Троецарствие 三國演義

Nov 11, 2020 17:17

Важно! на русском языке «Троецарствие» издано в двух вариантах: полном, двухтомном, и в сокращенном, однотомном. Я прочел полное издание, 1600 страниц. На китайском языке вариантов «Троецарствия» существует несколько. Троецарствие - это огромная книга, которую я читал 5 лет. Сначала я прочел 200 страниц, через несколько лет - еще 200 и т.д., и вот недавно перевернул последнюю страницу.

Очень сложное чтение, и я не могу найти аналогов в европейской литературе. Сам жанр удивительный. Могу предположить, что эту книгу действительно читали годами, а то и всю жизнь. «Троецарствие» сконструировано по принципу нитки с жемчугом, как «Сказки 1000 и 1 ночи» или «Декамерон»: 120 взаимосвязанных и объединённых общей темой глав, но в то же время каждая глава - это отдельный рассказ.

«Троецарствие» - это военно-исторический эпос. Но в отличие от европейских аналогов, например,от «Войны и мира», герои «Троецарствия» не испытывают простых человеческих эмоций, таких, как любовь или дружба. Но им присущи, скажем, лояльность, самоотверженность. Любовь - это аффект, как мы знаем из той же европейской романтической литературы. Но самоотверженность и лояльность - это отношения, рационально выработанные. Полководец лоялен к императору не потому, что он считает его Сыном Неба, предан ему или любит его, а потому что лояльность сулит значительный выигрыш. Поэтому в «Троецарствии» мы наблюдаем не за действующими лицами, а за одушевленными шахматными фигурками.

Вероятно, поэтому по мотивам книги легко создавать компьютерные игры и снимать фильмы. И есть несколько весьма добротных экранизаций, например, «Битва у Красной скалы» (2008).

image Click to view



Еще одна особенность - отсутствие какого-либо психологизма. Европейская литература переполнена рассуждениями о том, что думал Наполеон в ночь перед Ватерлоо или в ночь после Ватерлоо. В «Троецарствии» это не имеет никакого значения. Имеют значения такие правила: «Действуйте быстро, бейте без промаха - тогда ни небо, ни люди не станут вам противиться».

К истории «Троецарствие» также имеет весьма отдаленное отношение, потому что основной текст сложился в XIVв., а рассказывается в нем о событиях II - III веков.

Жанр, с которым можно сопоставить «Троецарствие» - это учебник шахматной игры, в котором тщательно проанализированы 120 партий. Надо ходить только так, конем на е2 е4, а если походишь иначе - шах и мат в три хода. Мат в мире «Троецарствия» - это смерть.

Представьте такую картину: ноябрь 1812г. Где-то на Березине отступают французские войска, холодно и голодно. И вот маршалу Удино приносят жареное мясо. - Что это за мясо? - спрашивает маршал. - Волчье. Хоть и с отвращением, но маршал ест мясо. А на утро маршал видит в прихожей труп женщины, с которой срезано мясо. Оказывается, один из бравых офицеров освежевал свою жену, чтобы накормить маршала. Представили? Маршал обо всем рассказывает Наполеону, и тот приказывает наградить офицера мешком золота.

Именно такая история приключилась с военачальником Лю Бэем в «Троецарствии».

Нельзя сказать, что таких сюжетов, которые возможны в древнем Китае, но невозможны в Европе, особенно много. Но они есть. Еще один пример: мать советника государя живет во враждебном государстве, с которым должна начаться война. Советник едет к своей матери, чтобы спасти ее от гибели. И попадает в ловушку. «Ты скверный сын! - разгневалась старуха, ударив кулаком по столу. - Бродяга! Сколько лет я учила тебя уму-разуму, а ты стал еще хуже, чем был! Ты читаешь книги, и тебе должно быть известно, что верность господину и сыновнее послушание не могут существовать без ущерба для обеих сторон!» На следующее утро разгневанная старуха повесилась.

В мире «Троецарствия» не существует такого понятия как «жалость». Если кто-то совершал предательство, то он и его род истреблялись до третьего колена. Однако мир «Троецарствия» знает расчётливое милосердие. Главный стратег Чжугэ Лян семь раз ловил и отпускал мятежного предводителя маньских племен (современная северная Мьянма) Мын Хо. Почему? «- Для меня взять в плен человека так же легко, как вынуть что-нибудь из своего кармана, - улыбнулся Чжугэ Лян. - Но я добиваюсь другого. Мын Хо, князь южных маньских племен, должен сам изъявить желание покориться мне. Вот тогда его покорность будет настоящая».

Начинается и заканчивается эпос одной и той же фразой: «Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются - так говорят в народе». Очевидно, об этом следует помнить и сегодня, и не только в Поднебесной.

«Троецарствие» - это свой мир, со своими предустановленными правилами. Иногда эти правила объявляются открытым текстом, но самые важные правила читатель должен усвоить сам, вот они:

1. Выучи наизусть и неукоснительно соблюдай «Законы войны» Сунь-цзы.
2. Приближай к себе мудрых советников, желательно из даосов.
3. Тщательно взвешивай свои решения.
4. Обращай внимание на знамения, не пренебрегай магическим.
5. Побеждают не численностью, а мудростью.
6. Оставь в покое мирное население.
7. Никаких поблажек врагам.

Важные цитаты:

Ловить ласточек с закрытыми глазами - обманывать самого себя.

Не место фениксу вить гнездо в зарослях терновника!

Действуйте быстро, бейте без промаха - тогда ни небо, ни люди не станут вам противиться.

Хочешь рассеять смуту на самой ее заре - Слушай благие советы мудрых людей при дворе.

Если вы хотите завладеть Поднебесной, стоит ли жалеть одного коня?

Умная птица выбирает себе дерево, на котором вьет гнездо, а мудрый слуга избирает себе достойного господина.

Благоприятный случай никогда не приходит слишком рано, раскаяние всегда приходит поздно.

Где воробью понять стремления аиста!

Уж лучше я обижу других, чем позволю кому-либо обидеть себя.

По какому праву хотите вы низложить императора и возвести на престол другого? Вспомните слова великого мудреца: «Это можно позволить себе, если преследуешь цели И Иня (легендарный первый министр династии Шан); если же цель иная - станешь узурпатором».

Хочешь мятеж усмирить, сначала схвати главарей. Подвиги хочешь свершать ищи необычных людей.

Когда-то император У-ди пощадил Сыма Цяня и разрешил ему писать историю. Это привело лишь к тому, что клеветнические россказни перешли в последующие поколения. Ныне государственное управление в большом беспорядке, и разрешить талантливому чиновнику, приближенному государя, держать в руках кисть - значит подвергнуться его злословию.

- Я хочу кое-что попросить у вас. Необходимо успокоить воинов. Не поскупитесь.
- Что желает господин чэн-сян (канцлер)?
- Вашу голову.
- Я ни в чем не виновен! - воскликнул перепуганный Ван Хоу.
- Я и сам знаю, что вы не виновны. Но если я не казню вас, подымется бунт. Не беспокойтесь о семье, я обещаю вам обеспечить ее после вашей смерти. Ван Хоу пытался что-то возразить, но Цао Цао кликнул палача…

Когда бросаешь камнем в крысу, смотри, не разбей вазу!

Ведь у древних сказано: «Врагу дай на один день поблажку, а беды тебе хватит на десять тысяч веков».

Кто слышал, чтоб тигр бежал от свиньи иль собаки? Сражаться с драконом не могут ни рыбы, ни раки.

- Ты не отличаешь мудрости от глупости, значит у тебя грязные глаза. Ты не читаешь книг и стихов, значит грязен твой рот. Ты не выносишь правдивых слов, значит грязны твои уши. Ты не отличаешь старого от нового, значит ты грязен телом. Ты мечтаешь о захвате власти, значит ты грязен душой.

Так уж ведется исстари: процветает тот, кто привлекает людей, и гибнет тот, кто их теряет.

Успех не знается с бараном в шкуре тигра, в ком печень курицы, несчастлив тот стократ.

Если земля содрогается, то с крыш падает черепица.

Когда стрела на тетиве, не выпустить ее нельзя.

Познавая свои стремления - укрощай страсти, пребывая в спокойствии - постигай грядущее.

Орел летает за десять тысяч ли, но разве понимают его стремления простые птицы?

Помните заповедь полководца: «Не радуйся, когда ты победил, не печалься, когда тебя победили»!

Зайца может поймать только тот, кто гонится за ним.

Новорожденный теленок не боится тигра.

Уж не думаете ли вы, что светлячки в гнилом сене могут соперничать с сиянием луны?

Цао Цао отличался выдающимся умом и редким коварством. Он владел искусством войны почти так же, как Сунь-цзы и У-цзы. Но это не спасало его от неудач: он терпел поражения в Наньяне, в Ухуане и под Лияном; он едва не погиб в Циляне, военная удача несколько раз изменяла ему в Бэйшане, смерть едва не постигла его у Тунгуаня - и все же он добился успеха! Как же мне с моими ничтожными способностями одержать победу над врагом, не подвергаясь риску?

Сейчас главное для нас - оборона. Мудрец сказал: «Маленькое нетерпение может погубить великие замыслы».

Как известно, император Яо предпочитал хижины дворцам, и государство при нем жило в покое. Император Юй презирал дворцы, и Поднебесная при нем процветала. До времен династии Инь и Чжоу длина залов не превышала девяти бамбуковых циновок, а высота была не более трех чи. Мудрые государи и князья древности не истощали сил народа ради того, чтобы строить себе высокие и красивые дворцы и палаты.

Ведь те правители, которые ради удовлетворения своих прихотей не считаются с народом, всегда гибнут!

Мудрец сказал: «Если государство на краю гибели, должны быть зловещие признаки». А у нас таких признаков хоть отбавляй: недавно видели собаку в платке и в красной одежде, расхаживающую, как человек.

В военном деле существует пять условий, - сказал Сыма И. - Можешь наступать - наступай, не можешь наступать - обороняйся, не можешь обороняться - беги, не можешь бежать - сдавайся, не можешь сдаваться - умри.

- Вы говорите, что хорошо знаете «Ицзин», и в то же время заявляете, что не постигли смысла его выражений! Как это может быть?
- Кто хорошо знает «Ицзин», никогда не признается в этом, - отвечал Гуань Лу.
- Это называется: «Не касаться главного!» - одобрительно заметил Хэ Янь и улыбнулся.

- Чжугэ Кэ скоро умрет!
- Почему вы так думаете? - спросил Сыма Ши.
- Потому что люди, которых боится государь, долго не живут!

Стоит ли, рисуя змею, пририсовывать ей ноги?

Птицы вьют гнезда под кровлей, не ожидая, что дом сгорит!

Законы небес беспощадны - от них не уйти, не укрыться,
А мир бесконечно огромен, и дел в нем свершается много.
Исчезли навеки три царства, прошли они как сновиденье,
И скорбные слезы потомков - одна лишь пустая тревога.



власть, стратегия, теория игр, Китай, прочитано мной

Previous post Next post
Up