В Северо-Американских штатах.
Заметка немного запоздалая, но я надеюсь все равно будет интересной.
Излишне чувствительным читать и смотреть наверное не стоит, хотя я попытался по максимуму смягчить и фотографии и текст.
Итак, в середине Октября я поучаствовал в мусульманском празднике, который отмечается в честь окончания Хаджа (паломничества в Мекку). На территориях попавших под сильное влияние Османской Империи этот праздник жертвоприношения называют
"Курбан-Байрам", а в восточном арабском мире - Ид аль-Адха. Ну а общее название простое - Аид.
За день до Аида, совершающие Хадж восходят на гору Арафат, которая расположена недалеко от Мекки. В качестве поддержки паломников, мусульмане обычно постятся в течении суток. Пост достаточно жесткий - без воды.
В день Аида, после утренней молитвы, можно немного перекусить и затем приступать к самому важному событию - закланию жертвенного животного. Обычно это барашек.
Ему связывают три ноги и укладывают на левый бок, головой по направлению к Мекке. Барашек не должен видеть нож и то как убивают других животных. Женщины поглаживают барашка и дают ему попить воды.
Животное нужно убить очень быстро - одним движением ножа от себя. Возвратным движением ножа можно только поправить разрез. Я был свидетелем того, как у одной компании оказался тупой нож. Все вокруг были очень сильно злы. Сразу несколько людей бросились на помощь, а стайка барышень около меня от волнения перешла с арабского языка на английский - Oh my god, this is crazy.
Большинство участников этого события были берберы из Марокко.
Интересно, что практически все они полиглоты. К примеру, этот красавец свободно говорит на английском, французском, испанском, русском, арабском и берберском языках. Кроме того, учит польский язык и знает фразы на украинском.
Большую часть туши барашка хозяин животного должен раздать друзьям, соседям и, что особенно благоугодно, нуждающимся. Часто в виде уже приготовленных блюд.
Себе оставляют внутренности, голову и ножки.
Самым лучшим вариантом считается, если кожа с головы не была удалена, а шерсть просто выжжена огнем. Похожим образом поступают когда "шмалят" поросят. Голову просто держат над огнем (или углями), а потом скоблят ножом. При некотором навыке эта процедура занимает около 30 минут.
Из головы в Тунисе готовят очень традиционный суп - Харгма.
Овечью голову можно заменить на ножки - будет также вполне в духе традиций. Поэтому я для себя харгму называю тунисским хашем.
Кроме головы понадобится полтора стакана белой фасоли, замоченной с вечера, несколько луковиц, две-три столовых ложки хариссы (или смесь острой паприки-кориандра-тмина в соотношении 5-3-1 + немного чеснока), пару ложек оливкового масла, соль и столовая ложка молотого черного перца.
Вот так выглядит готовый набор. Голову я постарался немного замаскировать. Петрушка понадобится при подаче готового блюда.
В глубокую кастрюлю я налил масло, добавил две трети хариссы и прогрел на умеренном огне минуты две. Положил в кастрюлю разрубленную на три части голову (перед этим промыл ее еще раз и поскоблил тщательно, мозг вынул и сохранил в холодильнике для других целей), залил 4-мя литрами холодной воды, всыпал две трети фасоли и мелко порезанный лук. Довел воду до кипения, убавил огонь и оставил вариться на четыре часа. Бульон на этом этапе не солят. За тридцать минут до окончания, достал голову, снял мясо с костей и вернул его в кастрюлю вместе с оставшейся фасолью. Перед тем как выключить огонь, всыпал в получившийся суп черный перец.
Перед подачей харгмы на стол, я порубил петрушку, обильно посолил ее и полил лимонным соком. Этой смесью горячий суп подсаливается уже в тарелке - помните, я бульон не солил. Ну а хариссы кладут сколько вытерпеть можно, мне чайной ложки хватило. Если харисса не содержит чеснока (бывают такие варианты), то и его можно немного добавить в тарелку.
В отличии от известных советских “хашей”, тунисский употребляется ближе к вечеру. Существует мнение, что он устраняет проблемы со сном - это и я заметил, небольшая тарелочка с ног валит очень быстро. Суп пригоден не только для холодной погоды, но и для жары: тунисцы считают, что такой суп увеличивает адаптабельность организма и даже рекомендуется врачами во время эпидемий гриппа. В добавок ко всему, он еще и просто очень вкусный.