Война и общество. Мигель Чентено и Элен Энрикез

Jan 22, 2020 18:17

Miguel A. Centeno & Elaine Enriquez. War & Society, Princeton, 2016.

Все книги о войне делятся на две большие категории: 1. Военная история. 2. Военная стратегия. Книга принстонских социологов «Война и общество» выпадает из этой традиции. Война в ней является предметом научного социологического исследования. Очень редкий случай. Какова природа войны, и каким образом война отражает и формирует социальную динамику и институты?

Авторы дают абсолютно точное определение войны: Война - это отражение и следствие социальной структуры, групповых норм и отношений. (4) Понимаемая как социальный феномен, война - это о том, как человеческие существа становятся способны совершать невозможное (массово погибать и массово убивать себе подобных) и переносить непереносимое. (7)

Войны всегда велись между обществами, и выживание часто не было гарантированно. 90.

Авторы идут дальше, считая войной Холокост. 104. Следовательно, Холокост - это война между обществами. Есть в этих рассуждениях нечто необычное, возможно, шокирующее, но я склонен согласиться с логикой авторов. Если продолжить эту логическую цепочку, то Холокост - это война между немецким обществом и евреями, приведшая к гибели 6 млн. евреев. Частично Холокост может быть понят как кульминация бюрократических структур в сочетании с дегуманизацией жертв. 175

Авторы подошли к двум важным вопросам, но дали недостаточно развернутые ответы на них:

1. Война и безумие. Как изящно формулируют авторы, «войны создают контекст, в котором безумное поведение становится нормальным или приемлемым». 40

2. Война и гомосексуализм. В Древней Греции, как известно, поощрялось, когда любовники сражались бок о бок. И у Платона есть даже теоретические выкладки на эту тему. Война создает приемлемый контекст для мужской близости, а перерастет ли она в сексуальные отношения, зависит от системы табу, принятых в группе. 49

Но если это так, то не является ли война компенсаторным или сублимирующим механизмом для скрываемого отклонения от психической нормы и подавленного гомосексуализма?



Вопросы:
1. Свойственна ли война только человеческому виду?
2. Война естественна или инстинктивна?
3. Является ли война преимущественно мужским феноменом?
4. Универсальна ли война для всего человечества? (11)

Ответы:
1. Нет. Но человек склонен к рефлексии относительно собственной способности совершать и переносить насилие, и в этом его отличие от животных.
2. Скорее, естественна.
3. Да. В истории 99% вооруженных сил состояли из мужчин, в современном мире - 97%.
4. Да.

Концепция Пинкера о сокращающемся насилии ошибочна, потому что насилие становится более организованным и затрагивает большее число людей. Возможно, Пинкер прав в том, что сокращается рандомное насилие, но история ХХ века показывает, что насилие становится более организованным, масштабным и летальным. 29.

Несколько современных тенденций:

1. «Размывание ролей». Пример, приведенный авторами: война на Востоке Украины, в которой Россия пытается отрицать свое участие. 147

2. Сокращение военных потерь.

3. Войны XXI века - это войны не между странами, а преимущественно войны внутри стран.

4. «Возвращение воина». Мы наблюдаем ослабление устойчивой в прошлом тенденции, когда общества воевали друг с другом, и усиление древней, почти первобытной тенденции, к войнам между воинами. 152

5. «Растущий отрыв военной мощи от социальных ресурсов». 152

6. Растущая фрагментация власти и способность относительно незначительных акторов превращать упадок в хаос. 159

7. Слабеющая вовлеченность элит в войну. 171

8. Растущее значение иррегулярных военизированных формирований.



общество, террор, институты, война, стратегия, фальсификация истории, российско-украинская война

Previous post Next post
Up