Юлий ГАНФ. Колонизаторы, львы и ку-клукс-клановцы в обнимку...

Dec 04, 2007 13:53







ГАНФ Юлий Абрамович

1898 - 1973

Художник-карикатурист, график, сотрудник газеты "Правда" (с 1924), журнала "Крокодил". С 1964 г. народный художник РСФСР.

Вот и всё, что есть в интернете. Коротко, лаконично... ни-че-го...

А ещё есть стихи Маршака:

НА ПРИВАЛЕ

Словом и делом вели мы борьбу,
Кистью, пером - до победы.
Ах, как приятно сидеть на гробу,
Если в гробу - людоеды!

Правду сказать, надоели нам всем
Геббельсы эти бессчетные...
Нынче, в предчувствии будущих тем,
Все мы - на миг безработные.

Ганф, Эренбург, Кукрыниксы, Маршак,
И Черемных, и Бродаты
Передохнут после жарких атак,
Как отдыхают солдаты.

Вспомнят Ефимов Борис и Дени
Битвы, где вместе рубились они.

Есть в сети "история" советской карикатуры, в которой художники "Крокодила" и Ганф в их числе изображены жалкими ремесленниками, за подачку рисующими шаблонные образы врагов советской власти:

"У каждого из крокодильских художников была своя специализация. Кукрыниксы, Юлий Ганф и Борис Ефимов занимались международной тематикой. Были наработаны изобразительные клише, обязательные к употреблению. Так, визуальный образ Англии в послевоенное время - это толстый и глупый Джон Буль, обманутый Дядей Сэмом. Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр - непременно в нацистской форме. Президент Франции Шарль де Голль обязательно с большим носом и карикатурно длинными ногами. Изображения западных лидеров на страницах советской сатирической прессы как будто вышли из-под пера одного и того же рисовальщика. Самый популярный образ «международной сатиры» - «елка империалиста», украшенная бомбами, ракетами и разнокалиберным оружием, каждый декабрь неизменно появляющаяся в центральной печати.
Кукрыниксам на откуп были отданы образы маршала Тито, Черчилля, де Голля, генералов Маршалла и Макартура и разного калибра марионеток от Чан Кай-ши до Ли Сын Манна.
Борис Ефимов, кроме внешних врагов, шельмовал «врагов народа», «мухолюбов-душегубов», «врачей-убийц». Мускулистые руки НКВД, хватающие за ручонки шпионов и диверсантов - тоже его изобретение.
На международные темы высказывался и Аминадав Каневский, наделявший домашних животных и птиц типическими человеческими чертами. Его быки, коровы, овцы и свиньи разыгрывали драматические представления из международной жизни.
Виктор Дени и Михаил Черемных еще в двадцатые годы активно разоблачали «продажную сущность социал-демократии» и создали обобщенный образ мирового капитала, который с двадцатых же годов не менялся: толстая фигура, обязательно с сигарой в зубах, в манишке и цилиндре, восседает на мешке с долларами.
Юлий Ганф рисовал колонизаторов, британских облезлых львов, продажных американских полицейских в обнимку с ку-клукс-клановцами."

Текст весьма предвзятый, мало того, создаётся ощущение, что автору до слёз обидно, что дядю Сэма, канцлера Аденауэра и прочих героев тех лет рисовали в смешном и неприглядном виде. Вот и старается, как может, изображает авторов рисунков этакими неумехами без таланта и без фантазии.
Однако и фантазия была, и таланта в избытке. Но не хочет автор этого замечать, ослеплённый ненавистью к художнику, рисовавшему не против, а за советскую власть.
Впрочем, о чём говорить? Рисунки признанного мастера советской сатиры сами говорят за себя. Так дадим им слово!


































"Правда", Ю. А. Ганф, иллюстрации, политическая сатира, "Крокодил", карикатуры

Previous post Next post
Up