Что может рассказать цвет?

Jun 27, 2012 11:12

Для всех, кто ознакомился с творчеством Прокудина-Горского с момента оцифровки его наследия в 2001 г., это событие стало откровением.
Помимо удивления забытым техническим возможностям предков, здесь был и, можно сказать, культурный шок: давно сгинувший и забытый мир вдруг воскрес во всех своих красках, предстал с такой отчётливостью, что невольно хотелось протянуть руку, чтобы к нему прикоснуться. Эффект виртуальной реальности, "машины времени" обеспечила именно цветная фотография (причём самого высокого качества). Она разрушила барьер восприятия, неизбежный при взгляде на чёрно-белые снимки. Ведь если чёрно-белая фотография это всего лишь тень прошлого, то цветная - его зеркальное отражение.
Конечно, есть люди, которые способны и даже предпочитают получать эстетическое удовольствие именно от чёрно-белых снимков. Но именно великолепные цветные снимки из коллекции Прокудина-Горского создали для широкого зрителя мощный духовно-эстетический образ дореволюционной России, позволили со всей силой эмоционального переживания почувствовать, какая это была красивая страна. Отныне и навсегда образ предреволюционного прошлого в сознании наших соотечественников станет цветным, наполненным яркими красками. В отличие от нескольких последующих десятилетий, которые для нас, вероятно, навсегда останутся чёрно-белыми.
Однако помимо общеэстетического открытия, натуральные цвета снимков Прокудина-Горского могут представлять более конкретный познавательный и практический интерес в нескольких отношениях.

1. Окраска домов.
Мы хорошо представляем общий вид дореволюционных русских городов и сёл по множеству архивных снимков. При всей красоте форм черно-белые фото всё же оставляли впечатление некоторой серости и тоскливости. Конечно, есть немало симпатичных раскрашенных открыток, но как знать, не были ли яркие цветные пятна на них трюком ретушера и издателя, стремившихся приукрасить действительность.
Теперь мы можем хорошо представить цветовую палитру дореволюционных русских городов и сёл благодаря прокудинским документам.
На многих снимках дома сияют яркими красками. Вот например, вид "двойного" села Лава-Лаврово на Ладожском канале:


Это довольно глухой, особенно по нынешнем временам, уголок и цвета природы там не броские. Жители сумели в те времена извлечь всю возможную выгоду из своего положения на важнейшем транспортном пути и охотно тратили часть своего достатка на украшение жилищ.


Однако теперь этот край сильно запустел и дом на переднем плане выглядит так:


Ещё пример ярких красок - набережная в Торжке:


Ныне эта набережная совершенно заросла, но сквозь густую листву всё же можно разглядеть, что ярких крыш стало гораздо меньше, преобладают серый, черный и ржаво-коричневый цвета.
До последнего времени я полагал, что до 1917 г. горожане очень любили красить крыши в зелёный цвет.
Вот, например, вид Тобольска в 1912 г.:


Однако добрые люди подсказали мне, что это не зелёная краска, а окислившаяся медь. Цитата со строительного сайта - "Первоначально цвет медной кровли - красно-золотой. В течение первого года службы цвет сменится на благородный матово-чёрный. Такой цвет имеют её естественные окислы. Через 2-3 года появляются тёмно-зелёные оттенки. И лишь через 15-20 лет медь полностью покроется малахитово-зелёной патиной. Медь обладает уникальным свойством - покрываться защитной плёнкой, которая и называется патиной."
Конечно, далеко не все зелёные крыши - медные, иногда это всё же была именно зелёная краска.

2. Храмы
Окраска храмов - это отдельная тема. Из здесь можно подметить немало интересного.
Прежде всего, оказалось, что до 1917 г. было довольно мало золотых куполов. Сейчас всё чаще стремятся главы храмов.
Вот например, Дмитриевский собор во Владимире  в 1911 и 2009 гг.:


У соседнего Успенского золотыми стали все пять глав вместо одной:


Позолотили главы на соборе возрождающегося Нилова монастыря на Селигере:


С другой стороны, окраска многих храмов до 1917 г. была случайной, без учета архитектурно-исторических особенностей. В советское время окраской уцелевших и музеефицированных храмов руководили уже реставраторы с учёными степенями, поэтому она стала ближе к исторической и в целом более выигрышной, зрелищной.

Так, например, совершенно белым был Успенский собор в Смоленске (на снимке Прокудина-Горского 1912 г.). Только после войны советские реставраторы придали храма характерную для памятников барокко двухцветную окраску, что сразу подчеркнуло все архитектурные детали декора.
Современный снимок сделал осенью 2008 г. известный смоленский фотограф Сергей Амелин:


Иногда окраска храмов оказывалась просто фантастической.
Вот, например, как выглядели в 1912 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и колокольня в Суздале:


В советское время этот выдающийся памятник владимиро-суздальского белокаменного зодчества приобрёл свой "натуральный" белый цвет.

3. Фрески.
Прокудин-Горский много и очень качественно снимал фрески, особенно в Ярославле. Теперь его работы стали совершенно уникальным и незаменимым подспорьем при реставрации, ведь многие фрагменты настенной живописи утеряны полностью, что хорошо видно на примере росписей храма Иоанна Златоуста в Коровниках:


С учетом современных скандальных истории о произвольном подновлении старинных фресок в некоторых храмах, работы Прокудина-Горского представляются неплохим тестом на предмет "а как там было раньше?" Заодно можно проверить точность цветопередачи и у самого автора. Вот фрагмент сравнения интерьера храма Спаса-на-Сенях в Ростовском кремле:


Здесь уже вполне можно запутаться, с какой стороны 1911, а с какой - 2009 год!

4. Промышленный дизайн.
Довольно любопытно наблюдать характер окраски разного рода техники.
Мне, например, казалось, что до революции все паровозы красила в матовый чёрный цвет.
Поэтому очень удивила фантастическая перламутрово-зелёная окраска паровоза Аа-76 в пермском депо:


5. Одежда людей
Одним из главных открытий для многих зрителей стали яркие цветные наряды наших предков на снимках Прокудина-Горского.
Понятно, что при индивидуальном позировании обычно одевали самое лучшее и это не было повседневной, тем более, рабочей одеждой простого люда.
Однако при групповой съемке на строительстве, добыче полезных ископаемых, сенокосе всё же трудно представить себе тотальную инсценировку.
Поэтому разноцветным рубахам рабочих Тяжелого рудника близ Бакала можно вполне доверять и удивляться:


Думаю, что и вид русских переселенцев в посёлке Надеждинский (Голодная степь) вполне аутентичен:


6. Сценический костюм
К сожалению, примеры здесь единичны, но весьма интересны.
В 1915 г. Прокудин-Горский сделал два сценических портрета Шаляпина, которые были опубликованы в юбилейной монографии Старка и паре журналов.
В роли Мефистофеля:


Чтобы понять документально-историческое значение этого портрета, процитирую одну из статей С.П. Гараниной:
 "Портрет Шаляпина в роли Мефистофеля замечателен передачей цвета сценического костюма. Автор книги (т.е. Э. Старк) пишет: «Костюм Шаляпина вполне своеобразен. Он, конечно, более связан с веком, ибо, раз действие разыгрывается в обстановке XVI столетия, нужно, чтобы все детали соответствовали этой эпохе. И вот Шаляпин дал великолепное
воскрешение портретов старинных мастеров. У Гольдбейна и на гравюрах Дюрера вы найдете немецких щеголей, одетых точно таким же образом; в особенности хорош меч и характерны драпировки плаща. Что касается цвета одежды, то тут опять соблюден принцип какой-то неуловимости, с чисто живописной точки зрения костюм привлекает своим общим
колоритом, полным необычайной своеобразности: это не правильный красный тон прежних костюмов Мефистофеля, - он приближается к оранжевому, не впадая в него». Передать этот тон можно было только с помощью очень точной цветной
фотографии, и Прокудин-Горский единственный мог сделать это и, как свидетельствует фотография в книге, сделал".

Думаю, что по этой теме можно сделать и другие интересные наблюдения.

Тематические обзоры снимков, Исследования

Previous post Next post
Up