Джули Федор. Россия и культ государственной безопасности. Традиции чекистов от Ленина до Путина

Dec 20, 2020 19:49

Julie Fedor. Russia and the Cult of State Security: The Chekist Tradition, From Lenin to Putin.

Прочитав книгу на английском, я с удивлением обнаружил, что, оказывается, в 2012г. она была издана и на русском. Правда, с искаженным названием: «Традиции чекистов от Ленина до Путина. Культ государственной безопасности». Возможно, издатели искази его, чтобы книга лучше продавалась. Однако в книге речь идет именно о России и российской традиции, а не просто о «традициях чекистов», как о традициях профессиональной группы.

Если мы поймем, что это именно российская традиция, которая имманентно присуща России, как писали в старых учебниках, то нам будет проще противостоять этому злу.

Дзержинский называл Органы «детищем народа», и писал, что «красный террор был не чем иным, как выражением непреклонной воли беднейшего крестьянства и пролетариата уничтожить всякие попытки восстания против нас». А был ли он неправ?

«Это был культ со своим пантеоном святых, священными местами, таинствами и писаниями, собственной иконографией, игравшей ключевую роль в легитимизации и романтизации политического террора», - главный вывод автора.

Несколько признаков чекистского культа в России:

1. Вера в то, что чекисты и их методы будут морально реабилитированы будущими поколениями.
2. Культ основателя - Феликса Дзержинского. Согласно чекистскому культу, Дзержинский, как бог Янус - существо с двумя лицами: мягким (считается, что он любил детей) и ужасающим (к врагам).
3. Культ «чистоты», понимаемой как очищение от врагов.
4. Бдительность - ключевое чекистское слово.
5. «Хороший коммунист в то же время есть и хороший чекист», - говорил Ленин. Но не только коммунист, но и любой порядочный человек должен быть немного чекистом.



Культ возникает не на пустом месте, он тщательно конструируется. В 3-й части исследования «Исторический чекист на экране» (Screening the historical chekist) и в 4 части «Современный чекист на экране» - на примере фильмов «Сотрудник ЧК» и «Выстрел в тумане» (оба вышли в 1963г.) автор скрупулезно разбирает, как этот культ создавался. Пожалуй, это самая скучная часть книги, тем более, что рассмотренные фильмы - это пустышки.

Гораздо интереснее был бы анализ фильма «Щит и меч», подтолкнувший Путина выбрать карьеру чекиста. Вадим Кожевников, автор романа «Щит и меч» и главред журнала «Знамя», вероятно, был агентом КГБ или доверенным лицом. Именно он отнес на Лубянку рукопись романа «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Фильм «Щит и меч» упоминается Джули Федор вскользь.

Очень важный тезис Джули Федор: воскрешение культа спецслужб началось не с Путина, а с Ельцина, примерно с 1995г. Ельцин с годами был все больше и больше становился зависим от КГБ, и мы знаем, к чему это привело. В 1997г. Ельцин в радиообращении сказал: «Но каким было государство - такими были и его службы безопасности. Оглядываясь назад, я вижу - в разоблачении преступлений органов безопасности мы чуть было не перегнули палку. Ведь в их истории были не только черные периоды, но и славные страницы, которыми действительно можно гордиться».

Связь Органов с «народом» (автор всегда использует русское слово, написанное латиницей, и выделенное курсивом: narod) осуществляется через информаторов, и это делает Органы органичными.

При обсуждении сценария фильма «Выстрел в тумане» чекист Михаил Маклярский предложил вставить эпизод о «связи с народом», как в классической истории из 1918 года, когда женщина-заговорщица уронила пакет, а бдительный красноармеец нашел его и передал Дзержинскому.

Интересные наблюдения за «культом Андропова». Автор называет этого человека «чистым листом». Антропов в пантеоне чекистов - второй человек после Дзержинского. Но в биографии этого мрачного человека есть белые пятна, что порождало много слухов еще при его жизни. Андропов остается самым загадочным лидером СССР. Но, как пишет Федор, это происходит от того, что в нем слишком мало “substance”, содержания. Понятно, что он был человеком в футляре, и его подчищенная биография тоже напоминает вещь в футляре.



Можно ли сказать что-то определённое об Андропове? Какие у него были настоящие взгляды? Действительно ли он был евреем? Был ли он затаенным диссидентом? На все эти вопросы нет ответов.

Одна глава посвящена смычке госбезопасности с духовностью: “Securitizing the Russian soul”. Как бы это перевести? Буквальный перевод - «секьюритизация русской души» - не подходит. Я бы перевел так: «русская душа становится чекистской». Если кто-то смеялся над аляповатой фразой о «духовных скрепах», то он смеялся напрасно. Еще в 1995 году в каком-то чекистском манифесте было сказано, что «проблемы безопасности и духовных ценностей общества взаимно определены». Но если так, то почему бы чекистам не вмешаться и в эту сферу жизни?



власть, интеллигенция, институты, закулиса, война, КГБ, прочитано мной, общество, террор, совок, фальсификация истории, личности

Previous post Next post
Up