Кому-то пришло в голову издать многотомную хрестоматию с самыми важными иностранными свидетельствами о Древней Руси. Выбрали «цивилизационный» принцип: в первый том вошли античные источники, во второй - византийские, в третий - «восточные», в четвертый - западноевропейские, в пятый - древнескандинавские.
Начнем с самых интересных - восточных источников. Том составлен из двух частей: арабо-персидские источники и еврейские источники. (Риторический вопрос: можно ли считать письмо сановника кордовского халифа (из Испании) восточным?)
В сноске к письму хазарского царя Иосифа сказано: «существенно, что Иосиф, иудей по вероисповеданию, признавал свое несемитское происхождение». Таким образом, вроде как разбивается гипотеза Льва Гумилева, что элита Хазарского каганата была еврейской, а плебс - хазарским. Но тогда следует признать, что иудаизм времен Хазарии был прозелитическим, что, в общем-то странно.
Вероятно, ответ дает загадочный документ, помещенный в самый конец книги:
«Кругосветное путешествие Петахии Регенсбургского». Этот Петахия обошел Богемию, Польшу, Русь, Хазарию, Закавказье, и, между прочим, написал: «Настоящих евреев нет в земле кедаров (кочевников), а живут там только миним». Непонятно, кто такие эти миним, но они точно не караимы. «Когда Петахия спросил их, почему они не веруют словам и преданиям мудрецов, они ответили: «Потому что этому предки нас не научили». Однако согласно иудаизму, даже необученный иудей считается «настоящим». Следовательно, хазары - это миним, ненастоящие евреи.
Относительно арабо-персидских источников:
1. Восточная Европа не очень-то интересовала арабов и персов. Как правило, в своих описаниях Восточной Европы они почти всегда ограничивались рекой Танаис (Доном).
2. Они не отождествляли русов (варягов) и славян. Причем славяне их вообще не интересовали. Акторами восточноевропейской истории того времени были почти исключительно варяги и евреи. По крайней мере, такое впечатление складывается при чтении арабо-персидских источников.
3. В IX веке начальник почт северного Ирана, Ибн Хордадбех описал торговый путь еврейских купцов-разанийа (рахдонитов или радхонитов) из Европы в Китай: Андалусия - царство франков - Марокко - Танжер - Тунис - Египет - Рамла - Дамаск - Куфа - Багдад - Басра - Ахваз - Фарс - Кирман - Синд - Хинд - Китай. Очень интересный маршрут.
4. Весьма занятно описание «земли славян» в книге арабского географа Ибн Русте (X век): «В начале пределов славян - город, называемый Ва?И? (столица вятичей). Идешь к ней (стране славян) по степям, бездорожью, через источники вод и густые леса, пока не придешь в их страну. Страна славян - равнинная и лесистая, и они живут в ней. У них нет ни виноградников, ни пашен. Есть у них подобие больших бочонков, сделанных из дерева, и в них - улей для пчел и меда».
5. Много споров вызывает следующая фраза в сочинении Ибн Русте: «Что касается русов, то они - на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги». Мое мнение - это остров Зеландия, Sjælland.
6. У всех индоевропейских народов, включая славян и норманнов, был обычай: вдова убивала себя или ее убивали на могиле мужа. И ее тело кремировали вместе с телом мужа. В Индии этот обычай практиковался даже в XX веке. Но ничего более страшного, чем описание этого обряда в книге арабского путешественника Ибн Фадлана (X век), я в жизни не читал:
В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода «кумачами»… И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше постилки. Это она руководит его обшиванием и его устройством и она [же] убивает девушек. И я увидел, что она старуха-богатырка, здоровенная, мрачная.
(…) Затем вошли в шалаш шесть мужей из числа родственников ее мужа и все до одного сочетались с девушкой в присутствии умершего. Затем, как только они покончили с осуществлением своих прав любви, уложили ее рядом с ее господином. Двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, пришла старуха, называемая ангел смерти, наложила ей на шею веревку с расходящимися концами и дала ее двум мужам, чтобы они ее тянули, и приступила к делу, имея в руке огромный кинжал с широким лезвием. Итак, она начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла.