Я был удивлен, когда узнал, что баухаус имеет религиозные корни. Иоганнес Иттен и Георг Мухе были приверженцами маздазнана, нео-зороастрийского культа, очень популярного в Германии после ПМВ. Впрочем, когда их проповедь маздазнана стала слишком навязчивой, их попросили из баухауза.
Иоганнес Иттен, кажется, очень недооцененная личность в культуре XX века. Представляется, что его House of white man (1920) - это настоящий шедевр. И, учитывая его приверженность к маздазнану, понятно, почему это строение напоминает маленький зороастрийский храм.
Иттен провозглашал:
«игра становится вечеринкой - вечеринка становится работой - работа становится игрой». Чем не лозунг современных хипстеров?
Несмотря на то, что баухаус казался многим социалистическим и даже большевистским изобретением, поддержку в нем находили все: анархисты, социалисты, консерваторы, эзотерики, «реформаторы жизни» и т.п.
Василий Кандинский - еще один странный персонаж из баухауса, в котором он пробыл почти от истоков движения до погрома 1934 года. Личность Кандинского не конгруэнтна его творчеству. Практичный, суровый, склонный к интриге - вот каким Кандинский был в жизни.
Стандартизация и оптимизация - очень важные атрибуты баухауса. Все предметы создавались таким образом, чтобы их можно было воспроизвести в промышленных масштабах. Они даже стандартизировали шрифт, и убрали из него все заглавные буквы. Заглавные буквы дуплицируют алфавит, а зачем это нужно?
Лично я нахожу лампы баухауса весьма органичными и удобными, а вот на знаменитых стульях баухауса сидеть невозможно, по крайней мере, дольше 15 минут.
Вальтер Гропиус: «строить - значит, создавать образцы жизни». Сказано - сделано. Если посмотреть на эту фотографию, сделанную в 1927г. в Дессау, то становится понятно, что «образец жизни» создан им на столетие вперед.
Walter and Ise Gropius 1927, Dessau
Джозеф Альберс: «Материалы должны обрабатываться таким образом, чтобы не оставалось отходов: главный принцип - экономия. Окончательная форма возникает после того, как отсечено лишнее и материал сфальцован».
Любопытна судьба второго директора баухауса Ханнеса Майера (Hannes Meyer). По разным причинам его выставили из баухауса, чему, кстати, немало способствовал Кандинский, считавший Майера большевиком. В 1931 году Майер с 7-ю учениками отправился в Москву помогать в строительстве социализма. Он действительно спроектировал несколько соцгородков и составил план развития Биробиджана. В 1936 году, разумеется, он вернулся домой - в Швейцарию. А вот его жена, Маргарета Менгель, выездную визу не получила - и была расстреляна в 1938 году. Его сына отправили в детдом, он всю жизнь работал на угольных шахтах Челябинской обл., и только под конец жизни узнал о своем швейцарском отце.
Почему же нацисты не ужились с баухаусом? Нацисты хотели стандартизировать всю Европу (без евреев, цыган, геев, масонов и т.п.), и вроде как стандартизация и оптимизация были близки их эстетике? Но тоталитаризм победил эстетику. Во-первых, нацистам была не нужна творческая школа, основным принципом которой была свобода. И во-вторых, у нацистов были совсем другие предпочтения. Как ограниченные люди с неразвитыми вкусами, нацисты любили тоталитарный неоклассицизм, абсолютно чуждый баухаусу. Поэтому его и закрыли.