The Room Where It Happened. Simon & Schuster. 2020.
Чем выше взбирается обезьяна, тем лучше видна ее задница.
Американская пословица, ошибочно приписывается Роберту Кеннеди
Это невероятно длинная книга, написанная монотонным и сухим языком. Впрочем, от Болтона никто не ожидал талантов Марка Твена.
2 важных вывода:
1. Я именно так себе и представлял Трампа и кухню Белого Дома. Можно сказать, что ничего принципиально нового для себя я в книге не нашел. Из этого следует, что картинка, создаваемая СМИ, достаточно точная.
2. Трамп наносит ущерб национальной безопасности США. Именно такой президент нужен врагам США.
Кульминационный момент книги - это когда
Джон Келли, глава аппарата Белого Дома, обсуждает с Болтоном свою возможную отставку. И Келли спрашивает Болтона: «А что, если случится настоящий кризис как 9/11 на фоне того, как он (Трамп) принимает решения?» Мы знаем ответ, потому что такой кризис случился - ковид - и во время этого кризиса Трамп показал себя хреново. Но этот кризис разворачивался медленно и еще далек до завершения. А что было бы, если бы случился какой-то острый кризис, требующий моментальной концентрации?
Кроме этих 2х, есть выводы и поменьше:
Иностранные лидеры научились манипулировать Трампом и не обращать внимания на его фантазии. Болтон описывает встречу Трампа с Меркель, на которой Трамп, как всегда, спросил, когда же, наконец, Германия будет выделять 2% ВВП на оборону. На что Меркель ответила «невинно», что к 2030 году, и это вызвало смешки у немецкой делегации.
Зато Абэ серьезно воспринял просьбу Трампа стать посредником в переговорах с Ираном. Но поскольку в положительном результате переговоров не были заинтересованы ни аятоллы, ни Трамп, потуги Абе и его визит в Тегеран были провалены.
В администрации Трампа есть 2 человека, чье влияние, вероятно, недооценивается: Пенс и Мнучин. Во-первых, обоим удалось сохранить свои должности, несмотря на бешеную текучесть кадров. И если для вице-президента это объяснимо, то Стивен Мнучин - это уникум, которому удалось расширить влияние Treasury (Минфина) до небывалых масштабов. Любопытен эпизод, когда обсуждался вопрос о санкциях в отношении Венесуэлы во время восстания, а Мнучин очень беспокоился о том, как бы не навредить позициям Visa и Mastercard.
Корея:
Ким Чен Ын - крайне опасный манипулятор, который на х** вертел Трампа. «Мы легитимизировали Ына, коменданта концлагеря, подарив ему встречу с Трампом», - такой итог подводит Болтон.
Описание переговоров Трампа с Ыном: «Ким спросил, как Трамп оценивает его, Кима. И Трамп ответил, что ему нравится этот вопрос. Он видит Кима как действительно умного, довольно скрытного, очень хорошего человека, совершенно искреннего, отличной личностью. Ким сказал, что в политике люди как актеры. Трамп был прав в одном пункте. Ким Чен Ын знал, с кем имеет дело, когда спросил, что о нем думает Трамп; этот вопрос был задуман, чтобы вызвать положительный ответ или риск внезапного завершения встречи. Задавая, казалось бы, наивный или резкий вопрос, Ким на самом деле перекладывал бремя и риск ответа на другого человека. Это показало, что он поймал Трампа на крючок».
Важные вещи стратегического характера Болтон в своей книге «поручает» сказать другим. В частности, стратегию относительно Северной Кореи озвучивает мининдел Сингапура: «Балакришнан сказал, что США уже сделали 3 подарка: во-первых, начав эту встречу, США уже совершили «дар», о чем понимали все, кроме Трампа; во-вторых, США будет сложно вернуться к традиционной кампании давления «по-максимуму», что также было очевидно для всех, кроме Трампа; и в-третьих, это был подарок Китаю, потому что США сосредоточились на Северной Корее, в то время как Китай должен быть в фокусе настоящей стратегической игры. Балакришнан был очень убедителен, а Трамп не мог быть счастлив, слушая это».
«Траектория Северной Кореи в сторону обладания ядерным оружием продолжится. И четвертая администрация вот уже третье десятилетие подряд не может предотвратить самую серьезную угрозу распространения ядерного оружия. Это неизбежно означает, что будущей администрации придется столкнуться с режимом в Пхеньяне, который сможет нанести неприемлемый ущерб нашей стране (в отсутствие решимости построить полностью эффективную национальную систему противоракетной обороны). Всего этого можно было бы избежать, если бы мы только стали действовать раньше».
Китай:
Вопреки распространенному мнению, Трамп очень мягок к Китаю. Самое омерзительное, что прочел в этой книге - это то, что Трамп «позволил» Си строить концлагеря в Синьцзяне. Причем сделал это дважды.
Трамп спас китайскую компанию ZTE, обложенную штрафами, мотивируя свое решение заботой о рабочих местах. С каких пор президенты США стали беспокоиться о рабочих местах в Китае?
Трамп просил Си увеличить закупки продовольствия (чтобы улучшить свой рейтинг в фермерских штатах). Из этого я заключаю, что отношения Трампа и Си напоминают отношения коридорного с богатым постояльцем гостиницы, у которого он выпрашивает чаевые.
Украина:
Болтон сожалеет, что на саммите 2008 г. в Бухаресте Украине и Грузии не предоставили возможность начать вступление в НАТО, в основном, из-за оппозиции Франции и Германии. Результаты, как мы знаем, плачевные, как для Грузии, так и для Украины.
Порошенко просил Болтона, чтобы США помогли ему на выборах, и чтобы США ввели санкции против Коломойского.
Госдеп не хотел, чтобы Болтон встречался с Тимошенко, потому что там считали, что она чрезмерно близка к России. Однако Болтон встретился с ней, причем Тимошенко на встрече цитировала одну из его книг.
Относительно скандала, приведшего Трампа к процедуре импичмента: Болтон подтверждает, что все было именно так, как описывалось в прессе. Ошибка, допущенная демократами, состояла в том, что они сконцентрировались исключительно на эпизоде с Зеленским, а нужно было включить этот эпизод в более широкий контекст: Halkbank, ZTE, Huawei и т.д.
«Это показало асимметрию взглядов Трампа на международные отношения. Он не видел разницу между своими личными интересами и интересами страны».
Россия и Путин:
Встречу в Хельсинки Болтон оценивает нейтрально: успеха не было, но на успех он и не рассчитывал, а воспринимал встречу как упражнение по контролю над наносимым ущербом. Но фраза Трампа на пресс-конференции о том, что «он верит обеим сторонам», т.е. своей разведке и Путину, имела катастрофические последствия.
Трамп и Путин: «…он (Трамп) никогда не делился своим мнением (о Путине), по крайней мере, в разговорах со мной. Я никогда не спрашивал, каков был взгляд Трампа (на Путина), возможно, боясь того, что мог услышать в ответ. Его (Трампа) личный взгляд на российского лидера остался тайной».
Шойгу и Путину нравилась идея переписать Договор о РСМД, чтобы к нему присоединились «другие», т.е. Китай. А односторонний выход из договора, как сказал Шойгу, на руку нашим «взаимным врагам», т.е. Китаю. Так его понял Болтон.
Тактику поведения с Путиным Болтон поручил озвучить Президенту Финляндии Саули Ниинистё: «Ниинистё напомнил Трампу, что Путин был борцом, и поэтому Трамп должен нанести ответный удар в случае нападения. Во-вторых, Ниинистё подчеркнул важность уважения к Путину, и что, если доверие будет установлено, он может быть более тактичным. Наконец, снова, как будто готовясь к боксу, Ниинистё предупредил Трампа, чтобы тот никогда не подставлялся и не отступал ни на дюйм».
Кондолиза Райс о Путине: «Вы знаете, Джон, что Путин знает только два способа иметь дело с людьми: унижать их или доминировать над ними, - и вы не можете позволить ему этого».
О Макроне: «Макрон оскорбил Трампа в своей речи 11 ноября у Триумфальной арки, когда сказал: «Патриотизм - полная противоположность национализму. Национализм - это предательство патриотизма, когда имеется в виду: ‘Наш интерес в первую очередь. Кому есть дело до других?»
Трамп о Макроне: «Все, к чему он прикасается, превращается в дерьмо».
Анекдотичное:
Трамп действительно спрашивал, входит ли Финляндия в состав России. В другой раз он спросил, входит ли Финляндия в сферу влияния России.
Трамп спрашивал у Мэй, действительно ли Великобритания ядерная держава?
Трамп рассказал Болтону, как Тиллерсон сказал Никки Хейли: «Ты не более, чем п****, и никогда не забывай об этом». Но Болтон усомнился в этой истории, потому что при любой администрации Тиллерсон был бы за такое уволен. Но он не был уволен, по крайне мере, за это. Тогда зачем Трамп рассказал об этом Болтону?
Важные наблюдения:
«Стратегия зависит от анализа намерений и возможностей. Намерения часто трудно просчитать; возможности, как правило, легче оценить (даже учитывая, что разведка предоставляет неполные данные)».
Эйзенхауэр: «Если вы не можете решить проблему, расширьте ее».