. Без них фильм потерял бы свою социальную направленность и остросюжетность.

Стоит ли смотреть фильм? Да, если вам некуда потратить 53 часа свободного времени.


искусство, Первая Мировая Война, фальсификация истории, просмотрено мной

Previous post Next post
Up