Паки и паки о "реакционном духовенстве" и духовенстве не реакционном...

Jan 09, 2015 09:18

Прочёл: "Священник правильный все делает с умом
И даже глупость с правильным лицом.

Неправильный же поп, наоборот,
Смешно разинув свой поповский рот,
Чтоб не казаться людям мудрецом
Все делает с дурашливым лицом.

Вот так и делится наш иерейский род
На фарисеев-умниц и юрод!"
(о. Захар Зинзивер, (3axap-kap-kap) (*)

Подумал: "правильное священство", которое "всё делает с умом", впервые получило массовое распространение к середине 3-го века.

Именно в то время "типическую черту составляет стремление клира поставить себя в независимое отношение к народу, выставить себя как класс высшего порядка, удержать большую часть церковных прав у себя и за собою: преимущественно или исключительно. Другими словами: в III веке происходит энергичное выделение класса клириков из класса мирян; мало-помалу проводится разграничительная черта между духовенством и народом", - писал церковный историк Алексей Петрович Лебедев в монографии "Духовенство Древней Вселенской Церкви" (*).

Тогда же, к середине 3-го века, произошла и массовая "порча нравов" среди духовенства.

"Вторая половина III века в особенности не бедна примерами пастырей со свойствами предосудительными, пастырей нерадивых, себялюбивых, корыстолюбивых, злохудожных", - писал всё тот же Алексей Петрович (Лебедев) и, задаваясь вопросом: "отчего зависела такая порча нравов в духовенстве III века?" - писал: "главной причиной было то, что в третьем веке пастырское служение уже перестает быть призванием, а до известной степени делается выгодной профессией..." (*)



И это неудивительно, ведь как раз к середине 3-го века христианство полным ходом превращалось "солидными господами", "духовными наследниками Платона и Аристотеля" во вполне респектабельную религию, в которой "всё как у людей": "неспособное сострадать Божество" (*), персональные "разумные души" (*), - вот и потянулись "правильные", которые "с умом", в прежде безумное для них Христианство.

А самое заметное - это то, что именно к середине 3-го века, впервые началось серьёзное и агрессивное противление хилиазму (*): с одной стороны, молились: "да придет Царствие Твое... и на земле, как на небе", а с другой стороны, одновременно, начали гнать тех, кто считал исполнение этой молитвы возможным.

Всё это сложилось уже к середине 3-го века, а к концу 4-го века было закреплено догматически. В такой атмосфере догматически узаконенного двоеумия вполне ожидаемо, что аж прям-таки "непоколебимым основанием Церкви" (*) был провозглашён один "священник правильный", который "все делал с умом" (*) и который, по словам его же родного младшего брата, "чрезвычайно много думал о своем красноречии, презирал все достоинства и превозносился своим значением выше вельмож именитых" (*).

"Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе" (*). Кто это мы? Мы - это видимое предков, а предки - то невидимое нас. (*) Наш Бог Родной (*) нам и Отец, и Сын, и Дух Святой (*). И где бы кого из нас когда ни носило, на всех один Ум, одна Жизнь, одна Сила (*) Отца Иисуса Христа. “Monarchiam tenemus" (*). Amen.

=============

Морской пехоте посвящается!
http://www.youtube.com/watch?v=HJA4ZMLLYag

Глаголящим Бога не быти плоть, но только дух - анафема! (*) Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..." (*).

Василий Неокесарийский, Лебедев Алексей, разбор полётов христианства, "реакционное духовенство", творчество соседей

Previous post Next post
Up