Стивен Пинкер. Лучшее в нас/ Steven Pinker. The Better Angels of Our Nature

Oct 12, 2019 20:36

Steven Pinker. The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined. Penguin Books, 2012, 832 p.

Признаться, когда из Амазона я получил эту книгу, то немножко удивился. Это такой увесистый фолиант на 800+ страниц. Одолеть такой объем тяжело, поэтому мне не удалось полностью сосредоточить внимание на последних 250 страницах. Гонорары авторам надо платить не за количество букв, а за плотность и информативность текста.

В первых строчках предисловия Пинкер заявляет главную мысль книги: «уровень насилия снижается в течение длительного времени, и сегодня, возможно, мы живем в самый мирный период за все время существования нашего вида». xxi Имеется в виду любое насилие: от геноцида и войн большой интенсивности до серийных убийств, число которых сокращается, как минимум, с 80-х годов.

Дальнейшее изложение на 800 страницах - это просто обоснование этого тезиса. Собственно, наблюдение не ново, и автор ссылается на работы 80-х годов, в которых зафиксировано постепенное снижение уровня насилия примерно с конца Средних веков.

Пинкер дает три объяснения этому явлению:«процесс цивилизации» и Левиафан, т.е. государство, которое становится «больше, умнее и эффективнее». 121 (О третьем объяснении чуть позже).

«Процесс цивилизации» - это концепция Норберта Элиаса. Любопытно, что книгу с названием «Über den Prozeß der Zivilisation» он издал в 1939 году. У Элиса не было статистики, но он изучал различные средневековые артефакты и пришел к выводу, что средневековое общество было обществом вопиющего и массового насилия. Например, такая иллюстрация из книги 15 века (фрагмент этой иллюстрации воспроизводит Пинкер в своей книге):



Но главное даже не насилие, а именно то, что мы называем цивилизованностью как противоположностью дикости. Элиас собирал различные советы из старых учебников по этикету, например, такие: не ерзай на стуле, когда испускаешь газы, не здоровайся с кем-то, когда испражняешься, не ковыряйся руками в трусах и т.п. И получалось, что с течением времени эти советы становились менее грубыми, общество более изысканным, цивилизованным; параллельно сокращался и уровень насилия. Важно, что Элиас и его последователи считали, что процесс цивилизации происходит сверху вниз, т.е. от верхних классов к нижним.

В действительности это повторение тезиса Маркса: "Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу." (Маркс, Энгельс «Фейербах»).

Господствующими классами, по Марксу, являлись аристократы, а затем буржуазия. Эти высшие цивилизованные классы за счет своего господства и господствующей духовной силы «цивилизовывали» малокультурные низшие классы крестьян и рабочих. Так, по крайней мере, вытекает из Маркса и с этим тезисом согласны Элиас и Пинкер.

Что касается Левиафана, то жизнью был проведен такой эксперимент: в 1969 году полицейские Монреаля объявили забастовку, на 16 часов покинув посты. В результате этот спокойный и безопасный город на несколько часов превратился в ад: 6 ограблений банков, 12 поджогов, 100 грабежей и 2 убийства. 122



На 650 странице автор дает третье объяснение феномену сокращающегося насилия: «мы становимся лучше, потому что мы становимся smarter (сообразительнее, умнее)». 650 С этим не поспоришь. Если современные общества сравнить с обществами 1914 года, то уровень образованности и «сообразительности», конечно, будет выше сегодня.

Пинкер исследует различные теории сокращения насилия. В частности, аборты. Распространена версия, что, разрешая аборты, правительство и семьи избавляют себя от нежелательных детей или детей улицы, которые могли бы стать преступниками, если бы родились. Но Пинкер отвергает эту гипотезу на тех основаниях, что в США падение преступности началось до легализации абортов.

Но зато экспериментально доказана т.н. теория «разбитых окон».

Зато не доказана теория, согласно которой фильмы и видеоигры с избыточным насилием, а также порнография ведут к росту насилия в реальной жизни. На самом деле наблюдается обратная корреляция. Но с этим, похоже, уже никто не спорит, даже самые замшелые консерваторы.

Самая интересная часть книги, пятая, «Долгий Мир», занимает примерно 100 страниц и только она заслуживает того, чтобы быть прочитанной чрезвычайно внимательно, с карандашом. За 2 тысячи лет самая кровопролитная война произошла… где бы вы думали? Конечно, в Китае - восстание Лушаня в 8 веке: погибло 2/3 населения империи, 36 млн. чел. Если считать, принимая во внимание пропорции численности населения, то для середины XX века это примерно соответствовало бы 429 млн. чел. 194-195

Считая таким образом, автор приходит к выводу, что за 2 тысячи лет Вторая мировая война была 9-м событием по степени кровавости (гемоклизмом), Первая мировая война - 16, Наполеоновские войны - 19, гражданская война в России - 20. 195

Вот, собственно, полный список:



И очень важно: после 1945 года вся статистика войн и жертв войн стремится к нулю. 249

Любопытно, что Пинкер приводит убедительную статистику, что жертв терроризма тоже становится меньше на достаточно продолжительно отрезке времени, начиная с 1970 года. Статистика, которая, наоборот, показывает рост жертв террористических атак, построена на манипуляции: например, статистика администрации Буша-мл., представленная в 2007г., включала жертв войны в Ираке и Афганистане, что методологически неверно. 350-351

Критика:

Статистика и выводы Пинкера верны. Но также верно и то, что период долгого мира, в котором мы живем, - далеко не первый. Достаточно вспомнить la Belle Époque накануне ПМВ. Нет никаких гарантий, что нынешняя затянувшаяся эпоха процветания и мира не закончится каким-нибудь очередным гемоклизмом. Другими словами, и Пинкер подчеркивает это, его книгу нельзя рассматривать как прогноз. На 361 странице автор признается, что цель его книги - объяснить факты прошлого и настоящего, но не предсказывать будущее. 361

Важные факты:

Каннибализм в доисторические времена был настолько распространен, что повлиял даже на нашу эволюцию: геном человека содержит ген, который борется с прионовыми болезнями, передающимися через каннибализм. 46

В 95% (современных) обществ люди поддерживают принцип «жизнь за жизнь». 47

В XVI и XVII веках охотники за ведьмами в Германии и Франции убили от 60 до 10 тыс. чел., 85% из них - женщины. 137

Испанская инквизиция погубила 350 тыс. чел. 141

Со времени Христа до ХХ века было казнено 19 млн. чел. 149

Между 600 и 1800 годами был убит каждый восьмой европейский монарх. 159

Убийства уносят больше жизней, чем войны, даже если учитывать непрямые потери (во время войн) от голода и болезней. 221

Погибшие в двух мировых войнах составляют 77% от всех погибших в войнах за 130-летний период. 222

Еще недавно убивали от 10 до 15% всех новорожденных, сразу после рождения, в некоторых обществах этот показатель достигал 50%. 415

В конце XVIII века 100% американских детей были избиваемы розгами, кнутом или другим оружием. 429

В 1976 году только 10% американцев считали, что плохое обращение с детьми представляет реальную проблему; в 1985 и 1999 таких было уже 99%. 435 (Разумеется, вовсе не потому, что с детьми стали хуже обращаться). 439

В США в 80-е годы было выявлено 200 серийных убийц, убивавших примерно по 70 чел. в год; в 90-е выявили 141 серийного убийцу, в 2000-х - только 61. 549



институты, война, Новое Средневековье, прогноз, прочитано мной, Вторая мировая война, общество, террор, стратегия, Первая Мировая Война, фальсификация истории

Previous post Next post
Up