(Untitled)

Dec 13, 2013 20:23

В ст-нии "Мне холодно. Прозрачная весна..." видится игра отражений, ключ к которым дает Медуза (имя собственное). На отвратительную Медузу можно глядеть только отвернувшись от нее самой, в зеркальном отражении. В отражении дана картина набережной и звездного неба и в ст-нии Мандельштама. Опять-таки "отвращенье" ("Мне отвращенье легкое внушает") со ( Read more... )

Мандельштам

Leave a comment

Comments 15

rassvet45 December 13 2013, 18:42:48 UTC
Игра отражений создает ткань стихотворения: середина его - перечисление светящихся, блестящих, сверкающих объектов, т. е., в каком-то смысле звезд. Почти бессознательно вспоминаешь и про отблески на воде; ведь ясно, что все это может блистать и играть в солнечный день, когда блеск играет и в волнах. Все это прекрасно подводит к звездам уже как олицетворению рока. "Звезды" здесь - то ли в позднеантичном, то ли в ренессансно-барочном значении "высшие судьбы".

1916, война и иные предвестия (ср. у ВМ: "в терновом венце революций грядет 16-й год") - самое время вспоминать о "звездах", и о размышлять о том, что будет разрушено, и что выстоит. Искать глазами то, к чему прилепиться в поисках равновесия...

Reply

ol_re December 13 2013, 21:01:11 UTC
"все это может блистать и играть в солнечный день"/
Мне почему-то представляется, что "звезды" здесь в ряду предметно-конкретных образов вместе с набережной, автомобилями, рекой и т.д. Т.е. независимо от того, какой роковой смысл несет в себе этот образ, он зрим. Как и в другом ст-нии:
На страшной высоте земные сны горят,
Зеленая звезда мерцает,
О, если ты звезда, - воде и небу брат,
Твой брат, Петрополь, умирает.
Кстати здесь звезду, которая "воде и небу брат", тоже можно интерпретировать, как отраженную в воде.

Да, о звездах у Мандельштама, их уколах и булавках уже достаточно много писали.

Reply

rassvet45 December 13 2013, 21:33:52 UTC
Конечно, зрим. В одном аспекте (или модусе, не знаю, как лучше) понимания - так, а в другом - еще и вот так. Так всегда бывает.

Reply

ol_re December 14 2013, 17:18:01 UTC
Да, согласна с Вами.

Reply


raf_sh December 13 2013, 23:03:50 UTC
Интересно, в какое время дня наблюдается картина - видим и "пух" проклюнувшейся листвы, и гвОздики звёзд. С учётом северности сезона (свет медленно приходит и медленно уходит). Или это не одномоментно.
И ещё - кольцевая композиция: начинаем с лёгкого зелёного пуха, кончаем тяжёлым зелёным изумрудом.

Reply

ol_re December 14 2013, 17:19:42 UTC
Вот и мне кажется интересным совмещение в одной картине дневного и ночного видения. Опущено связующее звено, и все дается единым планом.
Да, Ваше наблюдение относительно легкого/тяжелого абсолютно верно, эта оппозиция очень характерна у М. Сюда же добавить прозрачность весны (тоже своего рода легкость) и студенистость (если рассматривать нарицательное значение "медузы").

Reply

raf_sh December 14 2013, 18:11:29 UTC
Да, "сёстры тяжесть и нежность", "язык булыжника мне голубя понятней"... но здесь эта оппозиция ещё и нанизана на зелёную ось. А вот by-product: "Язык булыжника мне голубя понятней"...."Летели лошади из зелени густой."

Reply

ol_re December 14 2013, 20:49:52 UTC
Да, очень интересно.
"Как бы воздушный муравейник/Пирует в темных зеленях".

Reply


(The comment has been removed)

ol_re December 14 2013, 17:22:51 UTC
Спасибо. А это оживление генитивной метафоры около 1914 года как-то объясняется?
Что "зеленый пух" онегинский, конечно, понятно.

Reply


vadbes December 14 2013, 01:59:41 UTC
"Но, как Медуза, невская волна" - вполне реалистичная референция:
http://turbina.ru/guide/Sankt-Peterburg-Rossiya-112311/Foto/Zveri-v-gorode-825/photo22110/ (извините, лучшая картинка не подвернулась).

Reply

ol_re December 14 2013, 17:35:22 UTC
Спасибо! Ниже m_bezrodnyj подтвердил основательность этой референции.

Reply


m_bezrodnyj December 14 2013, 13:04:41 UTC
+ "Медузы блеск и блеск морской звезды" (Брюсов).

С изумрудом Медуза сближена звуковым подобием и общим членом: невская вода. Возможно, была и еще одна, неназванная, "скрепа" - апотропеические свойства: и голова Медузы, и изумруд оберегают от дурного глаза.

Выше коллега vadbes указал на возможный скульптурный прототип. Вообще говоря, в СПб масок Медузы очень много (см.: http://maskaron-spb.livejournal.com/12597.html# ); в "Мне холодно...", думаю, автору вспомнились, помимо прочих, те медузы, что "сердито лепятся" в стих. "Адмиралтейство" (где имеются, кстати, тополь:акрополь и "темная зелень").

Reply

ol_re December 14 2013, 18:03:08 UTC
Спасибо за очень ценные дополнения!
Петербургские горгонейоны, следовательно, являются оберегами подобно щиту Афины с изображенной на нем головой Медузы. Связь важная для "петропольского" цикла, в котором имеет место неявное соперничество Медузы и Афины ("Богиня моря, грозная Афина,/Сними могучий каменный шелом").

Reply


Leave a comment

Up