"Чудеса техники" Российской империи на снимках Прокудина-Горского

Jun 26, 2012 10:40

К сожалению, в своём творчестве Прокудин-Горский довольно мало уделял внимание окружавшей его технике, но и то немногое, что попало в его объектив, составляет десятки интереснейших кадров, позволяющих получить некоторое (весьма неполное) представление о техническом состоянии предреволюционной России.

Начнём уникальной диковинки, которая относится ещё к 18 веку. Речь идёт о астрономических часах Волоскова, снятых Прокудиным-Горским в Тверском музее:


Волосков Терентий Иванович (1729-1806), выдающийся русский изобретатель. Жил и работал в Ржеве Тверской губернии. Создал ряд сложных систем часов-автоматов, изготовлял также оптические астрономические приборы.
Самородок-самоучка, свои первые часы смастерил ещё в детском возрасте из глины (!), затем из дерева. Продолжая всю жизнь свои эксперименты, в конце концов он построил большие часы, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца по знакам зодиака, високосные годы и т.п.
К сожалению, самые совершенные в мире астрономические часы никого не заинтересовали в тогдашней России. Так и простояли они у Волоскова до самой его смерти в 1806 году, а ныне бережно хранятся в Тверском краеведческом музее.

Большинство снимков современной техники и инженерного искусства у Прокудина-Горского связаны с транспортом, а также с промышленностью, которую он снимал на Урале, Мугабском государевом имении и некоторых других районах Российской империи.


В последние предреволюционные десятилетия железные дороги были особой гордостью России и "локомотивом" всего её экономического развития.
Их массовое строительство дало мощный стимул промышленности и инженерной мысли.
На этом снимке 1911 г. мы видим самый длинный в Российской империи ж.д. мост из 26 пролётов, который счерез р. Аму-Дарью близ г. Чарджуя (ныне Туркменабад):


Высокое разрешение
Журнал "Нива" за 1900 г. (№48, с. 964) писал: "Лет десять тому назад был построен мост через Аму-Дарью; мост этот был совершенно исключительный своего рода чудо строительной техники: смелый, предприимчивый генерал М.Н. Анненков, ныне уже покойный, сооружая Закаспийскую дорогу, не задумался соорудить через эту широчайшую реку, на протяжении двух с половиною верст, деревянный мост. Подобной длины деревянного, да еще железнодорожного моста не сооружал еще никто, и поэтому неудивительно, что не только из Европы, но даже из Америки приезжали специалисты-инженеры полюбоваться этим чудом русского строительного искусства.
Пока Закаспийская дорога носила исключительный стратегический характер, мост, этот еще мог удовлетворить своему назначению. Но с течением времени, когда Закаспийская дорога удлинилась и расширилась, переименовалась в Средне-Азиатскую, которая свяжет Андижан и Ташкент с Оренбургом, а затем и со всей Европейской Россией - пришлось подумать о сооружении постоянного железного моста через Аму-Дарью.
По деревянному мосту нельзя пропускать поезда усиленного состава и двойной тяги; паровозы могут идти лишь особой - легкой, уменьшенной конструкции, и то только днем. Таким образом, для усиления движения по этой очень важной дороге, связывающей всю Европейскую Россию с богатым Туркестаном, необходим был постоянный железный мост.
Сооружение такого моста должно обойтись в пять миллионов рублей. После долгих колебаний, лишь в октябре 1898 года решено было приступить к этой грандиозной постройке.
Длина моста достигнет 800 сажен. Все металлические части изготовляются в России - Брянскими заводами и представят вес в несколько миллионов пудов.
Постройкой моста руководит инженер Ольшевский. Работы идут настолько быстро, что, по всем вероятиям, будут окончены в будущем году..."
Этот мост исправно служит и сегодня почти в неизменно виде.

Другой замечательный ж.д. мост, через реку Каму, Прокудин-Горский снял в Перми в 1909 г.:



Этот мост также сохранился, хотя и в существенно перестроенном виде (в частности, построен параллельно мост для втрогого пути).

Там же в Перми, в 1909 г. Прокудин-Горский запечатлел крупным планом паровоз Аа-76 в депо Главных мастерских УГЖД:


Высокое разрешение
Этот локомотив был построен на Коломенском заводе в 1909 году (т.е. в год съемки!) и приписан к Пермской железной дороге.

В 1910 г. Прокудин-Горский снял паровоз Аб-132 на Самаро-Златоустовской железной дороге:


Точное место съемки неизвестно (возможно, Уфа). На заднем плане виден отцепленный вагон Прокудина-Горского.
Этот паровоз также совсем новенький, построен на Брянском заводе в 1909 г. Мог развивать скорость 120-125 км. в час и до 1912 года был самым быстрым паровозом на российских железных дорогах!

Речной транспорт представлен пароходами, на которых передвигался Сергей Михайлович в своих экспедициях, но им будет посвящён наш отдельный пост.
Кроме того, Прокудин-Горский снял на Мариинской системе в 1909 г. несколько образов специальной техники, которая занималась углублением фарватера после засухи 1908 г., почти парализовавшей движение по важнейшему водному пути.
По тем временам это была весьма впечатляющая техника!

Камнечерпательная машина одночерпакового типа Свирская 2-ая:


Как следует из книги И.В. Петрашеня "Мариинская система.1810-1910." (СПб, 1910 г.), это махина была сделана в Швеции на заводе Мотала в 1893 г. и обошлась в 63.000 руб.

Землечерпательная машина Мариинская-4 в Онежском канале:


Согласно тому же Петрашеню эта машина была построена на завде братьев Габер в Лионе и куплена Россией в 1887 г

Землечерпательная машина Мариинская 5-я где-то на Мариинской системе:


Высокое разрешение
Этот агрегат, наконец, отечественного производства. Построен на Сормовском заводе в 1908 году.

В завершение транспортной серии - нефтеналивная баржа братьев Нобель, т.е. речной танкер, напротив Вытегорского погоста в 1909 г.:


Самые интересные промышленные снимки Урала, такие как цеха Пермского пушечного завода, известны нам только по названиям (вероятно, поработала цензура при вывозе коллекции из России). Другие крупные заводы, такие как Нижнетагильский, представлены только чёрно-белыми контрольными отпечатками, поэтому мы здесь их не приводим.

Интересен снимок "Столярный цех для выделки ножен при Златоустовском заводе":


Здесь на станке довольно хорошо видна табличка с информацией о производителе, в т.ч. слово "Berlin":



Больше всего новейшей техники Прокудин-Горский снял в Мургабском государевом империи близ г. Мерв Закаспиской области (ныне это окрестности г. Мары в Туркменистане).
В 1887 г. царь Александр III выкупил у местных старейшин обширные пустынные земли, чтобы возродить на них легендарный древний Мервский оазис. Туда были брошены большие силы и средства на ирригацию и создание хлопковой промышленности. В результате посреди пустыни появился островок современной цивилизации, своего рода "технополис", настоящая выставка достижений имперского хозяйства.
С неустановленной пока целью (вероятно, для какого-то крупного инвестиционного проекта) Прокудин-Горский дотошно снимал там станки и оборудование, весь технологический цикл производства, ирригационную и электроэнергетическую инфраструктуру.

Вот снимок "Джинное отделение хлопкового завода":


Клейма на машинах иностранные.

"Отделение для выделки хлопкового масла. Мургабское имение":


Здесь уже можно четко прочитать производителя - "Buckeye Brass Works. Dayton, Ohio":



Станок приехал из американского штата Огайо! С высокой степенью вероятности, он работает на своём месте до сих пор.

Весьма интересен снимок лаборатории хлопкового завода в Байрам-Али, центре Мургабского имения:


Высокое разрешение
Долгое время эта фотография считалась безымянной (т.е. не была известна авторская подпись к ней) и даже высказывались версии, что это лаборатория самого Прокудина-Горского в Петербурге.
На фрагменте снимка видны электрический вентилятор и телефонный аппарат, а также календарь, который помог установить точную дату съемки - 12 октября 1911 г.:


Один человек в комментарии написал: вентилятор, похоже, немецкий AEG. Типа такого: http://earlyfans.blogspot.com/2011/03/c1904-aeg-nickel-plated-fan.html

Не менее интересен фрагмент с настенными часами, где движение секундной стрелки отразило точное время экспозиции для каждого из кадров:


Конечно, на солце время экспозиции было ещё меньшим и ограничиваться только скоростью нажатия "груши" и проскальзывания вниз пластины.
Как ни парадоксально это звучит, но самая мощная гидроэлектростнация в дореволюционной России была построена посреди пустыни на весьма скромной по русским меркам реке Мургаб, о существовании которой у нас вообще мало кто слышал.
Это была Гиндукушская ГЭС мощностью 1,35 МВт, строительство которой закончилось в 1909 г.
Вот снимок турбинного зала этой станции:


Высокое разрешение

Потребовалось целых 100 лет, чтобы кому-то удалось сделать второй цветной снимок аналогичного качества в этом зале:


Источник современного снимка: http://www.panoramio.com/photo/58653666
До сих пор всё исправно работает, только уже не на царское имение, и не на советское народное хозяйство, а на суверенный Туркменистан.
На своём месте осталась и фирменная пластина с указанием места изготовления турбины:


Желающие совершить виртуальную экскурсию по электростанции-музею могут зайди сюда: http://fotki.yandex.ru/users/timmekun/album/199136/

А мы покажем ещё внешний вид Гиндукущской ГЭС в 1911 г., который с тех пор также особенно не изменился:


Среди интересных технических снимков нельзя не отметить вид гиперболоидной башни инженера Шухова на стоящемся хлопковом заводе Вогау в Муганьской степи (ныне Азербайджан), 1912 г.:


Это "младшая сестра" Шуховской башни в Москве и таких в бывшей Российской империи возвели более двух десятков.
Здесь сравнение с первым экзмпляром Шуховской башни на выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.:


Сельское хозяйство в дореволюционной России оставалось в целом довольно архаичным в техническом плане. Однако отдельные новшества Прокудину-Горскому всё же удалось заснять.
Вот, например, мобильная паросиловая установка (локомобиль) в ангаре чайной фабрике в местечке Чаква Батумской губернии, 1912 г.:


Точно такой же агрегат стоит сейчас холле Политехнического музея в Москве. Производился в Германии.
В довершение следует сказать, что на 2700 известных снимков Прокудина-Горского приходится лишь один, где виден автомобиль (у гостиницы в Гаграх). Хотя сам Сергей Михайлович, согласно его собственным воспоминаниям, передвигался по "трудным уральским дорогам" на автомобиле "Форд". Жаль, что он не попал в кадр.

Железные дороги, Промышленность, Комментарии к снимкам Прокудина-Горского, Судоходство, Туркестанский альбом, Тематические обзоры снимков, Мариинская система

Previous post Next post
Up