Житие протопопа Аввакума

Jan 07, 2020 12:55

С большим трепетом я приступал к чтению этой книги… В студенческие годы я читал какие-то фрагменты, но многие вещи начинаешь понимать только с возрастом.

Чтение тяжелое. Достаточно сказать, что протопоп писал простым разговорным языком XVII века, и чтобы его понять, одних комментариев недостаточно, нужен перевод. Я в состоянии читать такие тексты, но неподготовленный читатель мало что поймет. В моем распоряжении было знаменитое издание 1959г. Может, есть новые издания с переведенным текстом?

Понятно, почему «Житие» издали в СССР массовым тиражом - эта книга была против церкви. Протопоп очень колоритно описывает церковные нравы: знаете вы (собаки, бл**ди, митрополиты, архиепископы, никонияна, воры) «как робят в алтаре за афедрон хватать». Афедрон -это задний проход, как услужливо напоминает «словарь трудных для понимания слов», приложенный в конце книги.

И в выражениях протопоп не стеснялся. 2 самых часто встречающихся слова - это «б***ь» и «кобь». В самых разных значениях и почти всегда в сторону церкви. Первое слово не нуждается в объяснении, второе - обозначает колдовство, волхование, но у протопопа оно почти всегда синоним «б***и»: «Мы же, правовернии, сие бл***ое мудрование Римского костела и выбл***ков его, поляков и киевских уният, еще же и наших никониян, за вся их нововводные коби еретические анафеме трижды предаем…»

Нематерные ругательства встречаются в изобилии: «кал и гной есмь, окаянной - прямое говно! Отовсюду воняю и душою и телом»; «он (сокамерник Аввакума), миленькой, бывало серет и сцыт под себя, а я ево очищаю». И так почти всё житие.

Когда говорят о средневековой деспотии и палачестве, то почему-то вспоминают самодержцев. Но в «Житии» мы видим эту деспотию на уровне местных и мелких чиновников. Из «Жития» становится ясно, что власть в России - это сборище садистов и идиотов. «Власти яко козлы», - прямо пишет протопоп. Описания зверств, творимых разными начальниками, подтверждаются другими источниками. Протопоп здесь ничего не придумал и не преувеличил. Например, один начальник, «фарисей с говенною рожею» «прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами». Просто представьте эту картину: какой-то чиновник отгрызает у попа пальцы.

Вот неполный перечень описанных в «Житии» наказаний: сажание на цепь, избиение кнутом, запирание в сарае с крысами, блохами и вшами, сажание на кол, выбрасывание с корабля в Волгу (так с протопопом поступил боярин Шереметев), вырывание бороды, избиение батогами, сковывание «железом», повешение, закапывание в землю живьем, приковывание к стене, отсечение головы, рассечение «на пятеро», рассечение «начетверо», побивание камнями, избиение чеканом по хребту, замораживание во льду, подвешивание за ребра, сжигание на костре, сжигание в срубе. Причем, если человека наказывают отсечением какого-то органа, то всегда уточняется уровень отсечения: например, можно отрезать «кусочек» языка, а можно вырезать язык «из горла», можно отсечь четыре перста, а можно и руку «по запястье», можно и повыше и т.д.

И следует помнить, что сам протопоп Аввакум поступал бы со своими врагами не лучше. В челобитной царю Федору Алексеевичу он так и пишет: «А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един час». (Имеется в виду знаменитый эпизод из Библии, где пророк Илия убивает 850 жрецов Ваала, причем уточняется, что он их сам «заколол». 3-я Царств 18:38-40). «Перво бы Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян», - взывает протопоп.



Никон

Из книги понятно, почему произошел церковный раскол, и почему со старообрядцами так свирепо расправлялись: дело было, конечно, не в троеперстии, и не в том, сколько раз во время богослужения произносить слово «аллилуйя», дважды или трижды. Раскольники представляли духовную оппозицию, а этого любая деспотическая власть боится больше всего. Политическую оппозицию можно подавить или подкупить, заговор можно раскрыть, а вот как быть с массовым движением фанатиков, убеждённых, что власть - от дьявола?



Илия и жрецы Ваала

Протопоп Аввакум был убежден, что Россия находится во власти сатаны. Он так и пишет: «Выпросил у Бога светлую Россию сатана», и в таком свете он рисует разные апокалиптические картины, связанные с Россией. При этом он демонстрирует просто звериную ксенофобию к разным «серби, албанасы, волохи, римляне, ляхи» и прочей «римской бл***ди».

Жизнь простого народа - это беспросветный мрак. В одном месте он описывает голод, во время которого люди ели «кобыльи кишки немытые с калом и кровь с снегом хватали и ели». «А казаки бедные - всякую мертвечину, иные волки и лисицы, иные - человеческую лайну (кал)».

Важные цитаты:

«Выпросил у Бога светлую Россию сатана, даже очервленит ю кровию мученическою. Добро ты, дьявол, вздумал, и нам то любо - Христа ради, нашего света, пострадать!»

«Мой Христос не приказывал нашим апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицею в веру приводить».

«И в нашей русской земле обретется черт большой, ему же мера - высоты и глубины - ад преглубокий. Помышляю, яко, во аде стоя, главою и до облак достанет».

«Яра ныне зима, но тамо сладок рай».

Обращаясь к царю: «…любя я тебе, право, сие сказал, а иной тебе так не скажет, но вси лижут тебя, - да уже слизали и душу твою!»

Обращаясь к царю: «Ты владеешь на свободе одною русскою землею, а мне сын божий покорил за темничное сидение и небо и землю…»

«Рассуждай глагол Христов: своего врага люби, а не божия…»

«Какой то будет бог, что душю свою от разбойников отнять не смог?»



власть, интеллигенция, маразм, Россия, смертная казнь, прочитано мной, общество, Церковь, фальсификация истории, личности

Previous post Next post
Up