Из истории христианской медицины

Feb 11, 2008 06:49

Л.А.Карпычева /продолжение/

ИЗ "РУКОВОДСТВА К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, в ответах на вопрошения учеников" преподобных отцев ВАРСАНУФИЯ ВЕЛИКОГО И ИОАННА (25)

О пользе врачебных книг, о составлении и применении лекарств.

ВОПРОС (324). Так как вами назначено мне находиться в сем служении, при больнице, то скажи, Отец мой, должно ли мне читать некоторые врачебные книги и обучаться самому собою составлять лекарства, или лучше не заботиться о том, как о рассеивающем ум, и оставить сие (чтобы оно не возбудило во мне, как в невнимательном, тщеславия) и довольствоваться тем, что я уже знаю, делая, что возможно, с помощью масла, муки, мазей и вообще простых средств, в которых упражняются и не читающие (врачебных книг). Как же мне поступать? Ибо сердце мое трепещет при сем служении, чтобы не погрешить в нем и не прибавить к страстям моим еще и других грехов.
ОТВЕТ ВЕЛИКОГО СТАРЦА ВАРСАНУФИЯ. Так как мы не пришли еще в совершенство, чтобы вовсе избавится от пленения страстей, то лучше занятия врачебные, нежели страстные. Но не на врачевания должны мы надеяться, а на Бога, Который умерщвляет и оживотворяет, и говорит: "поражу и Аз исцелю" (Втор. 32: 29). Читая врачебные книги или спрашивая кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления. Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь. Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым, но занимайся им как рукоделием для (пользы) братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим и сохранишься молитвами Святых. Аминь.

О том, что должно слушать знающего и искуснейшего и как сохранять память о Боге во время служения.

ВОПРОС (325). Ты сказал мне прежде, что отсечение своей воли состоит и в том, чтобы не спорить из желания поставить на своем. Как же мне быть, Отец мой, когда иногда случается, что приношу больному вещь, по-видимому полезную, но она нередко вредит ему, и я скорблю, что исполнил в том свою волю; вижу также, что я целый день нахожусь в занятии, и оно как бы не допускает меня вспоминать о Боге, и чревоугодие беспокоит меня. Скажи, что мне делать? Ибо верую, что в сем заключается мое спасение.
ОТВЕТ ВАРСАНУФИЯ. Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по-своему, и случиться напротив, что она принесет вред, то Бог, взирающий на твое сердце, не осудит тебя; ибо знает, что сделал вред, желая принести пользу. Если же кто-нибудь знающий скажет тебе о сем наперед, а ты с пренебрежением преслушаешь его, то это будет гордость и своеволие. Многие всегда слышат о каком-либо городе и им случается войти в него, не зная, что он тот самый город; так и ты брат, целый день проводишь в памяти Божией и не знаешь того. Иметь заповедь и стараться сохранить ее - в сем заключается и повиновение и память Божия. Справедливо сказал тебе брат Иоанн: "Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог принесешь и плоды"(26). Если не знаешь полезного, то последуй знающим, и это есть смирение и получишь благодать Божию. Справедливо сказал ты, что в сем заключается твое спасение; ибо ты не сам собой пришел сюда, но Бог путеводил тебя сюда. "Возмогай о Господе" (Еф.6:10): ты не малую пользу получишь от занятия, на которое жалуешься. Сколько возможно подвизайся против чревоугодия, и Господь поможет тебе познавать и делать полезное. Мужайся и крепись о Господе.
ВОПРОС (326). Так как ты сказал мне, что повиновение и память о Боге состоят в том, чтобы иметь заповедь (а) и стараться исполнить ее, то прошу тебя, научи меня сему: возможно ли озабоченному таким служением Богу и находящемуся среди людей иметь непрестанно память Божию? И когда возможно, испроси мне ее, Отец мой, если сие полезно, ибо тебе и Богу вся возможна (Мф.19:26).
ОТВЕТ ВАРСАНУФИЯ. О непрестанной памяти Божией: каждый может сохранить ее, по своей мере. Ты только смирись, а я лучше тебя знаю, что тебе полезно, и сего прошу тебе у Бога, ибо Ему вся возможна (Мф.19:26).

(а).Т.е. заповедь отеческую относительно какого-либо послушания. Как должно старшему по больничному служению руководить братией.

ВОПРОС (327). Опять прибегаю к тебе, милосердый Отец мой, и не престану беспокоить тебя, пока не укрепишь меня; ибо если Бог, по вашим молитвам, и дает мне некоторую печаль о грехах моих, я мало-помалу снова теряю ее, через внешнее развлечение. Итак, прошу тебя, Отец мой, и в сем укрепи меня, чтобы все было по милости Божией и вашей, и ничего не было моего собственного, ибо я ничего не могу, если не буду укрепляться вашими молитвами. Опасаюсь, Отец мой, того, что управляю больницей, ибо это есть некоторое властительство, и как бы не подало повода к тщеславию и свободе в обращении. Также и от частого вкушения снедей могу уклониться в чревоугодие. Итак, не рассудите ли вы, чтобы мне, для предварительного обучения себя, побыть прежде в более низком послушании, и потом, когда легче будет мне, опять вступить в оное служение? Ты знаешь, Отец мой, что я говорю так не потому, чтобы тяготился сим делом, ибо что делаю окаянный! Но боюсь, не раздражаю ли свои страсти, живя здесь; сам ли так думаю, или бесы мне внушают то, - не знаю. Ты же, Отец мой объяви мне волю Божию, избавь от смущающих меня помыслов, укрепи меня твоими молитвами исполнять то, что ты говоришь, и прости меня.
ОТВЕТ ВАРСАНУФИЯ. Выслушай, брат, и будь уверен о Господе, что когда мы поручили тебе иное дело, рука наша и сердце с тобою, точнее же сказать - рука Бога, умоляемая нашими молитвами о спасении души твоей и о том, чтобы он укрепил тебя в деле и даровал тебе успех и покрыл тебя в нем. Ты иначе не можешь спастись, как через сие (послушание). Итак не унывай, падая и восставая, поползаясь и укоряя себя, пока Господь не окажет тебе милости, которой ты желаешь; только не будь нерадив. Не бойся, ибо Бог поставивший тебя на сие дело, и устроит оное, мы разделяем с тобой попечение. Да не прельстит тебя дьявол под видом добра, как Сказано: благими словесы и благословением прельщают сердца незлобливых (Рим.16:18). Тот, Который поставил тебя на сие дело, есть всё; Он сказал ученикам своим: се Аз посылаю вас (Мф.10:16), и еще: се Аз с вами есмь (Мф.28:20). Не бойся, и ни мало не смущай себя сомнениями о больнице, унывая от забот, сопряженных с властью. Если уразумеешь написанное тебе, то будешь спокоен. Только себе должен ты внимать, по силе своей, и Бог поможет тебе. Здравствуй о Господе и укрепляйся в Нем.
ВОПРОС (328). Если братия, находящиеся со мной, в чем либо согрешат, как исправить мне их без смущения? ОТВЕТ ИОАННА. Если напечатлеешь в сердце волю Божию, то не будешь смущаться, но приобретешь добрый навык, как и Отцы; если же забудешь её и увлечешься, как человек, то скажи Богу с покаянием: "Прости меня, Владыко, и помилуй меня", и скажи находящимся с тобой братиям: "берегись, братия, ибо через то мы подвергаем себя осуждению и погубляем наши души", не говори слишком громко, но только так, чтобы было слышно. Когда обучишь себя в сем, - достигнешь и того устроения души, которое угодно Богу.
ВОПРОС (329). Прошу тебя, Отец мой, скажи мне, каким образом должно исправлять (ближних) и в каком случае надобно юродствовать, т.е. представлять себя как бы не понимающим дела и не обращать на него внимания? А если не буду иметь успеха в деле, должен ли наложить на себя запрещение относительно оного?
ОТВЕТ ИОАННА. Относительно людей поступай так: когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, - вразумляя его, скажи: "брат! если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли ты сделал? Постарайся впредь исправиться)". Если же он неразумен, скажи ему: "поверь мне, что ты стоишь наказания за свое нерадение, и как скоро скажу Авве, он строго тебя накажет". А когда можно представляться не понимающим, для сего соображайся с погрешностью брата: если она невелика, покажи вид, что не понял ее; если же велика, то не должен представляться не понимающим. Ты не должен налагать на себя запрещение (к занятию делом) в случае безуспешности, но и не пренебрегать ею. Испытав ее, проси прощения у Бога, ибо иначе впадешь в нерадение.
ВОПРОС (330). Если кто-либо из братии или из самих больных согрешит, и я, желая исправить его, что-нибудь скажу со смущением: должен ли я после поклониться ему прося (прощения)? И если случиться, что он разгневанным на меня уйдет из больницы: что мне делать? И вообще, за какие согрешения надобно давать поклонение? Ибо гордость и самооправдание помрачают ум. А когда кто и поклонится, то тщеславие снова найдет себе повод.
ОТВЕТ ИОАННА. Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысел твой успокоится, и тогда скажи мирно. И если брат послушается тебя, - хорошо; если же нет, скажи ему: "не хочешь ли, я открою это Авве, и как он рассудит, так и сделаем" и ты будешь спокоен. Но ежели разгневавшись уйдет, то скажи Авве и он вразумит его, а ты не делай ему поклонения (т.е. не проси прощения), ибо через то дашь ему повод думать, что действительно виноват перед ним, и он еще более на тебя вооружится. У других же людей тщательно проси прощения, соображаясь с согрешением: как скоро видишь согрешение твое велико, - поклонись; а когда оно не велико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: "прости меня, брат". Берегись гордости и самооправдания, ибо оно препятствуют покаянию; впрочем бывает и то, что человек по тщеславию отдает поклон. Презирая три страсти (б), где нужно делай и поклонение со смирением и страхом Божиим и рассуждением. По силе старайся пребывать в сих добродетелях, и Бог поможет тебе молитвами Святых.

(б).Гордость, самооправдание и тщеславие.

Что предпочтительней: посещение церковных служб или больничное послушание.

ВОПРОС (331). Если во время служения больным настанет час псалмопения или святой проскомидии, или случится другая надобность, и находящиеся со мной братия знают, что кому нужно дать: повелишь мне пойти, или сие будет мне в тяжкую вину? Равным образом, ежели захочу побыть в своей келии, когда мне нет надобности быть в больнице: позволишь ли , Отец мой, или нет?
ОТВЕТ ИОАННА. Когда братия знают, - не будет на тебе вины пойти, или побыть в своей келии, только посещай больных.

Стремиться ли к высшей молитве (безмолвию) или творить милость, сострадая ближнему.

ВОПРОС 311. Помысл говорит мне, что безмолвие всего нужнее и что оно мне полезно; справедливо ли он мне так внушает?
ОТВЕТ ИОАННА. ... Когда Господь обличал книжника через притчу о впадшем в руки разбойников и при том спросил его: "кто был ближний его?" - книжник отвечал: "сотворивый милость с ним (Лк.10:37); и еще сказал Господь в Писании: "милости хощу, а не жертвы" (Мф.12:7). Если и ты веришь, что милость более жертвы, то к милости преклони сердце твое. Безмолвие дает человеку повод к высокоумию прежде чем приобретет он самого себя, т.е. будет непорочен. Тогда (только) имеет место (истинное) безмолвие, когда человек уже понес крест. Итак, если будешь сострадать (ближним), получишь помощь; если же удержишь себя (от сострадания), желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. Итак не уклоняйся ни во внутрь, ни вовне, но держись средины, разумевая, что есть воля Господня, яко дние лукави суть" (Еф.5:16).
ВОПРОС (312). Объясни мне, Отец мой, что значит: не уклоняйся ни вовнутрь, ни вовне, но держись средины? Не нужно ли некоторые дни назначать безмолвию и некоторые - попечениям внешним?
ОТВЕТ ИОАННА. (Слова мои) значат; не дерзать на безмолвие и не радеть о себе, когда находишься среди попечений, - вот средний путь, безопасный от падения; в безмолвии нужно иметь смирение, и при попечениях бдительность над собою, и удерживать свой помысл; все сие не ограничивается определенным каким-нибудь часом, тем более днями. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем находящимся в общежитии; ибо исполняет чрез сие заповедь Апостола, т.е. если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его (Рим.12:15, 1Фес.5:11,14). В сем-то и состоит сострадание; сострадать же больным и помогать им врачеваниями - доброе дело. Ибо, если врач пекущийся о больном, получает награду, не тем более тот, кто по силе своей, во всем сострадает ближнему? Ибо не сострадающий ему во всем, и в том, в чем сострадает, исполняет только волю свою.

Как принимать и как раздавать больным и нуждающимся лекарства, вещи, милостыню.

ВОПРОС (332). Если скупость беспокоит меня в то время, как выдаю кому-нибудь нужное ему, так что не могу и дать ему: то дать ему менее того, сколько ему нужно, или постараться выдать не менее надлежащего. Также, если, стыдясь, как бы из человекоугодия или тщеславия, по внушению помысла я хочу дать больше: то дать ли мне, вопреки моей страсти, немного меньше, или должное по заповеди?
ОТВЕТ. Если скупость препятствует дать ближнему то, что надобно, то соображайся с тем, что имеешь. Когда у тебя много вещей, дай несколько более надлежащего, а когда мало, дай точно, сколько следует.
ВОПРОС (636). Так как некоторые явно и перед всеми принимают раздаваемую милостыню, другие же по благородству своему, стыдятся брать её явно, а иные больны и лежат в домах, то должно ли отличить некоторых из них, или всем равно раздавать милостыню?
ОТВЕТ. Всех, явно принимающих милостыню, считай в одном разряде, исключая того из них, кто немощен и страдает чем-либо, ибо такому надобно несколько прибавить. Тем же, которые стыдятся явно и перед народом принимать милостыню, и лежащих в болезнях считай в другом разряде, подавая им более, смотря по надобности их, якоже имат рука твоя (Екк.9:10), и как им прилично.
ВОПРОС (333). Когда вижу сосуд, нужный для больницы, и чувствую, что имею к нему пристрастие: то не дам ли пище моей страсти, взяв оный?
ОТВЕТ ИОАННА. Если имеешь нужду в сосуде и помысл о нем борет тебя, то скажи своему помыслу: "он мне нужен, но зачем брать по прихоти?" Как скоро перестанет бороть тебя пристрастие, возьми его; если же не перестанет, то, когда удобно обойтись другим сосудом, не бери и подави свое пристрастие; а в случае необходимости, возьми тот сосуд, укоряя себя и говоря: когда бы не вынуждала необходимость, не взял бы его, потому что победился своим похотением.
ВОПРОС (637). Если кто-либо, поручая другому свое имущество, скажет, чтобы он раздал его отцам и нищим в известном месте, а вблизи находятся другие весьма нуждающиеся, то не будет ли прилично и им уделить часть.
ОТВЕТ. Если они очень нуждаются, - сие не будет неуместно; ибо случается, что давший имущество не знал о их нужде и потому не сказал, чтобы и им дать. Когда же он особенно завещает ему нигде не раздавать, кроме одного только известного места, то пусть не преступает заповеди. (Впрочем) надобно сперва спросить о сем жертвователя, и как он скажет, так и сделать, и раздающий будет спокоен.
ВОПРОС (638). При сем деле нужны помощники, и потому, ежели я возьму (себя в помощь) людей, которых я считаю верными, неужели я должен сомневаться вверить им это дело?
ОТВЕТ. Если ты прежде считал их за верных людей, то не сомневайся вверить им оное. Ибо Богу всё явно: Он знает сердца наши и каждому воздает по делам его. А утаив что-либо, они сами будут отвечать за то.
ВОПРОС (639). А как скоро узнаю, что кто-либо из них утаил нечто, то как мне поступить: обличить его и взять ли у него утаенное им, или нет?
ОТВЕТ. Если достоверно узнаешь, что утаил нечто, то рассмотри, может ли помысл его перенести обличение, и тогда уже скажи ему о том с кротостью, вразумляя его по Богу, и возьми от него, что ты ему вверил. Если же он не может принять обличения, то не повреждай его совести, чтобы он от стыда, не сделал чего-либо хуже. Но оставь его, пусть владеет тем, что он взял; ибо он взял принадлежащее Богу, и Бог Сам лучше ведает, по нужде ли он взял, и знает как судить о его поступке.
ВОПРОС (640).Следует ли впредь вверять что-либо таковому?
ОТВЕТ. Когда ты узнаешь, что он и в другой раз то же сделал и старается портить дело, то не вверяй ему впредь ничего. Если же, будучи добрым, он увлекся теперь, по внушению дьявольскому, или взял потому, что имел в том нужду, то можно опять вверять ему, ибо он, конечно, исправится. Только не соблазни его.

Должно ли употреблять врачевание?

ОТВЕТ ИОАННА (505). Брат! те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: "во Имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст исцеление". А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), - не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегаешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово Св.пророка Илии, которое он говорил (в) и будешь в тот день без попечения.

(в).По указанию Греч.кн.(4 Цар.1,4,16): "от одра, на него же взшел еси, не имаши слезти с него, яко смертию умреши".

ВОПРОС (777). Так как я болен, и врач приказал мне помыться в бане, то не грех ли это будет? И должно ли показывать себя врачу? (Вопрос задает, судя по всему, мирянин. - Прим. сост.)
ОТВЕТ. Баня отнюдь не запрещена мирским людям, когда требует того нужда, а потому кто по болезни, нуждается в бане, тому не грех сходить в нее. Если же кто здоров, то она служит телу лишь угождением и послаблением, и приводит его в бесчиние. Сохрани должное, то есть сердце и язык, чтобы не судить и не уничижать никого; а мыться в бане - не служит осуждением для мирского человека. Касательно того, чтобы показывать себя врачу, (скажу): предоставить все Богу есть дело совершенного, хотя это и трудно, а немощнейшего дело - показать себя врачу, потому сие не только не грех, но и знак смирения, когда он как немощнейший показал себя врачу. Но и тогда надобно признать, что без Бога и врач ничего не может сделать; если же угодно будет Богу, Он подаст здравие больному.
ВОПРОС (529). (Вопрос задает кто-то из монахов). Вы сказали, что можно во имя Божие обращаться к врачу и в том нет ничего противного, и ещё сказали, что лучше предоставить всё Богу с верою и смиренномудрием. Помысл же говорит мне, что если со мной случится телесная болезнь, то я должен показать себя врачу, ибо не моей меры исцелится от лекарств; и опять говорит мне помысл, что не этим должно пользоваться, а скорее освящением (г) Святых и довольствоваться только сим последним. И потому прошу тебя, милосердный Отец мой, скажи мне: чего мне лучше держаться?
ОТВЕТ. Брат! Вижу ты много заботишься о врачевании телесных болезней, и думаю, что Отцы не заботились о сем. Второй помысл твой лучше первого, ибо второй заключает в себе совершенную веру в Бога, а первый - неверие. Один заключает в себе терпение, от которого приходит искусство (опытность), а из сего рождается упование, не посрамляющее (Рим.5:4,5); другой заключает в себе духовное изнеможение - сестру малодушия, в которой живет маловерие -мать сомнения, отчуждающая от Бога и низводящая людей в погибель...
Один влагает в сердце печаль и томит его, другой же внушает благодарение, сильно ходатайствующее о спасении людей пред великим Врачем, Который носит недуги наши...
Кровоточивая, оставя первый образ мыслей и познав, что нисколько не могли помочь ей телесные врачи, которым она раздала всё свое имение и прибегла к великому и духовному Врачу, исцеляющему души и тела, и недуг её, ещё прежде повеления (Владыки), как бы убоялся и исчез. И жена Хананейская оставила людей мира сего: чародеев, чревоволшебников, волхвов, видя, что суетно все их искусство, и прибегла ко Господу, взывая: Помилуй мя, сыне Давидов (Мф.15:22). И от одного конца земли до другого проповедано всеми, что сотворил с нею человеколюбивый Врач. Оставлю прочих и буду поучаться в примерах сих (двух жен): не успею ли может быть, когда-нибудь, хотя поздно, достигнуть их веры и не лишиться блаженства...
И помолись о мне, который говорю это и не делаю ничего доброго, чтобы и надо мной умилосердился благий Врач и исцелил недуги мои душевные и телесные. Ему слава во веки, аминь.

(г).То есть чем-либо освященным: водой, елеем и пр.

ВОПРОС (531). Брат вопросил того же Старца, говоря: если чья-либо
болезнь требует операции, должно ли мне её делать? и следует ли при этом просить совета у Старцев?
ОТВЕТ. Сын мой! кто имеет какую-либо болезнь, тот должен вопрошать о ней одного из Отцов и делает всё по его совету, ибо иногда случается, что Старец имеет дарование и тайно подает исцеление, так что и телесные врачи не всегда бывают нужны (больному).
ВОПРОС (526). Скажи мне , Отец мой: ужели те которые в болезни презирают лекарства и не обращают внимания на различие снедей, достигли совершенства?
ОТВЕТ. Презирающие лекарства и не обращающие внимания на различение снедей достигли в меру веры, а не совершенства.

О причине болезней.

ВОПРОС (518). Объясни мне, Владыко: естественны ли болезни случающиеся от нерадения и беспорядочности (в жизни)? И за что посылаются (человеку) болезни от Бога? Также и скорбные приключения, случающиеся с кем-либо, по предварительному ли попущению Божию бывают, или нет?
ОТВЕТ. Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности (в жизни), естественно за сим следуют. Посылаемые же от Бога, в наказание человеку, за преслушание посылаются. От тебя зависит быть нерадивым или жить чисто и впадать в болезни, пока не приведешь себя в должный порядок. Впрочем покаянием можешь избавиться от наказательных болезней. И (скорбные) приключения также бывают различны. некоторые из них попускаются на нас за нерадение, а некоторые в наказание, к пользе нашей, чтобы мы покаялись. Различать же одни от других может (лишь) человек духовный.

Об отношении к собственному телу и здоровью.

ВОПРОС (521). Прости меня, Господин Авва, Отцы говорят, что должно презирать тело, и опять говорят, что надобно управлять им рассудительно, потому прошу тебя, объясни мне различие того и другого.
ОТВЕТ. Апостол объясняет нам различие того, о чем спрашиваешь. Он говорит: плоти угодия не творите в похоти (Рим.13:14), и опять говорит: никтоже когда плоть свою возненавидит, но питает и греет ю (Еф.5:29). Итак, если видишь, что в тебе возникает вожделение, тогда презри тело. Если же видишь, что тело находится в болезни и страдает, тогда грей и питай его в страхе Божием, чтобы оно послужило тебе в духовном служении твоем.
ВОПРОС (522). Так как вы сказали, больное тело надобно греть правильным употреблением пищи, то должно ли удаляться вредного ему или нет?
ОТВЕТ. Если человек благоразумно будет удерживаться от вредных для него снедей, это не грех. А кто будет вкушать безразлично все, что у него не случится, Бога ради, не радя о вреде тела, такой человек больше первого, если он только не будет окраден через дверь высокомудрия. Вообще должно беречься, чтобы не вкушать чего-либо по страсти, ибо это есть уже побеждение и приносит более вреда,чем пользы. Здоровье же и страдание тела зависят от Бога, Который сказал: Аз убию и жити сотворю. Поражу и Аз исцелю; и несть, иже измет от руку Моею (Втор.32:39). Итак, как Богу угодно, то он подает здоровье через врача, и когда угодно, одним словом (Своим). Продолжительность же и непродолжительность страданий есть также дело предведения Божия, и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что ему угодно и полезно. Итак, всякий должен поступать, как он может или, лучше сказать как верует.
ВОПРОС (523). Объясни мне, что значит: "как верует"?
ОТВЕТ. Если Бог всё освятил и очистил в пищу верным, то человек должен с благодарением вкушать, что случится или что ему предложат, нимало не сомневаясь (1Тим.4:4), ибо святое и чистое никому не вредит; разве только совесть его и подозрение, когда он думает, что сие вредит ему, делает ему вред, потому что такой колеблется в вере, и оттого недуг усиливается в нем. Если же он верует в Пришедшего и Исцелившего всякий недуг и всяку язю в людях (Мф.4:23), то Он же силен исцелить не только телесные недуги, но и недуги внутреннего человека. Если же сомневается, то (пусть) удалятся вредного ему, осуждая себя за то, что не мог понести, но был побежден помыслом и оказался не имеющим твердой веры. Но и в том случае он должен беречься, чтобы не по страсти вкушать пищу, ибо иначе повредит и душе своей и телу.
ВОПРОС (524). Кто верует, что не получит вреда, но почувствует болезнь, - что должно тому думать, чтобы не впасть в неверие?
ОТВЕТ. Если человек съест что-либо с верою и ощутит болезнь, то он не должен давать места сомнению, ибо Бог, зная, что болезнь сия избавляет его то многих душевных страстей, оставляет его в сем страдании. Да воспоминает же он тогда слова Апостола, который говорит: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор.12:10). И да не подумаем, что сие случилось с ним от снедей, которые кажутся вредными, но это есть попущение Божие; ибо если бы он вкушал и то, что кажется хорошим и полезным, то без повеления Божия ничто не могло бы принести ему пользы.
ВОПРОС (515). Скажи мне, Отец мой, должно ли снисходить к телу, когда оно требует пищи, приличной немощи; также можно ли принимать её раньше обыкновенного, или должно наблюдать обыкновенное время и презирать все сие, хотя бы и трудно было переносить?
ОТВЕТ ИОАННА. Бог дал нам разум, чтобы нам руководиться на путь правый, посредством Божественных Писаний. Апостол говорит:вся искушающе, добрая держите (1Фес.5:20). Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить или не сделать чего-либо по страсти; а что он делает по немощи или по нужде, то не вменятся ему ни в грех, ни в расслабление. В состоянии здоровья искать телу покоя побуждает похотение; а когда будем поддерживать тело по нужде, то оно будет помогать нам при исполнении наших потребностей. Если мы заботимся и о животных, которые служат нашим потребностям, тем более (должны заботиться) о теле, как об орудии души. Когда орудие притупится, сие затрудняет художника, хотя бы он был и быстроумен и сведущ. Апостол, обращая внимание на болезнь и слабость желудка св.Тимофея, повелел ему употреблять вино (1Тим.5:23), хотя и заповедал ему злопострадати, исполняя дело благовестника (2Тим.4:5). Итак, человек должен держаться рассуждения, и он не скоро поползнется. Прости, брат, не знаю, хорошо ли я сказал, но не следует противоречить. Что было у меня на сердце, то и сказал любви твоей. Впрочем, как рассудишь, так и поступи.

Наставление больному, принимающему помощь.

ОТВЕТ ИОАННА (214)... Каждый должен сообразно своей мере и устроению пребывать в страхе Божием, всегда благодаря Бога за то, что через него другие получают воздаяние. Пусть больной не завидует брату, который желает услышать слова Господа: болен бых, и послужисте Ми (Мф.25:36). Бог не потребует от больного, как мы уже много раз слышали, ничего кроме благодарения и терпения: ибо они ходатайствуют пред Богом о немощи (человеческой). Итак, пусть не сомневается принимающий услуги от какого-либо брата, который желает потрудиться Бога ради, и да не говорит: "я отягощаю или оскорбляю его"; но пусть скажет: "может и служащий быть равен со страждущими, когда Бог известил его приобрести себе воздаяние через меня; Господь да укрепит его и меня да не осудит". Пусть он сохранит сие, и живите с миром, благодатию Христа Бога нашего. Прежде всего: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). К сему будем вспоминать, что и смерть не замедлит прийти. Работайте со страхом Господеви (Пс.2:11). и ближнему, чтобы наследовать через него бессмертную жизнь, о Христе Иисусе, Господе нашем, надеясь на Коего, не пецытеся о утрии (Мф.6:34), потому что Он Сам печется о нас, как ему угодно. Тому слава, аминь. Приветствую вас о Господе, прося помолится о мне любви ради.
ОТВЕТ 45, Великого Старца к авве Иоанну, когда он находясь в тяжелой болезни, а именно в сильной горячке, причем в течение многих дней не вкушая пищи и пребывая без сна, с ропотом, по действию вражию, воскликнул на Игумена Серида и служащих ему братий.
Брат! Зачем оводянело твое сердце и ты оставил Возлюбленного и устремился в след врага? Не внял гласу Пастыря Христа, а последовал за волком диаволом. Что такое пострадал ты? Что претерпел? Что означают эти кличи, которые Апостол поставил наравне с злохулением, сказав: всяк клич, и хула и гнев, да возьмется от вас, со всякой любовью (Еф.4:31). Ты ничего не пострадал сверх силы, по слову Апостола: верен Бог, Иже не оставит нас искусится паче, еже можем (1Кор.10:13) и прочее. Пробудись от этого смятения злых помыслов. Восприими жезл креста, которым отгонишь от себя волков, т.е.демонов. Вспоминай слова Писания:вскую прискорбна еси, душе моя, вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой (Пс.41:6). А вперед бодрствуй и берегись горячиться, как неразумное детя, ещё не имеющее чувства (самосознания); ибо ты должен взойти со Христом на крест, быть пригвожденным гвоздями и прободен копием. Чего ожидаешь, окаянный, вопия противу Христовой силы и укоряя твою братию?...Потерпи, умолкни и благодари за всё, по слову: о всем благодарите (1фес.5:18). Очевидно же благодарить следует и в нуждах, и в скорбях и болезнях, и в отраде. Непрестанно призывай Бога, и он пребудет с тобою и подаст тебе силу о имени Своем: Ему слава во веки, аминь.
ВОПРОС (169).Болящий брат спрашивает: "...Что мне делать, я очень скорблю, что не могу поститься, а должен несколько раз (в день) принимать пищу?
ОТВЕТ. ...О посте же не скорби, как я прежде сказал тебе: Бог ни от кого не требует (трудов) сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немуществую, тогда силен есмь (2Кор.12:10). - болезнь более сего наказание и вменяется вместо поста и даже более - тому, кто переносит её с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спасения своего; ибо вместо того, чтобы ослаблять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари (Бога), что ты овободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь, есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по внушению демонскому и не по расслаблению помысла; но случается сие с нами к испытанию нашему и к душеной пользе...

О любви к ближнему.

ВОПРОС. Другой брат вопросил того же Старца: Поелику Господь дал заповедь любить ближнего, как самого себя, и сочувствовать ему в радости и печали, как члену собственного своего тела, а видящий его в убожестве и презревший нарушил бы любовь, хотя бы сам имел лишь необходимое, для себя самого недостаточное, то скажи мне, Отец мой, в чем оказывается любовь?
ОТВЕТ ИОАННА. Любовь к ближнему проявляется во многих видах и не одним только подаянием. Так например: когда ты пойдешь куда либо с ближним и видишь, что помысл твой желает, чтобы тебя почтили более собрата, а не желаешь преимущественно, чтобы он был почтен наравне с тобою: тогда ты не любишь его, как самого себя, ибо Апостол говорит: честию друг друга больша творяще (Флп.2:3). Когда есть у тебя что-нибудь снедное, и видишь, что помысл твой внушает съесть наедине по прихоти, без нужды: тогда ты не любишь ближнего, как самого себя. Когда имеешь что-нибудь необходимое, едва достаточное лишь для самого тебя, и не поделишься с ближним, и тогда ты не любишь его, как самого себя. Ежели захотим в сем случае исполнить слово Писания, оно не защитит нас, ибо это написано не об одном каком-либо человеке, а каждый человек называется нашим ближним. Как же можно исполнить это относительно всех людей, не имея что подать всем? А равно желать любить ближнего, как самого себя, значит еще следующее: когда случится потерпеть какой-либо убыток, и помысл твой наслаждается тем, что ближний потерпел убыток несравненно больший, чем ты: тогда не любишь ты его, как самого себя. Также, когда видишь, что его хвалят, и не сорадуешься (27) ему, потому что тебя не похвалили вместе с ним вместе, и не мыслишь как должно было, что похвала брата моего относится также и ко мне, ибо он один из членов моих: то в сем случае не постарался ты возлюбить ближнего как самого себя; - так же и во всем остальном. Любить ближнего, как самого себя, значит также и то, что ежели услышишь нечто от Отцов о пути Божием, и брат тебя спросит о сем, - не скрыть от него полезное, по зависти. Но зная, что он брат тебе, скажи ему со страхом Божием, что слышал, и (притом) не считай себя учителем, потому что это неполезно тебе.

* * *

В заключение хотелось сказать, что в наше время "медицинская" диакония возрождается: организуются церковные больницы, общины сестер милосердия, открываются православные медучилища. На этом поприще возникает много трудностей, не только материального порядка. Христианская медицина должна возрождаться на основе собственного православного вероучения, прежде всего, учения о человеке. Лишь тогда она сможет противостоять все новым искушениям, возникающим на фоне бурного развития медицинской науки и технологии. Как относится к экстракорпоральному зачатию, трансплантации мозга, возможна ли "коррекция" генома человека, радоваться ли вместе с "прогрессивным человечеством" клонированию индивидуумов (в перспективе человеческих)? Православное сознание должно быть готовым ответить на все эти вопросы, не кивая на соответствующие "Энциклики" Римских пап.

П Р И М Е Ч А Н И Я

* Выделение жирным шрифтом и курсивом - составителя.
(1). Иоанн Мосх."Луг Духовный". Сергиев посад, 1915, с.96.
(2). Специальное кольцо, служившее для приложения к матке лекарственных веществ.
(3). "Гиппократ".Избранные книги. Перевод В.И.Руднева. М.,1994.
(4). Применяемое в современной медицине умерщвление безнадежно больного по его собственной просьбе или по просьбе родственников. (Буквально с др.- греч. - "благое умерщвление").
(5). Makarios/Symeon. Reden und Brifen, Bd.I, S.16,73. Цитировано по комментариям А.И.Сидорова к кн."Творения преподобного Максима Исповедника". Кн.1, с.344.
(6). Dorothee de Gasa. Oeuvres spirituelles,p.356-358. Цит. по комментариям А.И.Сидорова к кн. "Творения преподобного Максима Исповедника". Кн.1, М., 1993, с.345.
(7). "Творения преподобного Максима Исповедника". Кн.1,(пер. А.И. Сидорова), М., с.261.
(8). А.Д.Алексидзе. Литература XI - XII вв. В кн: "Культура Византии" М., 1989.
(9). Св.Григорий Нисский. "Об устроении человека". Перевод В.М.Лурье. Под редакцией А.Л.Верлинского, СПб, 1995, с.31
(10). Там же, с.30.
(11). Св.Григорий Нисский. Творения, ч.4. М., 1868, с.127.
(12). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад. 1908,.с.81
(13). Прп. Иоанн Дамаскин. Философские главы. Человек. т.1,
М.,1991 с. 149
(14). См подробнее: Диакон Андрей Кураев, Василий Лурье. "На пороге унии.(Станем ли мы монофизитами?" М.,1994, с.19,24-25.
(15). "Дух, душа, тело". Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Изд. "Жизнь с Богом". 1988.
(16). Св.Григорий Нисский. "Об устроении человека", см. выше, с.33
(17). Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих,2.2.29-30. Перевод В.М.Лурье. Цит. по кн: Св.Григорий Нисский. "Об устроении человека", см. выше.
(18). В.М. Лурье. Послесловие к переводу Святого Григория Нисского "Об устроении человека", СПб, 1995.
(19). "Галиново. Из Гиппократа". Перевод и комментарий Г.М.Прохорова. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. М.,1982, с.192-197.
(20). Свт. Григорий Палама. "Триады в защиту священно-безмолствующих". Перевод, послесловие и комментарии В.Вениаминова. М., 1995, с.32-33.
(21). Житие Саввы Освященного. СПб, 1885,.п.73.
(22). Святой Григорий Нисский. "Об устроении человека", СПб, 1995.
(23). "Главы о любви". Вторая сотница,57. В кн: "Творения преподобного Максима Исповедника", Кн.1. Перевод и комментарии А.И. Сидорова. М.,1993.
(24). Там же, комментарии, с.281.
(25). Из книги: Руководство к духовной жизни. Преподобных Отцев Варсануфия Великого и Иоанна. СПб. 1905. Номера вопросов и ответов в скобках повторяют соответствующую нумерацию данного издания. Подзаголовки, введенные составителем брошюры, основаны на алфавитном указателе оригинала. По техническим причинам текст приводится в современной орфографии.
(26). Вероятно, вошедшая в краткую поговорку цитата из "Беседы к юношам, о том как пользоваться языческими сочинениями" свт.Василия Великого: "Конечно, собственное превосходство дерева - изобиловать зрелыми плодами; но оно носит на себе и некоторое украшение - листы, колеблющиеся на ветвях: так и в душе истина есть преимущественный плод, но не лишено приятности и то, если облечена душа внешней мудростью, как листьями, которые служат покровом плоду и производят не неприличный вид." (Свт.Василий Великий. Творения. Ч.IV, М. 1846 ,с.347).
(27). Здесь отражена стятоотеческая мысль о том, что "сострадательная любовь не есть даже высший вид любви к ближним. По учению св.Иоанна Златоуста, любовь сорадовательная выше сострадательной. "Плакать с плачущими не трудно,- говорит он, а радоваться с радующимися (Рим.12:15) не очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастии, нежели сорадуемся благоденствующим". (Свт.Серафим Соболев. Жизнеописание и сочинения. Изд.Братства св.Германа Аляскинского).
Previous post Next post
Up