Покровская община
Санкт-Петербургское Православное благотворительное братство
Св.Анастасии Узорешительницы
Санкт-Петербург
1997
Автор и составитель Л.А.Карпычева
/брошюра, в издании автор не указан, тираж незначительный, в основном для "внутреннего употребления" - по тогдашним нашим возможностям; продолжение - следующий пост - СВ/
"... Как бы ни были велики и разнообразны прегрешения,
есть и много целительных средств...
Одним способом врачуется блудник, другим - убийца,
третьим - лживый врач." *
Авва Иоанн, игумен антиохийского монастыря "Гигантов" VII в.
Из "Луга духовного", Творения блаженнаго Иоанна Мосха (1).
На вопрос: " Существует ли христианская медицина, и в чем её отличие от практикуемой у нас повсеместно?" - современный человек, как правило, ответить затрудняется. Даже люди верующие, в этом случае, говорят что-нибудь о более сострадательном, добросовестном отношении к больному. На это, справедливости ради, можно возразить, что и в наше жестокое время встречаются добрые, внимательные врачи, совершенно равнодушные к вере или даже атеисты. Кроме того, в древней "Клятве" знаменитого "отца медицины" Гиппократа (V-IVв.до Р.Х.), которую давал "наученный врачебному искусству", мы обнаружим потрясающе нравственные принципы:
"...Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария (2). Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство" (3).
"Клятва" также запрещала врачу разглашать чужие тайны, с которыми он ознакомился в результате своей профессиональной деятельности: врач не должен быть злостным сплетником. Интересно, что аналогичное запрещение, закрепленное законодательно, существовало в России и Германии еще в прошлом веке.
А между тем, "Клятва" Гиппократа приносилась языческим богам Аполлону, Асклепию и прочим... Значит, вопрос о христианской медицине остается нерешенным, если рассматривать его в сугубо нравственном аспекте. Врач-христианин, отрицательно относящийся к абортам, экстракорпоральному ("пробирочному") зачатию, эвтаназии (4), вполне может найти единомышленника и среди "гуманистов" - атеистов. Хотя, в общем, именно эти проблемы обнаружат и резкое этическое противоречие между медициной христианской и медициной, основанной на "общечеловеческих ценностях" (особенно "постсоветской").
Лишь исторический подход может показать, что христианская медицина существует почти 2 тысячи лет и имеет собственное глубокое основание в христианской антропологии (учении о человеке) и аскетике.
О высоком духовном призвании и звании врача, ( в широком смысле - всякого лекаря, целителя) свидетельствует, прежде всего, православное Предание. Святые Отцы, освящают уже само слово и понятие "Врач", прилагая его к самому Господу как одно из Божественных Имен. Христос Врач не только телесных болезней, о чем свидетельствуют евангельские исцеления, но и Целитель душ. Так прп.Макарий Египетский, любил повторять, что если земные врачи исцеляют язвы тела, то тем более Господь, небесный Врач, способен исцелять страсти души, и именно Он обращается к Адаму: "Я есть Врач и у Меня есть множество видов лекарств" (5). Cвт.Василий Великий иногда просто называет Бога "общим Заступником и истинным Врачем душ". О том, что Христос как "Врач душ наших" ведает всё и для каждой страсти дает подобающее лекарство пишут авва Дорофей (6) и прп.Максим Исповедник (7).
Врачем именуют Бога и известные церковные молитвы: "Врача рождшая", обращаемся мы ко Пресвятой Богородице, читая обычное утреннее правило. Небесного Врача призываем в Великом каноне св.Андрея Критского :
"Гниение смиренной души моей исцели, единый Врач, Спаситель; приложи мне пластырь, елей и вино, - дела покаяния, умиление и слезы." (Песнь 8, троп.15)
О Врачебной силе, "невидимо стоящего перед нами" Христа напоминает священник перед исповедью : "понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдиши" (по-русски: "ибо ты пришел во врачебницу, с тем, чтобы не уйти неисцеленным)..
Врачебные занятия были престижными и у древних греков, и у ветхозаветных иудеев. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится:
"Почитай врача честью по надобности о нем; ибо Господь создал его... Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете." (Сир.1:1,3).
Принадлежность к сословию врачей давала знатность и богатство. При этом, каждый врач был еще и фармацевтом и собственные способы лечения, основанные на многолетнем опыте, хранил втайне. Накопленные врачебные знания передавались, как правило, по наследству. Внесословное приобретение "медицинского образования" требовало значительных средств и времени и было по карману только богатым людям. За само лечение взымалась высокая плата: вспомним кровоточивую женщину "издержавшую на врачей все свое имение" (Лк.8:43).
Но уже и в те давние времена, нередко можно было столкнуться с лжеврачом, врачом самозванцем. Шарлатанство, мошенничество и бесовщина процветали на медицинском поприще задолго до появления "бабы Нюры", магов всех мастей и экстрасенсов с их "порчами, отворотами и приворотами". Как Церковь относится к такому "врачеванию", можно судить хотя бы по словам аввы Иоанна, стоящим в эпиграфе нашей брошюры, где вслед за блудником и убийцей называется лживый врач.
"Лживым" или "ложным" врачом может оказаться и заботящийся только о собственном обогащении или просто невнимательно и нерадиво относящийся к своим обязанностям "профессионал". В одном небольшом юмористическом произведении византийской литературы под названием "Палач и врач" автор подробно описывает, как горе-лекарь манипулирует с его больным зубом. Располосовав десну, врач хватает инструмент, которым удобнее вырвать бивень у слона, и, едва не оставив пациента без челюсти, обламывает лишь малую часть зуба (8). Вот уж воистину :"и нет ничего нового под солнцем" (Екк.1:9).
Среди первых христиан профессиональным врачом был апостол и евангелист Лука, о чем свидетельствует ап. Павел (Кол. 4,14), и что, по мнению многих толкователей, подтверждается несвойственным другим евангелистам подробным описанием болезней и исцелений. Широко почитаемые Русской Православной церковью свв. Косьма и Дамиан (III в.) и вмч. Пантелеимон (IV в.) были образованными врачами - бессребрениками, получившими от Господа и дар чудесного исцеления. Особой чертой святости этих подвижников является бескорыстие ("бессребренность"), редкое для врачей всех времен. Они безвозмездно исцеляли больных, не требуя никакой платы, кроме веры во Христа.
История христианской медицины интенсивно изучается лишь в последнее время. Есть основания предполагать, что первая христианская больница была основана в IV веке свт.Василием Великим в Каппадокии.
Что касается христианской медицинской теории, то, очевидно, начало ее было положено трактатом "Об устроении человека" свт. Григория Нисского (родного брата свт. Василия Великого). В этом труде свт. Григорий формулирует важнейший православный антропологический принцип: природа нашего ума "ускользает от познания и это по образу Создавшего", ибо она также непознаваема как и Божественная "непреступная природа" (9). Ум же ("нус") это не рассудок, а "владычественное души", центр духовной жизни человека.
"Кто разуме ум Господень?" - говорит Апостол (Рим.11:34). А я вдобавок скажу: кто уразумел свой собственный ум?" - пишет свт. Григорий (10).
Человеческая природа (естество) - это те, специфические качества, которыми обладает человек, то есть вообще всё, что ему свойственно. Медику важно помнить, что одним из качеств человеческой природы является страх страдания и смерти. "Страх страдания составляет принадлежность человеческой немощи" (11). По человеческой природе терпит душевные и телесные муки и страшится смерти сам Господь. "Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойства обоих естеств" (т.е.человеческой и Божественной природы - сост.) - пишет прп. Иоанн Лествичник (12).
Отцы Каппадокийцы формулируют и православное учение о человеческой личности, являющей тварный образ личного Бога. Личность - это ипостась, тот кто владеет качествами, энергиями природы. Прп. Иоанн Дамаскин определяет личность-ипостась как "существование само по себе" (13). Это означает, что личность существует и тогда, когда она ещё не овладела полнотой человеческой природы (даже на стадии зиготы - начальной одноклеточной стадии развития организма) или наоборот, утратила значительную её часть, скажем, в старческом маразме. Таким образом, человек не сводится к своим качествам, к своей природе. Богообразная личность-ипостась выше любых природных качеств данного человека - таков апофатический мотив православного персонализма (14).
Святоотеческое учение о личности, на котором базируется христианская этика (в том числе и медицинская) принципиально отличается от современного европейского, воспринятого и нашим секуляризованным сознанием. Западная философия и психология определяют личность через какое-либо качество человеческой природы - разум, волю, речь, самосознание и т.д. И, если мы принимаем всерьез, например, определение человека как "разумного" существа, то совершенно естественно можно считать "недочеловеком", скажем, больного ДЦП или находящегося в коме. Тогда можно проводить эксперименты и на человеческих эмбрионах до начала формирования нервной системы, что сейчас и практикуется в "цивилизованных" странах. Тогда возможны и аборты.
Ещё один важный антропологический вопрос, не безразличный для медицины, обсуждается свт. Григорием Нисским: где находится человеческий ум (нус)? Характерно, что та же проблема занимала замечательного хирурга XX века свт.Луку (Войно-Ясенецкого), и её решению он посвятил свою последнюю книгу "Дух, душа, тело" (15). Св. Григорий считает, что бесплотная "умная" природа не объемлется "какими либо очертаниями места". "Об уме должно полагать, что он по неизреченному логосу срастворения равнозначно прикосновен каждому члену"(16).
Кажется, что этому взгляду противоречит библейская позиция, полагающая ум в сердце. Такова же и аскетическоя традиции, которой придерживался св. Макарий Египетский, а вслед за ним большинство монашествующих. Это видимое противоречие блестяще разрешается св.Григорием Паламой: "Великий Макарий, наученный энергией благодати, и нас научает, что и все помышления души находятся в сердце как в своем органе. Нисский же - что не внутри тела это, ибо бесплотно. А мы сводим воедино это кажущееся различие и доказываем, что не противоположно одно другому... Ведь так же и тот, кто говорит, что Божественное - не в каком-либо месте, будучи бесплотным, не возражает говорящему, что Бог-Слово некогда оказался внутри Девственной и Непорочной Матери". Далее свт.Григорий утверждает, что о том "какая из частей тела важнее" и "как ум имеет соприкосновение с телом", каждый может говорить, что он думает (17).
Медицинские и натурфилософские положения сочинения св. Григория получили развитие в труде епископа Емесского Немессия "О природе человека" (IV-Vв). Эти трактаты имели широкое хождение по всему христианскому миру и были переведены на множество языков, от латинского до армянского (18).
Характерно, что оба христианских мыслителя, и свт.Григорий и еп.Немессий, пользуются научными данными великого медика Клавдия Галена (II в.). Его сочинение "Врачебное искусство", как и многие другие, были основными учебниками медицины в средневековой Византии. Славянский перевод одного из трактатов Галена, озаглавленный "Галиново. Из Ипократа." (т.е. Гиппократа - прим.сост.) находился в келейной библиотеке прп. Кирилла Белозерского (XIV в.)(19).
Христианские врачи, усваивали из языческой науки все лучшее, приемлемое, следуя святоотеческим наставлениям. Так, например, свт. Григорий Палама (XIV в.), используя вполне медицинскую аналогию, советует со всякой "внешней" ученостью обращаться как фармацевт со змеей: убить её (т.е. уничтожить "приходящую от неё надменность"), извлечь яд и "с разумом" приготовить снадобье против её же, змеиных укусов (20).
Конечно, христианство изначально, в соответствие с Писанием, противопоставляет "Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор.1:24) эллинской мудрости, "надмевающему знанию" (Ср. 1 Кор.8:1). Но в нашем падшем мире святоотеческая традиция удерживает очень тонкий "баланс" между "внешней" и "внутренней", (собственно христианской) мудростью, основанный на преобладании последней. Об этом свидетельствует вся история богатейшей культуры Византии.
В средневековой медицине как отдельные отрасли сложились: лекарственная терапия, использующая в основном целебные свойства растений; хирургия, на что указывают дошедшие до нас перечни соответствующих инструментов, а также обезболивающих и усыпляющих средств. Часто практиковалось очищение организма от "излишков" и "дурных соков" с помощью слабительного и кровоиспускания. В качестве особого лечебного средства применялось мытье в бане, которое рекомендовалось и некоторыми монастырскими типиками занемогшим монахам.
В Византии учреждение больниц при храмах и монастырях получает широкое распространение при св. императоре Юстиниане (527-565). Так, например, по его распоряжению посреди Святого града Иерусалима была построена больница для 200 человек (21). Организуя больницы, христианское правительство направляло в них опытных специалистов и гарантировало им средства существования. Для подготовки врачей создавались специальные медицинские школы. Одна из них, довольно известная, была учреждена в XII веке имп. Ириной при больнице в монастыре Пантократора. В программу обучения входило также и анатомирование, для чего использовались, как правило, трупы преступников. В отличие от Западной Европы, паталого-анатомическое вскрытие в Византии было обычной, незапрещенной Церковью практикой. Свт.Григорий Нисский называл анатомирование "делом трудолюбивых" в познании устроения человеческого организма (22). Это, однако, не означает, что отношение к мертвому телу может быть пренебрежительным, глумливым или кощунственным, что нередко наблюдается в наших моргах. Ведь и тело каждого, неотлученного от Церкви христианина освящено таинствами крещения и причащения Телу и Крови Христовой, и как и тело всякого человека, предопределено к воскрешению во Второе Пришествие Господне.
Как самостоятельная медицинская дисциплина существовала в Византии и психиатрия. Для лечения психически больных людей создавались специальные лечебницы. Так, в Константинополе, при церкви св. Анастасии, считавшейся целительницей умалишенных, находилась именно та больница, куда был определен хозяином Андрей Юродивый, удостоившийся видеть в константинопольском Влахернском храме распростертый над народом омофор (Покров) Пресвятой Богородицы (Х в.). Бог весть, существует ли связь между этими обстоятельствами и служением нашего Братства св.Анастасии в Психо-неврологичесом интернате, Покровской больнице, а также самим составом Братства.
У Святых Отцов мы можем найти специальные, касающиеся медицины наставления, данные в основном монашествующим. Поверхностному взгляду они могут показаться противоречивыми, и не последовательными, но нужно помнить, что все ответы давались конкретным людям, с учетом их духовного устроения и опыта. Но читая наставления внимательно, рассудительно, и ныне, подвизающиеся на медицинском поприще (в любом качестве), могут найти много полезного, например, в избранных советах Великих старцев прп. Варсануфия и Иоанна, монахов обители Аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской (IV в. Память 6\19 февраля).
Несколько первых из избранных нами ответов cв.старцев, адресованы "больничнику", то есть монаху, получившему послушание быть управителем монастырской больницы. Предыдущие его вопросы свидетельствуют о том, что в миру больничник был человеком "книжным", образованным, возможно, врачом. Следует отметить, что в святотеческой литературе церковное (или более узко - монашеское) послушание нередко по-гречески именуется "диаконией" (буквально - "служба, служение"). При этом, св.Максим Исповедник относит послушание ("диаконию") к телесным добродетелям, даже, если оно совершается "для помощи другим". К духовным же относит: "любовь, долготерпение, кротость, воздержание, молитву и прочее" (23). Также и авва Дорофей пишет: "И если кто-нибудь из вас имеет послушание (букв."диаконию"), или какое-либо дело у садовника, или келларя, или повара, и вообще у кого-нибудь из служащих с вами (букв."содиаконствующих с вами"), то да постарается и тот кто поручает дело и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранить свое собственное устроение" (24).
Сохранять свое собственное духовное устроение - один из главных аскетических принципов, положенный Св.Отцами в основание такой "диаконии" как медицина.