Эрнст Гомбрих. История искусства

Dec 24, 2020 18:27

Я прочел эту книгу, потому что слышал о ней несколько весьма положительных отзывов. Но книга оказалась пустой.

Ее рекомендуют людям, которые плохо разбираются в искусстве, и хотели бы понимать его лучше. Мой совет - не читайте ее, потому что будете разбираться в искусстве еще хуже. Если вы действительно хотите лучше понимать искусство, выберите картину, которая вам больше всего нравится, и подробнейшим образом ее изучите: кто автор, тема, сюжет, время и история создания, скрытые символы и т.п. Изучая какое-то одно произведение, вы будете познавать множество сторонних тем, и это научит вас глубоко понимать хотя бы одного художника, его стиль и эпоху. Дальше будет проще.

Но в одном, пожалуй, автор прав: «самое существенное здесь состоит в следующем: для восприятия искусства необходимо иметь ясное, открытое сознание, способное откликаться на смысловые оттенки и потаенные созвучия. И прежде всего, - голова не должна быть забита высокопарными штампами и общими местами. Лучше вообще ничего не знать об искусстве, чем обладать полузнанием сноба».

Итак, об «открытом сознании».Вот как Гомбрих интерпретирует знаменитый «Портрет Льва X с кардиналами» работы Рафаэля: «Отечное лицо пожилого близорукого человека передано без всякой идеализации. Пышные облачения из бархата и парчи придают портрету торжественность, но в лицах ощущается какая-то тревога». Я сколько ни всматриваюсь в эти лица, но никакой тревоги не замечаю. О «тревоге» на этом портрете принято говорить, потому что картина написана в 1518 году, а годом ранее Лютер выпустил свои 95 тезисов, с чего, собственно, началось разрушение Католической церкви.



Но мне представляется, что Льву X и кардиналам не было никакого дела до Лютера и его тезисов. На картине изображен стареющий богатый мужик со своими любовниками. В руках у Льва круглая лупа, а кардинал Луиджи де'Росси держится за жезл с золотым набалдашником (один из поручней спинки кресла), а второй кардинал Джулиано Медичи (будущий папа Климент VII) как бы сзади обнимает папу Льва. По-моему, символика очень понятная. Золотой набалдашник принято истолковывать как костяшку от счетов (не было денег в папской казне) или как одну из пяти таблеток с герба Медичи. К слову сказать, все трое приходились друг другу двоюродными братьями. Раскрытая Библия как будто небрежно отодвинута рукой папы. Судя по всему, он не читал ее, а рассматривал картинки.

Еще один любопытный портрет папы - Папы Иннокентия Х кисти Веласкеса. Гомбрих помещает репродукцию портрета в свою книгу, но пишет о нем всего 1 предложение: «В точной лепке лица Иннокентия Х, в блеске шелковой накидки угадывается влияние Тициана, но перед нами живой человек, а не затверженная формула». И все?



Семья Папы прятала этот портрет в своем роскошном дворце, и в течение XVII и XVIII веков о нем ничего не было известно. Он до сих пор там находится - во дворце Памфили в Риме. Портрет предназначался для частного просмотра. Папе портрет понравился, и он осыпал Веласкеса драгоценными подарками. В этом портрете есть что-то жуткое, что-то неуловимо страшное. Есть версия, что с в скомканной занавеске с правой стороны от папы нарисовано кричащее лицо. Но и само лицо папы, мясистое, напряженное, с проступившим потом, пристальным колючим взглядом и жидкой бороденкой производит отталкивающее впечатление. Мне всегда казалось, что папа съел что-то жирное и забыл вытереть губы. За его спиной черная глубокая тень и создается впечатление, что оттуда вот-вот кто-то выйдет.

Перед нами старый похотливый мужик. У него была любовница - Олимпия Майдалькини, формально жена его брата, за влияние прозванная «папессой». Эта мутная связь, о которой все знали, легла черной тенью на курию и папство.

И нельзя удержаться, чтобы не вспомнить это: Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса, авторства Фрэнсиса Бэкона.



Церковь, искусство, Новое Средневековье, просмотрено мной, личности, прочитано мной

Previous post Next post
Up