Джеймс Гордон Беннетт
История спортивного воздухоплавания берет свое начало в конце XIX века, когда в разных странах были организованы аэроклубы, объединившие воздухоплавателей. В 1906 г. известный спортивный меценат, Джеймс Гордон Беннетт объявил об организации международных соревнований воздухоплавателей и установлении призов для победителей. Это начинание вызвало огромный энтузиазм среди аэронавтов и получило большую поддержку аэроклубов многих стран Европы и Америки.
Первые международные соревнования воздухоплавателей были назначены на 30 сентября 1906 г., а местом проведения выбран Париж. За две с половиной недели до предстоящего события энтузиастов авиации и воздухоплавания Европы потрясло известие, что датчанин Якоб Эллехаммер (1871-1946 гг.) поднял в воздух свой аэроплан, который на трехметровой высоте покрыл расстояние 42 м. Интерес к Парижскому воздухоплавательному митингу Гордона Беннетта среди международной общественности резко возрос. О своем участии в гонках воздухоплавателей объявили аэроклубы семи стран.
К назначенной дате в Париж прибыли 16 экипажей воздухоплавателей. 30 сентября в 16.00 из парка Тюильри по сигналу Беннетта экипажи аэростатов стартовали. За соревнованиями наблюдали около 250000 человек. Согласно утвержденных Правил соревнований, аэростаты стартовали последовательно друг за другом с промежутком в несколько минут. Первым ушел в воздух итальянский аэростат «Эльф».
Бурные аплодисменты благодарных зрителей сорвал выдающийся пионер авиации и воздухоплавания Сантос-Дюмонт (о нем еще рассказ впереди). Он решил лететь на управляемом аэростате (в дальнейшем этот класс аэростатов был исключен из соревнований) с двигателем мощностью 6 л. с. Сантос-Дюмонт благополучно пролетел 134 км, а затем его постигло несчастье: рукав пиджака затянуло во вращающийся механизм двигателя, и аэронавт получил серьезную травму руки. Пришлось срочно приземляться и искать врача. Но и тут несчастного аэронавта подстерегала очередная неприятность - порывам ветра сорвало с привязи дирижабль и унесло на значительное расстояние. Сантос-Дюмонт снялся с соревнований.
Однако вернемся к основной гонке. Дующий с юго-востока ветер вскоре поставил все экипажи перед непростым выбором - пересекать Ла-Манш или нет. Из 16 участников соревнований семь решились на это рискованное мероприятие, остальные приземлились в прибрежных районах, прекратив гонку.
Фрэнк Лам
12-м по счету стартовал американский экипаж в составе аэронавтов Фрэнка Лама (1878-1963 гг.) и Генри Херсея (1861-1948 гг.), который в итоге и одержал победу. Они пролетели на аэростате «Соединенные Штаты», объемом 2080 м3 , 647 км и приземлились в Файлингдейл Мур, неподалеку от Уитби (графство Йоркшир, Англия), пробыв в воздухе 22 часа 15 минут. Это был, кстати, 15 полет Лама на воздушном шаре.
Альфредо Вонвиллер (1880?-1960 гг.) и Этторе Чианетти (1880?-1949 гг.), - экипаж воздушного шара «Эльф», объемом 1850 м3, - пролетев на 54 км меньше, стали вторыми.
Большое волнение у обывателей вызвало утреннее сообщение в прессе о пропаже аэронавта Чарльза Роллса (1877-1910 гг.), в будущем одного из основателей фирмы «Роллс-Ройс», и его второго пилота. Как потом оказалось, аэронавты благополучно приземлились ночью близ города Халл, попытались найти телеграф, чтобы сообщить о своем местопребывании, но по причине позднего времени не смогли этого сделать, сели в поезд и беспечно выехали в сторону Лондона, дав волю журналистам придумывать одну историю их гибели страшнее другой.
Призы вручались только спортивным клубам или обществам, членом которых был победитель. Страной-организатором соревнований на приз Гордона Беннетта выступала та, которая в предыдущем году выиграла приз.
Сан-Луи, 1907 г.
В 1907 г. воздухоплавательный митинг Гордона Беннетта принимала Америка. По причине огромного расстояния и большой дороговизны транспортировки аэростатов до столь удаленного от Старого света места, в Сан-Луи прибыли только семь экипажей из трех стран Европы, три экипажа выставила Америка. Город лежал вдали от океанов, поэтому аэронавты могли показать все, на что они способны.
21 октября первым стартовал смешанный немецко-американский экипаж (позже практика смешанных экипажей была отменена) в составе немецкого пилота Оскара Эрбслёха (1879-1910 гг.) и второго пилота американца Генри Клейтона (1861-1946 гг.), за ними последовали три американских, два французских, один английский и еще два немецких воздушных шара. Второй английский экипаж Чарльз Роллс и Альфред Хантингтон (1856?-1925 гг.) по ряду причин не смог стартовать.
Гонку выиграл экипаж Эрбслёха, который преодолел 1403 км за 40 ч, вторыми были французы Альбер Лебланк (1869-1921 гг.) и Эдгар Микс (1866-1911 гг.), пройдя 1394 км за 44 ч, и третьими - немцы Хуго фон Аберкрон (1869-1938 гг.) и Ганс Хидеманн (1880?-1940 гг.), пролетевшие 1283 км за 39 ч.
Берлин, 1908 г.
Третий митинг на приз Гордона Беннетта в Берлине в 1908 г. вызвал небывалый интерес и ажиотаж, как у воздухоплавателей, так и у общественности. В соревновании участвовали 23 воздушных шара из восьми стран. 10 октября первыми стартовали участники гонок с заданием достичь заданного пункта назначения, а вторыми на день позже - спортсмены, соревнующиеся на дальность полета.
Первая группа воздухоплавателей, исходя из метеоусловий, предполагала приземлиться на юге России (или в Румынии), но к ночи ветер поменял направление на 1800 и аэростаты, вернувшись к широте старта, направились на северо-запад к Северному морю, где вскоре встретились в воздухе со второй группой воздушных шаров.
Здесь следует отметить, что уже в самом начале гонок, на старте, произошло первое ЧП - американский аэростат «Конкуэрор» снес стартовое ограждение, потеряв при этом значительную часть балласта. Воздушный шар стал стремительно набирать высоту, что вызвало резкий перепад давления внутри оболочки. Аппендикс был еще завязан (его развязывают вскоре после старта), а экипаж в суматохе не задействовал для сброса давления маневровый клапан. В результате, оболочка не выдержала внутреннего давления и разорвалась. Аэростат ринулся вниз и рухнул на крышу дома. Американцы Холланд Форбес (1863-1927 гг.) и Фредерик Пост (1873-1952 гг.) отделались легкими ушибами.
Второй несчастный случай произошел с экипажем испанского аэростата «Монтанес», объемом 2200 м3, вблизи Магдебурга. На высоте 2000 м по неустановленной причине сорвалось полотнище разрывного устройства. Только хладнокровные действия пилотов Линареса Херрера (1879-1967 гг.) и Сотолонга, сумевших правильно распорядиться балластом, спасли им жизнь.
Другие инциденты произошли в Северном море. Экипаж американского воздушного шара «Сен-Луи» летел в густом тумане, и потерял ориентировку. Ближе к ночи в просвете тумана воздухоплавателям Насону Арнольду (1874-1949 гг.) и Гарри Хьюуату удалось разлядеть под собой море и свет маяка. Решили садиться на воду. Вскоре их подобрал небольшой катер.
Испанцы Жуан Монтойо (1860?-1920 гг.) и Жозе Ромейро де Вейяде после 38 ч полета израсходовали весь балласт и были вынуждены приводняться. К счастью, их спускающийся аэростат «Кастилья» был замечен рыбаками.
Немецкий аэростат «Буслей» был подхвачен сильным северным ветром и унесен в море. Ранним утром пилотам Виктору Нимейеру (1880?-1940 гг.) и Гансу Хидеманну удалось увидеть грузовое судно. Они экстренно приводнились, но ветер потянул аэростат прочь от парохода. Пришлось рвать «разрывное», что было чрезвычайно опасно в случае, если бы команда корабля не заметила воздушный шар. Однако помощь пришла вовремя...
Газета «Русское Слово» от 14.10.1908 г. сообщала:
МЕЙТЦЕНДОРФ (Саксония). Испанский аэростат «Монтана» в 11 час. утра 29-го сентября лопнул над Мейцендорфом на высоте 2000 метров. Аэростат опустился на землю с аэронавтами, оставшимися невредимыми.
БЕРЛИН. Участвовавший в дальнем полете американский аэростат, которым управлял Арнгольд в сопровождении Гевата, упал в Немецкое море. Находившиеся в корзине спасены.
ВИЛЬГЕЛЬМСГАФЕН. В полночь лоцманская шхуна из Вагерога на берегу Ольденбурга спасла во время тумана двух американских аэронавтов с упавшего в Немецком море аэростат «Сен-Луи». Шар погиб в море. Аэронавты принимали участие в полете, устроенном Гордоном Беннетом. В четыре часа утра с плавучего маяка у входа в залив Яде усмотрен еще аэростат. Обмен сигналами сильно затруднен туманом.
Швейцарский полковник Теодор Шаек (1870-1911 гг.) и старший лейтенант Эмиль Месснер (1875-1942 гг.) на аэростате «Хельветиа» продержались в воздухе 73 ч, из которых 43 ч провели над Северным морем, пройдя дистанцию в 1190 км. (Этот рекорд был побит только в 1995 г. немецким экипажем под командованием Вильгельма Эльмерса, показавшим результат 92 часа. - Авт.) Второе место занял британский экипаж, который за 36 ч пролетел 429 км.
Цюрих, 1909 г.
Годом ранее Берлинский митинг задал высокий стандарт проведения соревнований и швейцарцы, как принимающая сторона 1909 г., попыталась не ударить лицом в грязь. Национальный аэроклуб пригласил для участия в двух гонках (достижение заявленной цели и дальность полета) более 50 экипажей. Цюрих бурлил в ожидании захватывающего зрелища, несмотря на моросящий дождь, около 400000 человек собрались посмотреть момент старта. Устроители соревнований, спонсоры, меценаты и рекламодатели учредили для победителей и призеров большое количество призов.
1 октября в 15.00 итальянский аэростат «Альбатрос» первым поднялся в воздух, за ним последовали: бельгийский шар «Утопия», французский - «Франция» и другие, последним стартовал победитель предыдущих гонок швейцарец Тео Шаек на своем аэростате «Хельветия». Большинство воздушных шаров приземлились до 23.00 на равнинах Богемии, Моравии и Верхней Силезии. Не повезло французскому экипажу, где пилотом был Лебланк. Ему пришлось совершать экстренную посадку в предгорьях Карпат, где его шар попал в сильный ветер. Во время приземления обоих воздухоплавателей выбросило из гондолы, после чего облегченный аэростат взмыл в воздух и исчез в горах.
Только один аэростат продержался в воздухе до второй ночи - это был «Америка II» с Эдгаром Миксом и Эндрю Роусселом (1869-1937 гг.) на борту.
Сан-Луи, 1910 г.
Согласно регламента соревнований, гонка 1910 г. должна была состояться в том же Сан-Луи, штат Миссури. Мы забыли упомянуть в предыдущем рассказе о гонках 1907 г., что практически все участники тех соревнований очень низко оценили их организацию. В этот раз было еще хуже. Прибывшие экипажи долго топтались на вокзале в надежде увидеть, если не оркестр с цветами, то хотя бы кого-нибудь из оргкомитета соревнований. Вокзал был пуст, а редкие прохожие с удивлением взирали на воздухоплавателей, и смущенно отвечали, что не знают о предстоящих полетах. С огромным трудом утром в воскресенье 16 октября, с помощью горожан и полиции, удалось узнать адрес оргкомитета, где возмущенную делегацию аэронавтов встретили запертые двери и лаконичное объявление, что наполнение газом воздушных шаров начнется в понедельник в четыре утра, а старт гонкам будет дан в 16.30, и что каждому экипажу для помощи будут приданы по семь негров...
В конце концов, аэростаты стартовали, и подгоняемые южным ветром отправились к канадской границе, где их ожидала дикая природа с огромными необжитыми пространствами, и Великие озера. Семь из десяти экипажей рискнули перепрыгнуть через озера, и попытать счастья в Канаде.
Немецкий воздушный шар «Гарбург III» (лейтенант Леопольд Вогт и Уильям Ассманн) приводнился в озере, и экипажу пришлось вплавь добираться до берега, где их поджидала толпа приветливых индийцев. Капитан Эмиль Месснер и Леон Гиваудан (1875-1936 гг.) посадили свой «Азуреа» в лесной глуши и три дня добирались до ближайшего жилья. Хуго фон Аберкрон (1869-1938 гг.) и Август Бланкертц потерялись в тайге на десять дней. Четыре дня бродили по лесу в поисках людей американцы Алан Хоулей (1869-1938 гг.) и Август Пост, которые в итоге и были признаны победителями с результатом: 1887 км за 44 ч 25 мин.
Канзас-Сити, 1911 г.
Американцы дважды выиграли гонку, и это обстоятельство давало им надежду уже в 1911 г. заполучить Кубок Гордона Беннетта на вечное хранение. Аэроклуб США со всей тщательностью подошел к решению этой исторической задачи. К предстоящим национальным отборочным соревнованиям были допущены самые опытные экипажи, которые должны были иметь аэростаты с оболочками объемом 2200 м3 (впоследствии этот объем стал стандартным для воздушных шаров, участвующих в Кубке Гордона Беннетта. - Авт.) покрытыми новым изолирующим составом. Один из лучших американских пилотов Гарри Хонейуэлл (1871-1940 гг.) не смог выполнить это условие, и был выведен из гонки. По итогам национальных соревнований в команду были включены экипажи под руководством Уильяма Ассманна (1862-1920 гг.), Джона Берри (1849-1931 гг.) и Фрэнка Лама.
Ганс Герике (второй справа)
Гонка стартовала в Канзас-Сити. В путь отправились три аэростата США, два немецких и один французский. Провожать воздухоплавателей собралась огромная толпа, все желали успеха американским командам... А победил немецы Ганс Герике (1871-1912 гг.) и Отто Дункер, преодолевшие 757 км. Участвовавший вне конкурса Гарри Хонейуэлл пролетел на 30 км больше, но его результат, к глубокому смущению руководства аэроклуба, которое подверглось жестокой обструкции в печатных изданиях, в зачет не шел.
Первенство Ганса Герике, можно так выразиться, спасло Кубок Гордона Беннетта. Победи американцы, и в Европе потеряли бы всякий интерес к этим состязаниям. Американский этап Кубка не пользовался популярностью среди европейских воздухоплавателей из-за огромных финансовых расходов и плохой организации.
Таким образом, Ганс Герике вернул гонку в Германию. К глубокой скорби всех энтузиастов воздухоплавания Ганс Герике погиб за семь дней до старта гонки в Штутгарте. 20 октября 1912 г. он и его компаньон лейтенант Вильгельм Штилер (1888-1912 гг.), выполняя тренировочный полет, не смогли уйти от грозового фронта. В результате, мощным вертикальным потоком аэростат «Рейхсфлюгверейн I» был заброшен на большую высоту, где и произошла катастрофа. Они упали около Ризы (Саксония).
Для участия в гонке было заявлено 23 экипажа. Впервые в списке значился и экипаж из царской России, правда, в последний момент перед стартом Россия отозвала (говорят, по политическим мотивам) свою заявку. В 16.00 в присутствии короля Вюртемберга Вильгельма II был дан старт. Под звуки «Марсельезы» первым поднялся в воздух французский аэростат «Пикардия», с «Боже, храни короля» вторым ушел английский «Хонеймун», последним улетел в ночь «Дюссельдорф II» с американцем Джоном Уаттсом (1873-1930 гг.). Дело в том, что американский аэростат «Канзас-Сити» сгорел во время наполнения несущим газом, и немцы сдали в аренду удрученному американцу аэростат «Дюссельдорф II». Однако согласно Правилам проведения соревнований, Уаттс мог участвовать в гонке только вне зачета. Все экипажи в качестве подарка получили от компании «Кесслер», производящей шампанское, корзину с дорогим шампанским и изысканными яствами.
Победу в гонке одержали французские пилоты Морис Беньямин и Рене Румпельмайер на «Пикардии», которые, покрыв за 44 ч 55 мин расстояние 2191 км, приземлились близ Рязани. Их земляк Альбер Лебланк на «Франции», проведя в воздухе 43 ч и преодолев дистанцию в 2001 км, финишировал недалеко от Калуги и занял второе место. Не обошлось здесь и без трагикомических случаев. Занявший третье место американец Гарри Хонейуелл был схвачен бдительными русскими полицейскими, и водворен в тюрьму как британский шпион. Этой же участи удостоился и Джон Уаттс. Только вмешательство дипломатических служб и царского двора позволили быстро замять этот неприятный инцидент.
Париж, 1913 г.
Последняя предвоенная гонка состоялась в Париже. В воздухе уже витал холодок надвигающейся войны, но жизнь шла своим чередом, и вот наступил волнующий день старта. Свыше полумиллиона зрителей пришли проводить воздухоплавателей в далекий и, зачастую, опасный путь. 18 известных аэронавтов мира были готовы со всей решимостью отстаивать свое право называться лучшим. В одном из французских экипажей впервые в гонках появилась женщина, это была Мари Голдшмидт (1890?-1930 гг.), которая незадолго до этого в компании с Рене Румпельмайером совершила впечатляющий полет от Парижа до Харькова, дистанция которого составила 2420 км.
Подбадриваемые восторженным ревом огромной толпы, экипажи организованно двинулись в путь, и к утру следующего дня плотной группой были в 200 км к югу от Парижа. Здесь уже требовалось принять ответственное решение о направлении полета. Нижний ветер дул в сторону Бретани, а верхний воздушный поток вел к Нормандии. Американец Хонейуэлл выбрал первый маршрут, что позволило ему преодолеть почти 500 км, а итальянец Пастине двинулся в Нормандию, и финишировал вблизи Шербура, взяв 450 км. Остальные участники соревнований, пытаясь маневрировать, приземлились, в конце концов, с более скромными результатами.
Все бы так и закончилось, если бы не молодой американский пилот Ральф Упсон (1888-1968 гг.), который и летать-то стал только год назад. Однако отсутствие у него опыта полетов с лихвой компенсировалось знанием метеорологии и специфики поведения воздушных масс в зависимости от физических характеристик атмосферы. Все пришли в ужас, когда Ральф решительно на большой высоте пересек побережье и ушел в море. Он точно знал, что над водой температура воздуха всегда ниже, чем над сушей, и через определенное время шар пойдет вниз, где встретит воздушное течение, двигающееся строго на север. Так оно и вышло - вскоре впереди показалась Англия. Пройдя между Эксетером и Портсмутом, Упсон по широкой дуге пролетел над Бристольским заливом, миновал Бирмингем, и, приблизившись к побережью Северного моря, приземлился у небольшого городка Бэмптон. Дистанция полета составила 618 км, время в пути - 43 ч 30 мин.
Затем пришла война...