Себастьян Хафнер. История одного немца/ Sebastian Haffner. Geschichte eines Deutschen

Oct 03, 2019 19:17

Когда я читал эту книгу по-немецки, я не знал, что она издана на русском. И вот я случайно нашел эту книгу на просторах интернета, и обнаружил, что в русском издании к ней предпослан подзаголовок: «Частный человек против тысячелетнего рейха». Сперва я даже неправильно прочитал: «чЕстный» вместо «чАстный». В оригинале книге предпослан другой подзаголовок: «Die Erinnerungen 1914-1933», т.е. «Воспоминания 1914 - 1933».

И это в корне меняет дело. Как видим, воспоминания Хафнера относятся к периоду 1914-1933гг., когда никакого «тысячелетнего рейха» не было и в помине. Провозглашение тысячелетнего рейха произошло не ранее сентября 1934г.

Книга Хафнера - это ценнейшие наблюдения чАстного и чЕстного немца над генезисом национал-социализма в Германии.

В течение всей книги Хафнер пытается ответить на вопрос: какнацисты смогли прийти к власти в Германии? И постепенно у него кристаллизируется ответ на этот вопрос, и точнее становится сама формулировка вопроса.

«Самой простой и, если покопаться, почти у всех самой глубокой причиной был страх. Избивать, чтобы не быть избитым. Затем: мутное опьянение, опьянение единством, магнетизм массы. Далее, у многих было также отвращение и жажда мести по отношению к вождям и руководителям, бросившим своих партийцев на произвол судьбы и нацистов».

Но этот ответ: «страх», - не удовлетворяет автора, и через несколько десятков страниц он снова возвращается к вопросу, точнее, к загадке: «В истории возникновения третьего рейха есть одна неразрешимая загадка, которая, как мне кажется, еще интереснее, чем вопрос о том, кто же поджег рейхстаг. Вот эта загадка: а где, собственно говоря, были немцы? Еще 5 марта 1933 года большинство их голосовало против Гитлера. Что стало с этим большинством? Оно умерло? Исчезло с лица земли? Или, хоть и не сразу, но сделалось нацистским? Как могло случиться то, что с их стороны не было ни одной заметной реакции?» И снова нет ответа.

Еще через несколько десятков страниц Харер находит нужную метафору: «словно равномерно и непрерывно выкачивают воздух из колбы, в которой ты сидишь». И еще через несколько страниц: «Маленький пакт с дьяволом - и ты уже не среди узников и гонимых, но среди победителей и преследователей».

Вот он, наконец, правильный ответ - «маленький пакт с дьяволом». Пакт, заключенный не правительством, не какими-то обанкротившимися политиками, а почти каждым немцем, молчаливо или громко, действием или бездействием поддержавшим нацистов.

Можно ли из этой книги вынести урок нам? Да, безусловно. Например, когда 86% объясняют оголтелой пропагандой, то стоит задуматься вот над чем: в 1933 году в Германии велась оголтелая нацистская пропаганда, нацисты устроили террор, сожгли рейхстаг. Но большинства все равно не получили. Автор так и пишет: «Началось все перед выборами с грандиозного праздника победы, «дня национального возрождения», 4 марта: марши и фейерверки, оркестры, барабаны и флаги над всей Германией; Гитлер, ревущий из тысяч репродукторов, клятвы и обеты - и все это несмотря на то, что было еще неизвестно: не принесут ли выборы поражение нацистам. На самом-то деле так и вышло: на последних выборах в Германии они получили 44% голосов (до того было 37%) - большинство немцев все еще голосовало против Гитлера. Если учесть, что террор был уже в полном разгаре и левым партиям в последние, решающие недели фактически заткнули рот, то стоит согласиться с тем, что немецкий народ в основной своей массе вел себя еще вполне прилично».

Зарождение нацизма как социального (не политического) движения автор относит ко времени сразу после Капповского путча, т.е. после 1920 года. Все политические силы тогда обанкротились. И интересы большинства мальчишек с политики перешли на коллекционирование марок, театр и т.п. Но возникла группа агрессивно настроенных подростков, приходивших в школу с кастетами и кистенями, и задиравших евреев. От Капповского путча берет начало и свастика.



Чрезвычайно любопытно сравнение Ратенау и Гитлера: "Ратенау и Гитлер как раз и были аномальными явлениями, которые до крайности возбудили фантазию немецкой народной массы: один - своей необъятной культурой, другой - своей необъятной пошлостью. Оба, и это главное, происходят из недоступных средней массе областей, из каких-то потусторонних миров. Один - из той сферы высшей духовности, где симпосион, пир культур трех тысячелетий и двух частей света творится; другой - из джунглей, из грязи и тьмы бульварной философии и бульварного чтива; из подземного, подпочвенного мира, где в мутном вареве роятся бесы мещанских чуланов, ночлежек, казарменных сортиров и застенков. Благодаря своей «потусторонности», оба, и Ратенау, и Гитлер, обладали настоящей магической, волшебной силой, безразличной к тому, какую политику каждый из них вел".



Вальтер Ратенау

Гиперинфляция и экономическая история 20-х годов - это еще один источник нацизма. «Сложилось такое положение, при котором инертность и опора на прежний жизненный опыт карались голодом и смертью, тогда как быстрота реакции и умение правильно оценить мгновенно изменяющееся положение дел вознаграждались внезапным чудовищным богатством». Для Германии это чрезвычайно непривычное положение, разрушившие традиционные представления о хозяйственности и бережливости.

Книге предпослан эпиграф из Гёте: «Германия ничто, но каждый отдельный немец - многое». Как видим, концепция, полностью противоположная национал-социализму.

Начинается книга с того, что автор собирается рассказать историю одной дуэли - между мощным, безжалостным государством и маленьким, анонимным, чАстным человеком. (А почему анонимным? Ведь имя и фамилия автора указана на обложке). Но, прочитав книгу, становится понятно, что автор борется вовсе не с государством и тем более не с тысячелетним рейхом, а теми, кто заключил «маленький пакт с дьяволом», т.е. почти со всем обществом.

Разумеется, любой рассказ о немецкой трагедии начинается с 1914 года. И оказывается, для автора «самое жестокое испытание, которое принесла война, были загубленные каникулы». Поколение настоящих нацистов - это люди, родившиеся между 1900 и 1910 годами, пережившие войну как «большую игру». А как же голод? Во-первых, «мы быстро научились обходиться минимумом жратвы», во-вторых, "тезис о том, что Германия прекратила войну из-за голода несостоятелен, потому что к моменту окончания войны страна голодала уже 3 года. К проигрышу привел не голод, а осознание того, что война проиграно и положение безнадежно".

Важные цитаты:

Еще раз подчеркну, что с точки зрения истории реакция детей на политические события очень важна: то, что «знает каждый ребенок», есть по большей части последняя, неопровержимая квинтэссенция политического события.

Масса наиболее сильно реагирует на то, что меньше всего на нее похоже.

Последнее, что оставила короткая эпоха Ратенау в качестве послевкусия, было повторение урока, полученного в 1918 и 1919 году: все, за что берутся левые, с треском проваливается.

Звездный час Гитлера - 14 сентября 1930г., выборы в рейхстаг, на которых Гитлер получил 107 мандатов вместо 12 прежних. Теперь вопрос ставился не: останется ли Брюнинг, который не смог предложить ничего, кроме тоски и бедности? - но: придет ли Гитлер?

Трудно найти что-нибудь более комичное, чем то безучастное и высокомерное спокойствие, с которым я и подобные мне люди, будто из театральной ложи в бинокль, наблюдали за первыми успехами нацистской революции, направленной на то, чтобы стереть нас с лица земли.

Европейская история знает две формы террора: одна - кровавое буйство опьяненных победой революционных масс; другая - холодная, обдуманная жестокость победоносного, рассчитанного на устрашение и демонстрацию власти государственного аппарата. Эти формы обычно соответствуют революции и реакции… Нацисты стали исключением, соединив обе формы террора; таким образом, их террор не может быть оправдан никакими мотивами.



власть, интеллигенция, институты, война, Германия, прочитано мной, Вторая мировая война, общество, террор, сны о Европе, Первая Мировая Война, Великая депрессия, фальсификация истории, личности

Previous post Next post
Up