Евгений ЩЕГЛОВ. "Крокодил" и все-все-все

Dec 04, 2007 16:30



На сайте Евгения Борисовича Щеглова (1927-1991) можно посмотреть альбомы юмористических рисунков - «Юмор», «С добрым утром», «О больших и маленьких», «Мои знакомые», «Осторожно дети!», рисунки для журнала «Крокодил», эскизы декораций и костюмов к сатирическим спектаклям, также можно прочесть эссе о жизни и творчестве, написанные автором для своей монографии.
Е.Щеглов рисовал в журналах “Крокодил”, “Здоровье”, “Веселые картинки” и других. Иллюстрировал книги ведущих писателей-юмористов и сатириков своего времени. Оформил несколько спектаклей в московских театрах, работал для цирка, оформляя клоунские номера. С 1949 по 1991 г. участвовал на более чем ста художественных выставках. Произведения Евгения Щеглова находятся во многих музеях страны, опубликованы в его альбомах жанровых рисунков, в сборниках рисунков мастеров карикатуры, изданных в Москве и за рубежом, а также в отечественной и зарубежной периодической печати.




Евгений ЩЕГЛОВ

КА-РИ-КА-ТУ-РА

Я часто встречался с А.М.Каневским, В.Н.Горяевым, Б.М.Лео. Мы размышляли о философии своего творчества. А.Каневский говорил:
« - Я рисую своих петухов, вы, Женя, создали серию «Детская площадка» и все это карикатура? Виталий Горяев напечатал в «Крокодиле» «Не героев нашего времени», которых вы видели вчера и это тоже карикатура? Но в его рисунках почти отсутствует преувеличение! Вы помните драку на коммунальной кухне К.Ротова, но юмор и в моих петухах и в рисунках В.Горяева и в эмоциях Л.Бродаты и в детях с вашей площадки. Совсем другое, но тоже юмористическое восприятие у Лёни Сойфертиса, Вани Семенова… А если вспомните И.Малютина, Б.Антоновского, Н.Радлова? Нет! Не повезло нам с определением нашего искусства! Читаешь: «ка-ри-ка-ту-ра» и спотыкаешься. «Сатира» еще хуже, а изошутки, или, точнее «И30ЖУТКИ» в подверстку - вообще за порогом искусства, но суть не в размере. Посмотрите, какие великолепные миниатюры создал Борис Иванович Пророков!» Название статьи писателя М.Виленского о моем альбоме «С добрым утром» - «Смешное живое чудо» мне показалось самым верным определением великого искусства, которому посвятили свою жизнь мастера редкого вида творчества, ото6ражая жизнь общества со всей правдой и не теряя чувства юмора. И всю историю карикатуры я бы тоже назвал смешным живым чудом.



Меня много раз спрашивали, как рождаются карикатуристы: в письмах, на выcтавкax, при встречах в мастерской. Спрашивали молодые художники, желавшие найти ответ на волнующий вопрос: любители искусства - собиратели произведений карикатуристов; иногда и критики, стремящиеся восполнить свое образование. Ведь искусству карикатуры нигде не учат. В конце концов я и сам заинтересовался истоками рождения мастеров этой профессии. Изучая историю карикатуры, я к своему удивлению обнаружил, что начал осваивать искусство смешного по наитию, как и многие будущие мастера. Так же начинал Вильгельм Буш - настойчиво, целеустремленно и с большим усердием, еще не зная, кем он станет; даже приемы рисования и взгляды на окружающий мир были в чем-то сходны: подмечалось несообразное, смешное и грустное, доброе и злое. Особый протест вызывала человеческая глупость, приметы идиотизма. (Хотя о творческом пути В.Буша я узнал позже.) В одной газете я прочел современную теорию рисования карикатур: требуется совсем немногое - буйная фантазия, чувство юмора, а умение рисовать совсем не нужно. Даже смешнее получается, когда ничего не умеешь. Вот этот самодеятельный дилетантский период мне удалось миновать. Уберегли меня от легкого пути в никуда замечательные мастера карикатуры. Я никому не подражал; вначале я просто не знал о том, что подражать не предосудительно, а потом в этом не было потребности. Для самообразования я копировал рисунки великих мастеров, получая невероятное удовлетворение. Мне близки по человеческой теплоте произведения Ван Остаде, К.Шпитцвега, О.Домье, В.Буша, Фрагонара, офорты Рем6рандта, его рисунки.
Но я не записываюсь в ученики и не выстраиваю престижный ряд своих предшественников; время рождает каждого художника, а художники в свою очередь создают картину времени. Меня поражает удивительная непосредственность рисунков Д.Ходовецкого, буйная фантазия Г.Доре, искренность Д.Гирландайо, отрешенность рисунков на библейские темы А.Иванова, эмоциональная сила живописи Ф.Гойи. Но кому-то подражать, мне кажется, просто невозможно. М.Шагал верно заметил: «Мне невозможно подражать, мое искусство - моя биография».
Я не могу ответить, как стать художником-карикатуристом.
Также и Ю.Tpифонов в последнем письме признался, что не знает, как стать писателем. Единственное, в чем он убежден - «Таланту необходимо иметь мужество!» Можно развить дарованное от природы чувство смешного, но научить искусству карикатуры невозможно. Очевидно поэтому этот вид искусства нигде и не «проходят».



Но чтобы познать это искусство, необходима школа. Карикатура подчиняется всем законам искусства. Правда в каждом виде творчества есть свои тайны. В карикатуре в нерасторжимом единстве сочетаются и мастерство рисовальщика, и понимание режиссуры, чувства цвета и пластики, знание полиграфии, актерского мастерства, остроты цирковой подачи и лиризма поэзии, и главное - умение видеть в жизни все ее многообразие, философски размышлять; а чувство юмора все объединяет. И еще одно условие - не быть дилетантом ни в одной из упомянутых областей творчества.

«Крокодил»

B 1928 г. вышла из печати «Энциклопедия Бегемота».

М.Зощенко написал:

«Сейчас у меня биография скудная. Писатель. Кажется - это последняя профессия в моей жизни. Мне жаль, что я остановился на этой профессии. Это очень плохая профессия, черт побери! Самая плохая из 12-ти, которые я знаю».
3а этим юмором я чувствую незащищенность художника, и она меня волнует. Родился журнал «Бегемот» в 1923 году в Петрограде на Фонтанке и стал не просто журналом, а живым, близким, родным для всех его сотрудников. В «Энциклопедии Бегемота» они к нему о6ратились с просьбой написать о себе самом: «Ты, Бегемот, наш отец-кормилец, мы твои бегемотовы дети… напиши, папаша. Не ударь мордой в грязь». «Ну ладно, - отвечает Бегемот, - не ударю». Таким же живым, 6лизким и родным стал журнал «Крокодил» для сотрудников и своих читателей. А для нас, молодых послевоенных крокодильцев, «Крокодил» предстал таким же живым, как «Бегемот для бегемотников. В 1949 году меня и моего товарища художника Ю.Федорова нашел Б.И.Пророков и пригласил в «Крокодил», продолжив тем самым традицию лучших сатирических журналов - искать для себя новых авторов.

«Сатирикон» искал талантливых художников и писателей, а в «Крокодиле» сложился свой коллектив из лучших мастеров карикатуры. «Крокодил» при Б.И.Пророкове (Пророков возглавлял художественный отдел журнала «Крокодил в 1948-1951 гг.)
стал для молодых художников академией искусства карикатуры. О мастерах журнала писали известные критики и искусствоведы, многие издания публиковали их статьи и размышления, посвященные художникам веселой профессии. Выступал Л.Варшавский, писала эмоциональная А.Абрамова, Т.Айзенман, М.Кузьмина, В.Костин. И.Абрамский выпускал альбомы, оповещая читателей о рождении новых талантов. К.Кравченко успевала сказать о творчестве С.Коненкова и молодых карикатуристах. Искусство смешного воодушевило Н.Дмитриеву, Ф.Сыркину. Студенты, будущие искусствоведы, сочиняли о художниках «Крокодила» рефераты. А в редакции обсуждали номера журнала ведущие графики - А.Гончаров, О.Верейский. Творчество мастеров карикатуры рецензировали писатели, поэты, фельетонисты.



Я впервые напечатался в номере, отведенном для молодых авторов, который так и назывался - «Впервые в «Крокодиле».

Нас вдохновляло само искусство. О том, что можно этим искусством зарабатывать на жизнь, и не помышлялось. Искусство и меркантильность не соединялись. То же самое случилось и в «Крокодиле». Мы с трудом привыкали к тому, что за искусство платят. Да и какими деньгами оценить то, что создавали ведущие мастера журнала. У меня сохранились рисунки, сделанные художниками темных совещаниях - в альбоме который мы С.В.Горяевым решили положить на стол для творческого выплеска художников. Это шедевры мастерства и раскованности.

Для карикатуриста улыбка или смех зрителя самые долгожданные и определяющие.
Восполняющие силы, рождающие желание создать что-то еще более смешное, вызывающее хорошее настроение, вселяющее чувство уверенности, что до6poe,
человеческое одолеет зло, если не сегодня, то завтра обязательно.

Но смешное не всегда рождается без боли, грусти и переживаний. Может быть, поэтому на редколлегиях в «Крокодиле» редко смеялись и, принимая веселый рисунок, довольно хмуро говорили: «Смешно!» И более высокой оценки не было. Я видел, как вознесся А.Каневский, услышав о своем рисунке сказанное слово «Смешно!», и сам я пережил не один раз такое же чувство вознесения.
Радость общения поколений ощущали все. Михаил Черемных говорил более молодому Борису Пророкову:
- Борис Иванович! Это ваша тема и вы сделаете ее лучше…
Уже принятый на редколлегии рисунок Ю.А.Ганф, после замечания Л.Г.Бродаты, свернул в трубочку и унёс домой для переделки. Кукрыниксы, члены редколлегии, сами сняли с обсуждения свой рисунок.
- Мы его переделаем, - сказал П.Н.Крылов. Вот такой настрой определял труд художников.
- Так работать нельзя, мы работаем на износ! - восклицал Борис Лео, сдавая очередной рисунок для журнала. Но по-другому работать было просто невозможно.
- Витя! ТЫ можешь сделать лучше, - убеждал своего товарища Б.Пророков, и Виталий Горяев соглашался и уносил рисунок. В печать пошел третий вариант - один из лучших в числе многих рисунков художника В.Горяева. Это чувство ответственности за каждое выступление в печати было определяющим.
Так получалось, что я часто выходил на хороших, добрых, с чувством юмора, отзывчивых людей; или они меня находили, благотворно действуя на мои душевный настрой. От негативного увиденного в жизни, я старался из6авиться, используя простой способ: на пьяниц, дураков и склочниц я рисовал карикатуры и они сразу переставали меня волновать. Но пережить разные сердитые постановления было не так-то просто. Они ложились тяжким грузом на мою молодую душу. Конечно, труднее было тем, кто попадал под удар.
«Писатель с перепуганной душой - это уже потеря квалификации», - заметил М.Зощенко после ждановского постановления 1946 года. Я увидел М.Зощенко в последний его приезд в «Крокодил». Сидел писатель одиноко за большим зеленым столом и смотрел с бездонной грустью в оранжерейное окно комбината «Правды». М.Зощенко привез три рассказа, которые я проиллюстрировал. («Крокодил» №6 (1368), 28 февраля 1954 г.) Я почувствовал, как трудно они дались автору и постарался его не подвести. Сделать три рисунка с полной отдачей, не усмешняя, но и без грусти, оказалось нелегко. Я старался ободрить писателя хорошей подачей в номере, помочь ему войти в свою колею, чтобы он писал в полную силу, раскованно, как всегда, как бывало… Вот такие, может быть, наивные мысли меня волновали. Мне хотелось, чтобы писатель почувствовал мою моральную поддержку.
Нелегко было и Б.И.Пророкову. Главный редактор снимал из номера рисунок, а Борис Иванович ехал в высшую инстанцию утверждать «зару6ленный» рисунок и возвращал его в номер журнала. Многие рисунки Л.Бродаты, В.Горяева и других художников так и не появились бы в печати, если бы не забота о высоком уровне искусства Б.И.Пророкова.



Не знаю, кто придумал назначить В.И.Горяева художественным редактором, а меня его заместителем во время апогея бесконфликтности в искусстве, в 1955 году. Работали мы на полном доверии друг к другу. Немногое удалось осуществить. Мне позвонил Л.Г.Бродаты и, стесняясь, спросил нельзя ли ему немного увеличить гонорар. - «Ведь я нигде больше не печатаюсь». При разметке рисунков Е.Горяев и я прибавили Льву Григорьевичу из своих гонораров. Никто об этом не знал, но другого выхода не было. Официально перебороть уравниловку нам не удалось.

В период бесконфликтности главный редактор С.А.Швецов, перечисляя отрицательные явления, заметил: «Самый отъявленный наш жулик во много раз лучше любого капиталиста!» Мне заказали рисунок: в прихожей коммуналки соседи подслушивают у двери и говорят: «Ну что слышно нового? - Ничего не слышно. Соседи стали шепотом разговаривать!»
Первый вариант, уже одобренный редколлегией, был забракован: главный редактор просил навести порядок в прихожей. Во второй раз я натер пол, прибрался, словно к празднику. «Что-то не то», - сказал главный. Третий вариант вызвал у него недоумение: «А почему наши люди говорят шепотом? Кто им мешает говорить во весь голос?»
С.А.Швецов, в молодости начинавший поэтом - сатириком стал бояться каждой запятой. Я подумал, что лучший для Швецова журнал был бы без рисунков и текста, сброшюрованный из белоснежных листов бумаги без единого пятнышка. Бесконфликтность в искусстве ломала людей до неузнаваемости. Но надо было видеть С.А.Швецова после ухода с поста редактора. 3а столом сидел веселый поэт-сатирик. Теперь он ни за что не отвечал. Однако время редакторства не прошло бесследно -инерция страха, как болезнь была уже неизлечима.
В «Крокодиле» устраивались так называемые зарядки - давались установки на борьбу с недостатками, Какими? Борьбу с бюрократизмом, очковтирательством, хищениями. Конечно, на подготовку к зиме, лету, весне, борьбу за новый урожай, который сеяли, потом со6ирали и опять сеяли из мешков на железнодорожных станциях. Проработав несколько лет в журнале, я заметил повторяемость тем и идей: каждый год шла битва за урожай, железные дороги не справлялись с перевозками, новая техника постоянно ржавела в ящиках, а старая работала на износ и многое другое. Я стал искать свои темы в жизни, и она оказалась сложнее, интереснее, невероятно многообразная, воодушевляющая на творческую работу, поиски своих решений, способов выражения мыслей, эмоций и правды о ней.

«Нам нужны
Подобрее Щедрины
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали».

Эти строки из стихов Ю.Благова, которые я иллюстрировал, повторяли многие, одни насмешливо, другие в утверждение. Г.Вальк как-то пошутил: «Важно вовремя не прийти, а уйти». Что мы (В.Горяев и я) и сделали, перейдя в I956 г. только на творческую работу в журнале.

В заключение я мог бы повторить слова М.3ощенко, хотя и по-своему: профессия художника-карикатуриста очень трудная. Самая трудная из всех, которые я знаю.

По материалам сайта http://e-shcheglov.ru/

юмор, Е. Б. Щеглов, иллюстрации, воспоминания

Previous post Next post
Up