Как маркетологу заглянуть в будущее?

Sep 15, 2011 00:32

Как можно заглянуть в будущее, да еще и на несколько лет вперед. Ответ такой: можно использовать статистические методы прогнозирования - если у вас есть данные о прошлых покупках ваших клиентов за предыдущие несколько лет, то на их основании вы можете получить паттерны (шаблоны, картину периодичности поведения) поведения клиентов и делать прогнозы. Ограничения такого метода: данные должны быть аккуратные, их должно быть достаточное количество, аналитик должен хорошо разбираться и в статистике и в индустрии. Кроме того, если за накопленный исторический период не наступало каких-либо необычных событий, то их не будет и в вашей статистической модели :-( Таким образом, статистика поможет вам предвидеть только повторяющиеся события, которые уже имели место в истории вашего бизнеса/индустрии. Пример: банковская индустрия, розничное кредитование. Банк должен делать предсказания на тему того, будет ли его заемщик хорошим плательщиком на протяжении 3-30 лет. Согласитесь, сложнейшая задача! Однако она решается с помощью, так называемых скоринговых систем. Это статистические системы, которые на входе имеют данные о неплательщиках и вырабатывают правила по предоставлению кредита "хорошим плательщикам". Когда в нашей стране только-только начиналось кредитование, то исторических данных, естественно, не было, и скоринговые системы закупались за рубежом (старались их закупать в странах с похожей экономикой). Затем по мере появления отказников, система перестраивалась по специальным правилам. Второй случай, это когда индустрия/продукт/услуга абсолютно новые и когда нет возможности опираться на опыт. Здесь необходимы более глубокие знания специалистов по маркетингу, следующий их уровень, когда специалист имеет такой большой опыт в других индустриях/продуктах/услугах, что понимает структуру и может применить знания из других областей к прогнозированию. Также неоценимую помощь в прогнозировании могут оказать футуристические прогнозы лидеров рынка, консультантов, ведущих ученых. Идя по схеме PESTLE, вы должны разыскать все возможные самые смелые прогнозы участников рынка/индустрии. К счастью, в интернете сейчас такую информацию найти легко (навыки поиска в Сети никогда не помешает подтянуть). И последнее, что я хочу сказать по заданному вопросу, это то, что в наше время быстрых и резких перемен необходимо делать сценарный анализ. Вы должны выбрать наиболее влиятельные параметры рынка, которые могут меняться в широком диапазоне. И на их основе и надо делать сценарный анализ. Это не даст Вам дополнительной точности в Ваших прогнозах, но позволит выиграть время у конкурентов в случае наступления событий, изменяющих эти самые параметры. Пока конкуренты будут собираться с мыслями и менять свои планы, Вы быстренько найдете свои в компьютере и начнете действовать по нужному сценарию НЕМЕДЛЕННО.

сценарный анализ, прогнозирование, pestle, маркетинг, футурология

Previous post Next post
Up