Главной целью и путеводной звездой моей поездки в Нью-Йорк стала Анна Нетребко - русская сопрано, которую проще всего застать в Метрополитен опера или Венской штатс-опера. Но была еще одна певица, которая меня давно интересует -
Рене Флеминг (Renée Fleming). Очень хотелось услышать ее вживую. Ловить Флеминг следовало именно в Нью-Йорке, где она родилась, выросла и живет.
Рене Флеминг называют «золотым стандартом сопрано», она поет оперные арии и джаз, свободно знает 4 языка и особое предпочтение отдает русскому репертуару. На 300-летнем юбилее Санкт-Петербурга она вместе с Дмитрием Хворостовским пела сцену из «Евгения Онегина» и, видимо, гордится этим эпизодом своей биографии как никаким другим, поскольку именно с него начинает свою автобиографическую книгу «Внутренний голос» («Inner voice»). Ее можно увидеть в трансляции из Метрополитaн чаще, чем какую-либо другую сопрано, потому что именно она чаще всего их ведет. В разговорах с солистами, дирижерами, декораторами, постановщиками боев она показывает самое интересное: закулисье постановки. Поэтому, преждечем полюбить Флеминг за ее пение, я полюбила ее за блестящую устную речь, четкое английское произношение и тонкие вопросы. А когда я прочитала «Внутренний голос», мое уважение к ее интеллекту, искренности и невероятной трудоспособности только укрепилось. Да, не слепое фанатское восхищение, а именно уважение я испытываю к этой женщине.
«Внутренний голос» - одна из немногих книг, которую я читала на одном дыхании, круглосуточно, неохотно отрываясь на работу и сон. Рене просто рассказывает о себе - детстве в семье преподавателей музыки, долгой учебе, своих наставниках, первых удачах и поражениях в карьере. О том, что она чувствовала, когда раз за разом получала отказы на прослушиваниях, как хотела бросить карьеру певицы и пойти в секретарши. О том, что за видимой гламурной стороной ее жизни стоят постоянные перелеты, бесконечные сборы багажа, жизнь в гостиницах (в Санкт-Петербурге ей достался номер без единого окна), разлуки с любимыми дочерьми. Может быть, кому-то книга покажется слишком специфической - если ты не поешь или хотя бы не слушаешь оперу, советы по поддержке дыхания, управлению резонаторами и диафрагмой кажутся узкопрофессиональными или просто странными. Рене не хотела понравиться массовому читателю, она писала руководство для начинающих сопрано, чтобы предупредить, с какими профессиональными и личными трудностями им придется столкнуться, подготовить к длительной и очень тяжелой работе, шанс на успех в которой не так уж велик. Во всяком случае, на такой успех, которого удалось достичь ей самой. Сейчас она выбирает для себя роли из программы Метрополитан, выстраивает свой концертный график в зависимости от расписания школьных мероприятий ее дочерей - и этому графику следуют все остальные участники события. Но из книги становится понятно, какое упорство и титанический труд потребовалось добавить к природному певческому таланту, чтобы взобраться на вершину славы.
К сожалению, одновременно застать на сцене Мет Нетребко и Флеминг не получалось: Флеминг уже спела в этом сезоне Дездемону в Отелло,
Метрополитан показала этот спектакль в 27 октября 2012. Но я точно знала, что она в Нью-Йорке -
16 февраля ей вести трансляцию новой постановки Риголетто. Google и терпение все-таки помогли мне найти желаемое - 11 февраля Флеминг выступала в роли хозяйки в концерте
Хора молодых людей Нью-Йорка (Young people chorus) в
Карнеги-Холле (Carnegie Hall).
В течение концерта Рене не пела сама, а только приветствовала выступающих. Поздравлять Хор с 25-летием и петь вместе с ним пришли Kate Davis, Stephen Petronio, Capathia Jenkins, Antonio Ciacca Trio. Я впервые видела и слышала этих музыкантов, но, судя по бурным аплодисментам, местной публике они хорошо знакомы. Флеминг в свои 54 года выглядела как всегда блестяще - высокая, худая (благодаря чему совершенно естественно выглядит в роли юной Дездемоны), с идеальной укладкой. Рене заметно хромала, и, возможно, поэтому не доходила до середины зала, а объявляла новые номера с края сцены. В центр вышла только один раз, когда спела вместе с хором финальную песню «
You'll Never Walk Alone».
Открывая концерт, посвященный 25-летию Хора молодых людей Нью-Йорка (Young People's Chorus of New York City), его директор и основатель Francisco J. Núñez заявил: «Когда я набирал детей в наш хор, я обещал им, что однажды они будут петь в Карнеги холл. Я выполнил свое обещание».
Есть легенда, что Нью-Йорк получил прозвище «Big Apple» в 30-40 годах 20 века, когда джазовые музыканты выступали в разных городах и называли каждый One more apple. Если же удавалось организовать концерт в «Big Apple», значит ансамбль заслужил право петь перед самой большой, благожелательной и богатой публикой у стране. Тогда среди музыкантов возникла поговорка: «На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко».
Но и в самом Big Apple есть разные по престижности и желанности площадки. Главный пьедестал почета для музыкантов - сцена Карнеги Холл. Говорят, что однажды на улице рядом с Карнеги Холлом к знаменитому пианисту Артуру Рубинштейну подошел нью-йоркский прохожий и спросил: «Как мне попасть в Карнеги Холл?». Рубинштейн ответил: «Опыт. Опыт. Опыт». Теперь фраза «How do I get to Carnegie Hall? Practice. Practice. Practice» - легенда и девиз Карнеги-Холла, который печатают на пакетах, кружках и сувенирных магнитах.
Таким образом, когда Francisco J. Núñez обещал своим юным хористам, что они выступят в Карнеги-Холл, он обещал им славу. И через 25 лет сдержал свое обещание.
Дети выходили на сцену группами. Все они были одеты примерно в одном стиле (вариации на тему школьной формы), но каждая группа отличалась деталями: цветные ленты в волосах или цветные шарфы на шее. Позже
на сайте прочитала, как они называются. Самые маленькие - Prelude - детки от 7 до 10 лет, их было 69 человек (подсчитала по программке, где все участники перечислены поименно). Несмотря на нежный возраст, они уже пели на несколько голосов, а не просто в унисон. Понять, что они еще маленькие, можно было не по вокалу, а по танцевальным номерам - их движения по-детски нескоординированны и менее синхронны, чем у взрослых. Да, хористы во время пения еще и танцевали! По стойке смирно стояли только при исполнении церковных гимнов вроде Festival Sanctus (John Leavitt), но когда пели веселые песни, например Footloose (Kenny Loggins), обязательно двигались. Не просто синхронно раскачивались и притопывали ногами, а танцевали поставленные танцы. Конечно, чем меньше народу было на сцене, тем легче было это делать, когда же вышли все участники, им не хватало места не только для танцев, а просто поместиться на одной сцене.
Самой многочисленной (97 человек) была группа Intermezzo. В нее входят девочки и мальчики от 10 до 15 лет относительно начального уровня. Песню Three little birds (Bob Marley) пели в унисон. Более продвинутые певцы (группа Cantare - 78 человек) исполнили на несколько голосов Get Happy (Harold Arlen).
Отдельно в хоре выделены мальчики с уже изменившимися, взрослыми мужскими голосами. 11-14 летние составляют группу Amani (41 человек), 12-18 летние - более продвинутые Young Men's Chorus (31 человек); объединившись, они спели Singing in the Rain (by Nacio Herb Brown).
Продвинутые певцы из группы Concert Chorus (12-18 летние регулярно выступающие девушки и юноши) исполнили Dancing in the street (William Stevenson) - это было целое представление! Во время вступительных тактов по проходам на сцену продефилировали одетые по моде начала 20 века девушки в длинных белых платьях и с кружевными зонтиками, юноши-кавалеры в костюмах и шляпах. Собравшись на сцене, запели, одновременно исполняя изящный танец с зонтами. Это было выступление не начинающих, но абсолютно сложившихся профессиональных певцов, которые знают не только как извлекать звуки, но и как эффектно преподнести себя публике.
Убеждая нас пойти слушать госпел хор в Гарлеме, Роника говорила, что когда афроамериканцы поют свои церковные гимны, у слушателей мурашки идут по коже. В
гарлемской Абиссинской баптистской церкви я этого не ощутила, зато почувствовала озноб, когда госпел-гимн «Hark, I Hear the Harps Eternal» исполнял детский хор.
Мне очень понравилась дирижер - молодая стройная и очень красивая женщина, прической и всем обликом напоминающая Мэри Поппинс. В программке заявлено 3 дирижера - основатель хора Francisco Nunes, а также Elizabeth Nunes и Sophia Miller; видимо, на двух других я не обратила внимания.
Заметила, что в группе до 10 лет все дети худые. Особенно запомнилась мне маленькая сутулая девчушка в огромных очках, удивительно обаятельная в своей закомплексованности и неуверенности в себе. Но чем старше, тем чаще среди исполнителей встречались юноши и особенно девушки с лишним весом. Юным афроамериканкам полнота удивительно идет, они темпераментные и естественные, а толстые белые девушки выглядели болезненно рыхлыми. Уже потом расспрашивала американскую подругу о том, почему так. Она считает, что виной всему генномодифицированные продукты, особенно курятина, которую американцы потребляют во всех возможных видах. Подруга сказала, что с тех пор как переехала в Штаты, перестала есть курицу.
Апофеозом концерта стали песни Everybody Rejoice (Luther Vandross) и When you wish upon a star (Leigh Harline), которые исполнили все участники хора. Юные певцы всех возрастов и цветов кожи в количестве 380 человек просто не помещались на сцене, поэтому их поставили перед сценой, в ближайших к сцене балконах, в проходах между рядами. Мало этого, к основному составу присоединились еще и группы детейсо зрительских мест. Им отвели целые секторы балкона и амфитеатра, поэтому звук шел не только со сцены - пел весь зал! Поющие запасные игроки в цветных футболках - ученики школ-спутников Хора (YPC Satellite Schols). Школа пишет, что ежегодно в ее программах участвуют до 1200 человек - думаю, именно столько и пело последние номера. Если учесть, что в самом большом из залов Карнеги-Холла, Isaac Stern Auditorium, всего 2800 мест, то получается, что больше половины присутствующих составляли певцы и их родители.
И в заключении выступила та, чей голос я мечтала услышать. Рене Флеминг спела "
You'll Never Walk Alone" (Rodgers and Hammerstein, 1945). Эту же самую песню она исполняла в сопровождении хора Академии ВМС США 18 января 2009 года на ступенях Lincoln Memorial на первой инаугурации Президента Обамы.
When you walk through a storm
Hold your head up high
And don't be afraid of the dark
At the end of the storm
Is a golden sky
And the sweet silver song of the lark
Walk on through the wind
Walk on through the rain
Though your dreams be tossed and blown
Walk on walk on with hope in your heart
And you'll never walk alone
You'll never walk alone
В предисловии к своей книге «Внутренний голос» Флеминг рассказывает, как спустя несколько месяцев после 11 сентября пела гимн «О, благодать» на месте разрушенных башен-близнецов: «Не секрет, что классические музыканты обычно не являются любимцами широкой публики и не слишком часто мелькают на телеэкране. Так почему, когда случаются трагедии национального масштаба, обращаются именно к ним, и особенно к певцам? Почему, чтобы выразить всенародную скорбь, приглашают сопрано, а не поп-звезду, чьи записи расходятся миллионными тиражами? Зачем призывать на помощь не самого известного артиста, которого знает и ценит куда меньшая аудитория? Думаю, причин как минимум две. Во-первых, настоящая музыка - это универсальное искусство, объединяющее людей вне зависимости от вкусов, особенно когда речь заходит о таких вещах, как «О, благодать» и «Боже, храни Америку». А во-вторых, профессиональный, поставленный голос обладает силой и дарует эту силу слушателям. Мы можем петь без микрофона. Мы поем всем телом. Звуки, которые мы издаем, исходят не только из головы, но из сердца, из души и, что самое главное, из нутра».
Покидая Карнеги Холл, я думала о том, как же удалось организовать такое количество детей - нормальных, живых, активных детей. После концерта они вели себя, как и подобает людям 8-12 лет от роду - бегали, кричали, задирали друг друга и не слушались родителей. Кое-как протиснувшись через жужжащий детский рой на улицу, я смотрела, как их группами рассаживали по автобусам, припаркованным вдоль 7 авеню, и организованно увозили с концерта. Мимо меня прошла высокая дама в черном пальто и темных очках. Темные очки ночью? Дама шла, заметно прихрамывая и опираясь на руку подруги. До меня донеслась фраза «How has been the voice today»?
Ольга Кленовская : За оперой в Нью-Йорк. 11.02.13. Рене Флеминг и хор Покидая Карнеги Холл, я думала о том, как же удалось организовать такое количество детей - нормальных, живых, активных детей...