В ст-нии Ходасевича "Гадание" среди прочих ожидаемых во время гадания образов-видений может явиться шут, что примечательно еще и потому, что шут в "святочных" текстах встречается у Блока и Фета.
В. Ходасевич "Гадание"
Гадает ветреная младость...
Пушкин
Ужели я, людьми покинутый,
Не посмотрю в лицо твое?
Я ль не проверю жребий вынутый -
Судьбы слепое острие?
И плавлю мертвенное олово.
И с тайным страхом в воду лью…
Что шлет судьба? Шута ль веселого,
Собаку, гроб или змею?
Свеча колеблет пламя красное.
Мой Рок! Лицо приблизь ко мне!
И тень бессмысленно-неясная,
Кривляясь, пляшет на стене.
1 мая 1907
Вот прошел король с зубчатым
Пляшущим венцом.
Шут прошел в плаще крылатом
С круглым бубенцом.
А. Блок «Тени на стене» (1907)
Гроб забивают крышей большою,
Кто-то завыл!
Страшно, сестрицы! знать, надо мною
Шут подшутил.
(Фет «Полно смеяться! что это с вами?..» из цикла «Гадания» (1842)
Влияние Блока вроде бесспорно, но стихи написаны Х. и Б. почти в одно время (с интервалом меньше чем 4 месяца). Зато проекция на фетовского шута открывает новые возможности интерпретации, если иметь в виду, что шут у Фета - это не кто иной, как сам черт.
Ср. в словаре Даля:
Шут - Шут и вор. шу́тик, нечистый, чорт. Шут его бери! Ну его, к шуту! || Всякая нежить, домовой, леший, водяной, шуто́вка, водява; лопаста, русалка. || Не шут (не черт) совал (сажал, толкал, копал), сам попал! Шут (бес), шут, поиграй да опять отдай! (приговаривают, потеряв что-либо).
А потому и «тень бессмысленно-неясная», которая «кривляясь, пляшет на стене», в равной степени может коррелировать как с шутовской темой, так и с бесовской (ср. позднее у В. Нарбута в «Смерти»: «Струятся свечи. Жмется дворня, / А тени пляшут по стенам - / Лохматей, шире и проворней, / Ох, будет, будет лихо нам!»).
Весь перечень увиденного во время гадания в ст-нии Х. - шут, собака, гроб и змея - также соотносится с образами фетовских «Гаданий». У Фета «пес рябый ходит» и «серый у ворот» в реальности во время гадания, а также в фантастической картинке видения вместе с существом, имеющим чешую (рыбой, змеей?):
«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять...
Заструились, покачнулись,
Стало только три опять.
Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я...
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
Чешуя как чешуя...
Вот одиннадцать - всё лица!
Вот собаки лай и вой...
(Фет "Ночь крещенская морозна…" (1842) из цикла "Гадания")
"Олово" (как и свинец) - аналог воска при гадании, отчасти может иметь связь со "свинцовыми" глазами черта из еще одного ст-ния Фета в цикле "Гадания":
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
("Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…" (1842)
P.S. Не игра ли смыслов скрывается за обращением Ивана Карамазова к черту ("Шут!") и не тот ли же каламбур встроен в диалог Верховенского и Ставрогина ("Я-то шут, но не хочу, чтобы вы, главная половина моя, были шутом! Понимаете вы меня? <…> Почем я знаю!.. К чорту, к чорту! И ушел вон из залы").