Александр Дугин: «Антропология и онтология театра» | Курс лекций - Окончание курса (ч. 6)

Jan 21, 2020 22:00






Введение и Лекции 1-4 : https://observet.livejournal.com/4036925.html
Лекции 5 и 6 - Продолжение (1) : https://observet.livejournal.com/4042999.html
Лекции 7 и 8 - Продолжение (2) : https://observet.livejournal.com/4049501.html
Лекции 9 - Продолжение (3) : https://observet.livejournal.com/4054520.html

Лекция 10 - Продолжение (4) : https://observet.livejournal.com/4054661.html
Лекция 11 - Продолжение (5) : https://observet.livejournal.com/4055292.html


Лекция двенадцатая: Антропология смерти

image Click to view



/ МХАТ им.Горького, 25.12.2019 /
https://youtu.be/5-p3oQ_vDBg

Темы лекции:

● Введение. Театральная практика против театральной техники
Теория - диурн
Практика - драматический ноктюрн
Техника - мистический ноктюрн

● Театр смерти Федерико Гарсия Лорки

● Теория о Дуэнде

● Обнаружение второго алтаря у Уильяма Риджуэя

● Некромантия как ключ к театру Дзяды

● Театр и глубины польской театральной идентичности

● Трупы живых и оживление покойников

● Презентация смерти или репрезентация жизни

● Двойная спираль жизни/смерти

● Территория души



Обращение Александра Дугина к слушателям
по окончании курса лекций: «Антропология и онтология театра»




Завершение "театралитэта".

Прочитал последнюю лекцию из цикла "Онтологии и антропологии театра". Все сложилось гармонично в законченную структуру. Первая вводная лекция и последняя оказались вполне симметричными.

Несколько соображений по итогам.

1. Изложение теоретической структуры философии театра в ее основах - в самых общих чертах - завершена. Ее можно сколько угодно дорабатывать, но можно и в таком виде рассматривать и применять (в практике, не в технике). Это значит, что можно приступать к разработке полноценной книги, где материалы лекций будут отредактированы и подчас несколько дополнены и корректно оформлены. Жаль, что нет поющих книг, так как хотелось бы включить несколько видео. И очень важен был бы визуальный материал, поскольку к каждой лекции я готовил довольно подробные презентации (пока все лекции и презентации к ним выложены на paideuma.tv). Поэтому в следующем году, наверное, начну работу над новой книгой. При этом курс уже может быть - если будет на то желание - использован как в театральной практике, так и в учебном процессе. Интересно, что в Сербии две или три лекции переведены и включены в программу Теории искусств в нескольких университетах (Белград, Нови Сад и Банья Лука в Боснии - в Республике Сербской). Очень оперативно. Традиционно это очень интересует итальянцев.

2. Концентрация тем в каждой лекции курса такова, что любая из них может рассматриваться в иной секвенции - в отрыве от всего курса как синтагмы. Совершенно легитимно было бы взять любую лекцию и построить вокруг нее серию семинаров и круглых столов, что дало бы несколько семантических планетарных систем. И снова, это могло бы быть проделано как рамках специальных театральных коллективов или образовательных структур, так и в отвлеченно философском контексте (если бы он был). Каждая лекция может быть философским спектаклем о театре.
С другой стороны, можно было бы, воспроизведя основные тезисы каждой лекции, сочетать их с читкой классических и не классических пьес или с фрагментами постановок. Для экспериментов, которые сами собой подразумевались бы, то есть для философских спектаклей вообще открывается безбрежная стихия.
Стоит попробовать опыт "осмысленного произнесения слов" (редчайший случай как в театре, так и в жизни) - много неожиданного можно открыть даже на уровне структуры звуковой волны. Смысл меняет все.

3. Само собой напрашивается желание применить это к постановке Эсхила или Софокла (может быть, Еврипида) или к Метерлинку (о котором так много говорилось в курсе).
В последней лекции я вскользь упомянул о концепции "двух театров" Станиславского, но если учесть тему "антропологии смерти", это может стать ключом к новому прочтению и самого Станиславского, который был с необходимостью искажен и редуцирован жесткой не просто идеологической, но метафизической цензурой (а ведь он, следуя за Метерлинком, хотел создавать "театр души", само существование которой отрицалось в России 100 лет и в принципе - на иных основаниях - продолжает отрицаться и сегодня).

4. Хотя у меня готов план следующего логического курса, я сейчас не уверен, что буду читать его в следующем полугодии. Может быть стоит сосредоточиться на доработке и редакции того, что уже сделано. Кроме того, несмотря на определенный интерес к лекциям, не могу все же сказать, что сложилась устойчивая активная творческая среда, в которой каждый поворот мысли находил бы отзвук и оперативно воплощался бы в то, во что должен был бы.
Я вижу не просто дистанцию между философией театра и театральной жизнью, но определенную преграду и даже в какой-то степени оппозицию. Понятно, что постмодернистский театр имеет дело с пост-театром (иногда удачно, иногда не очень), но это иное, это осознанный (надеюсь) разрыв с онтологией театра, то есть во всех версиях лишь нигилистическая репрезентация - театр Лакана, где бесконечно циркулирует - по-лакановски понятое - Символическое (как тщетное бегство от Реального, то есть Ничто).
Самое занятное в пост-театре это театр объектов, отдельных органов или машин, театр ООО. А "консервативный" театр в современной пост-советской России это пост-советский театр, то есть просто кич. Получается, что пока сам экзистенциальный и онтологический театралитэт, о котором шла речь в курсе, как институт и образ жизни, отсутствует. Как с этим быть, не знаю. Надо исследовать эту область более внимательно. Но окончательного решения о следующем курсе я не принял. И за и против нужен какой-то весомый аргумент, который пока отсутствует.

5. В целом представляется, что в этом курсе найдена область, где ряд основополагающих философских горизонтов оказываются на своем месте.
Театралитэт позволяет гармонично сочетать метафизику с социологией и экзистенциализмом. Поэтому "театралитэт" - вот что по-настоящему важно. "Театралитэт" намного важнее, чем собственно театр. Я приглашаю сосредоточиться прежде всего на осмыслении именно этого тезиса, что иными словами, может быть сформулировано как проблема соотношения презентации и репрезентации за пределом решений и дефиниций, ставших банальными и поэтому бессмысленными.
Более того, в каждой стране и в каждую эпоху, каждым поколением и каждой культурой проблема отношения презентации и репрезентации (то есть проблема "театралитэта") должна решаться всякий раз заново - независимо от того, как ее решают в других горизонтах или в другие эпохи.

Всех участников курса искренне благодарю, мы имели возможность всю осень - вплоть до запаздывающего снега - думать на очень важные и принципиальные темы вместе. Идиотский капитализм называет это "капиталом присутствия", но правильнее назвать это "даром внимания".
Я благодарен слушателям - и особенно тем, кто слушал и услышал (по Хайдеггеру, так вслушивается в полную тишину ночи стоящий на посту часовой, ведь если он что-то не расслышит внутри этой тишины, он заплатит за это своей жизнью). Обращаться к людям, а не в ледяной глаз камеры, это совсем другое.

http://paideuma.tv/course/antropologiya-i-ontologiya-teatra



лекция, Театр, Культура, Искусство, История, Образование, Александр Дугин, Философия

Previous post Next post
Up