У Тургенева в романе "Отцы и дети" Катя играет Аркадию Кирсанову сонату-фантазию c-moll Моцарта.
Здесь все многое кажется странным.
Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса:
- Что же вам сыграть?
- Что хотите, - равнодушно ответил Аркадий.
- Вы какую музыку больше любите? - повторила Катя, не переменяя положения.
- Классическую, - тем же голосом ответил Аркадий.
- Моцарта любите?
- Моцарта люблю.
Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь.
Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…
1. Характер сонаты-фантазии (если слишком упрощать, то в достаточной степени мрачный и трагический), мягко говоря, совершенно не соответствует образу очаровательной и обаятельной Кати, этакой юной прелестной Флоры, чьим неизменным атрибутом стала корзинка с цветами в руках ("…вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. <…> Катя опять взялась за свои цветы" и т. п.)
2. Сложно объяснить выбор именно этого произведения в качестве первого (и единственного!) для исполнения совершенно незнакомым гостям.
3. А потому еще более причудливо то, что "на следующее утро <…> она сама вызвалась повторить ему вчерашнюю сонату".
4. И наконец, что это за "пленительная веселость беспечного напева в последней части", которой у Моцарта и вовсе нет?
5. Не говоря уже о прочих странностях, а именно, что сонату эту физически невозможно сыграть, сидя "неподвижно и прямо" и при этом "не отводя глаза от нот".