(no subject)

Dec 13, 2013 20:23

В ст-нии "Мне холодно. Прозрачная весна..." видится игра отражений, ключ к которым дает Медуза (имя собственное). На отвратительную Медузу можно глядеть только отвернувшись от нее самой, в зеркальном отражении. В отражении дана картина набережной и звездного неба и в ст-нии Мандельштама. Опять-таки "отвращенье" ("Мне отвращенье легкое внушает") со значением "неприятия" сохраняет генетическую связь с "отвратиться", "отвернуться". А окаменение от взгляда на Медузу имеет имплицитную связь с Петрополем.

Мне холодно. Прозрачная весна

В зеленый пух Петрополь одевает,

Но, как Медуза, невская волна

Мне отвращенье легкое внушает.

По набережной северной реки

Автомобилей мчатся светляки,

Летят стрекозы и жуки стальные,

Мерцают звезд булавки золотые,

Но никакие звезды не убьют

Морской волны тяжелый изумруд!

"Медузы"/"звезды"; "светляки", "жуки"/"изумруд"; "звезды"/"изумруд" уже не раз согласовывались или уподоблялись.

И заплывали в бухту медузы, / Словно звезды, упавшие за ночь, /Глубоко под водой голубели (А. Ахматова поэма "У самого моря").

Бронзовка - жук изумрудный, / Очень приятный для взгляда (К. Бальмонт)

Грузных майских жуков / Изумрудные спинки (Н. Гумилев)

Меж цветов светляки изумрудами блещут (А. Белый)

За то, что тонким изумрудом / Звезда скатилась в камыши (В. Ходасевич)

Зеленая звезда, планета изумруда (К. Бальмонт)

Подобная игра отражений одного в другом может объяснить последние строки ст-ния, где контактно совмещаются в пространстве "звезды" и "волна". Угроза от звезд тем более явна, если иметь в виду, что они находятся в предельно опасной для воды близости, т.е. отражаются в ней.

Мандельштам

Previous post Next post
Up