Гидропланы на Днестровском лимане

Jun 27, 2013 00:31

Российская империя была одним из мировых лидеров теории применения самолетов на море и строительства гидросамолётов.

С 1913 года развернулось широкое строительство отечественных гидросамолетов. До 15% выпущенных в России самолетов было водного назначения, такого не было нигде в мире.



В начале Первой Мировой войны на Черном море было 8 гидросамолётов, в основе типа «Кёртис». Самолёты базировались на станции 1-го разряда в Севастополе (Килен-бухта), станции 1-го разряда строили в Овидиополе, Ак-мечети; станции 2-го разряда - Золокарах и Клеровке. До войны было создано 24 наблюдательных поста, от Дуная до Батума. Это позволило быстро перебрасывать самолеты по всему русскому побережью Чёрного моря.

Усиление авиации Одеского военного округа во время Первой Мировой связано с действиями Германии, которая создала базу гидроаэропланов в Варне и цепелинов в Ямболе (Болгария).

В феврале 1916 для защиты портов Одессы и Николаева начали строить базы гидроаэропланов (по 4 самолета на город). У марте-апреле было создано уже два авиаотряда противовоздушной обороны (командир Одесского отряда - штабс-капитан И.И.Масальский - окончил Гатчинскую авиашколу, награжден в 1916 году орденом св.Георгия IV степени).

В конце 1916 года, по приказу командующего ЧФ вице-адмирала А.В.Колчака, была создана 1 воздушная бригада в составе 3 дивизионов: 1 - воздушная станция «Круглая бухта»; 2 - воздушная станция «Одесса» и 3 - отряд дирижаблей.


Среди упомянутых мест размещения постов гидропланов - два находились в Бессарабии. Золокары - это современное село Лиман на озере Сасык.

А Отарик - это мыс и урочище на левом берегу Днестровского лимана, между Роксоланами и Овидиополем.






В годы Первой Мировой войны в урочище Отарик были подведены рельсы железной дороги из Одессы и дальше воинские эшелоны переправлялись в Аккерман на паромах.



В течениии 1916-1918 годов на посту Отарик постоянно дежурили два гидроаэроплана.



Гидроплан "Моран-Солнье" образца 1913 года в районе Севастополя

Под их охраной были важнейшие объекты, в частности, переправа Овидиополь-Аккерман, понтонный мост в Маяках и водонапорная станция в Беляевке.



Согласно «Инструкции по действиям аэропланов в борьбе с воздушным противником» (1916) на каждом из постов в воздухе должны были попеременно дежурить один из двух аэропланов.



Гидроплан в севастопольской бухте

На Днестровском лимане дежурили двухместные летающие лодки - бипланы Д.П.Григоровича М-9.

Серийное производство гидросамолета М-9 началось в 1916 г. В том же году на некоторые из гидропланов М-9 были установлены 37-мм авиационные пушки. Именно гидросамолету М-9 довелось вынести на себе всю тяжесть кампаний 1916-1917 гг. на Балтике и Черном море.


Характеристики: двигатель 150 лошадиных сил; скорость около 110 км/час, висота до 3000 м, полетный вес в пределах 1540 кг, продолжительность полета 3,5 часа, вооружение - 7,62-мм пулемет «Максим», автоматичные винтовки «Мадсен» и «Маузер», бомбы от 8 до 50 фунтов.

К началу 1917 силы морской авиации выросли до 110 самолётов, летом поступили 8 сухопутных истребителей («Ньюпоров»). Была сформирована воздушная дивизия Чёрного моря.

В марте 1917 года должна была начаться грандиозная операция по захвату Босфора, с воздуха её должны были поддерживать свыше 150 гидросамолетов, но гибель империи, разрушила замыслы этой операции. Деятельность морской авиации Черноморского флота закончилась в связи с началом Гражданской войны, летчики были разбросаны судьбой по разные стороны фронта…



Пока они воюют все вместе. Рядовые и унтер-офицеры, поручики и капитаны, русские и украинцы. Пока все они подданные Российской империи.Еще год-два, и возможно, они будут воевать друг против друга…

Во времена гетманата база в Одессе и пост «Отарик» вошли в Одесько-Подольский воздхоплавательный отряд (с 06.1918, командир - подполковник Г.Голубев). Его одеская авиагруппа насчитывала 60 аэропланов.

... А тем временем в начале 1918 года румынские войска начали захват Бессарабии. В обороне Аккермана особенно отличились моряки Днестровской флотилии и Маякский партизанский отряд 3-й Особой революционной армии, созданной в конце января 1918 года. Начальником флотилии и комиссаром отряда был уроженец Маяков, коммунист с 1917 года А. А. Гончаров. Отряд, состоявший из солдат старой армии, маякских, яськовских и беляевских крестьян и четырех одесских красногвардейских батальонов, занимал большой участок фронта: Аккерман - Шабо - Паланка - Староказачье - Волонтировка - Ивановка - Татарбунары.

Бои здесь продолжались в течение трех недель, до 9 марта.

В марте 1918 года на территорию Приднестровья вошли австро-германские войска. Под натиском превосходящих сил врага отряд вынужден был отступить. Крестьян распустили по домам, одесские рабочие вернулись в город. Штаб отряда передал крестьянам на хранение свыше 2 тыс. винтовок и много боеприпасов...



Румынские солдаты на фоне Аккерманской крепости

20 апреля 1918 года Одесский областной комитет партии направил А. А. Гончарова в Маяки для организации нового партизанско-повстанческого отряда.

Отряд провел ряд рейдов против интервентов и петлюровских войск. 1 января 1919 года он двинулся на Овидиополь, разгромил там петлюровский гарнизон и захватил большое количество оружия.

Тогда же, в январе 1919 года,  партизаны Маяцкого отряда разгромили пост гидропланов на Отарике. Они захватили 300 винтовок, 17 станковых и 22 ручных пулемета, два гидроаэроплана, бомбы для них и наличные автомобили. Всю офицерскую команду розоружили и взяли под стражу.



Командир 404-го полка - А.А.Гончаров

На этом закончилась история поста гидропланов на Днестровском лимане...

На военной карте (М 1:50000) 1929 года в урочище Отарик обозначены только развалины гидроаэродрома...



Сегодня на месте поста гидропланов есть остатки одной железобетонной стены от ангара.



А нам осталось только представить, как летали гидропланы над Днестровским лиманом и стенами  старого Аккермана...



Авиация Аккермана, Транспорт Аккермана, Днестровский лиман

Previous post Next post
Up