Александр Дугин: «Антропология и онтология театра» | Курс лекций - Продолжение (5)

Jan 06, 2020 11:38






Введение и Лекции 1-4 : https://observet.livejournal.com/4036925.html
Лекции 5 и 6 - Продолжение (1) : https://observet.livejournal.com/4042999.html
Лекции 7 и 8 - Продолжение (2) : https://observet.livejournal.com/4049501.html
Лекции 9 - Продолжение (3) : https://observet.livejournal.com/4054520.html

Лекция 10 - Продолжение (4) : https://observet.livejournal.com/4054661.html



Лекция одиннадцатая: Метафизика пола. Гендер театра/театр гендера

image Click to view



/ МХАТ им.Горького, 18.12.2019 /
https://youtu.be/UfEy6nhWRHU

Краткое содержание лекции:


Лекция 11. Гендер театра/театр гендера

● Гендер - базовый язык антропологии
● Это не только результат современных постмодернистских гендерных исследований, но и психоанализа, психологии глубин, традиционализма.
● При этом метафизика пола лежит в основании таких великих традиций как китайская традиция с ее философией инь-ян или индуизм.

Часть 1. Театр дело мужчин

Актеры мужчины - зрители мужчины

Вопрос о доступе гетер -- ἑταίρα (единственный тип женщин, допущенный на мужские симпозии) открыт

Почему театр дело мужчин?

● Театр публичное место место формирования культуры, народы, а это дело мужчин
● Мужчина -- публичное (диурн)
● Женщина -- приватное (ноктюрн)
● Мужчина слово - женщина молчание

Но есть еще кое-что, связанное с воображением

● Маргарет Мид: «Взросление на Самоа» Антропология
● Мифы относятся к сфере взрослого мужчины
● Дети и женщины грубы и реалистичны. Они не знают мифа им доступ к мифу закрыт.
● Сказка дело настоящего взрослого мужчины, воина и охотника
● И хотя в мифах рассказывается о женском начале, то рассказывается мужчинам, мужчинами и для мужчин.

Sem Fantasia

Sergio Buarque de Holanda
Maria Bethania

Vem, meu menino vadio
Vem, sem mentir pra você
Vem, mas vem sem fantasia
Que da noite pro dia
Você não vai crescer

Vem, por favor não evites
Meu amor, meus convites
Minha dor, meus apelos
Vou te envolver nos cabelos
Vem perder-te em meus braços
Pelo amor de Deus

Vem que eu te quero fraco
Vem que eu te quero tolo
Vem que eu te quero todo meu

Ah, eu quero te dizer
Que o instante de te ver
Custou tanto penar
Não vou me arrepender
Só vim te convencer
Que eu vim pra não morrer
De tanto te esperar

Eu quero te contar
Das chuvas que apanhei
Das noites que varei
No escuro a te buscar
Eu quero te mostrar
As marcas que ganhei
Nas lutas contra o rei
Nas discussões com Deus

E agora que cheguei
Eu quero a recompensa
Eu quero a prenda imensa
Dos carinhos teus

Два режима: женский без фантазии и мужской с фантазией.

● Риторика «без фантазии» (sem fantasia)-- литоты menino, vadio, não vai crescer, te envolver nos cabelos. И льшь в какой-то момент мягкий намек на то, что женщина есть гибель и смерть - и тогда te envolver nos cabelos становится угрозой плена, паутины, сети. Женщина оказывается на стороне смерти и тьмы. И как бы невзначай произносится -- perder-te em meus braços. Это говорится с нежной игрой, но это приговор.

● Литота - способность справиться с ужасом, который несет в себе мужчины. Именно поэтому он в «Антигоне» назван дейнотатон (как Тиль победитель деревьев и зверей).

● Риторика «с фантазией» (com fantasia) - гипербола, поиск (Леван Васадзе - ищущий Логос/не ищущий Логос). Он идет в темноте -- No escuro, он воюет с царями, с сильными мира сего, с титанами (Nas lutas contra o rei), и наконец, он спорит с самим Богом (Nas discussões com Deus). И наконец, «с фанатазией» воспринимает ту, которая без фантазии как «добычу» -- a prenda imensa, драгоценнейшуий, но именно военный трофей.

Без фантазии призывает его любовью Бога, а он отвечает ей спором с Богом.

Театр как поле фантазии есть область опасного, где гендеры вступают в глубинное противостояние.

● Большинство классических драм - если не все - строятся на гендерной проблематике.
● Но это особый гендер - гендер театра, гендер воображения.
● Именно в театре гендерная проблематика открывается в своем онтологическом, метафизическом аспекте. Именно в театре раскрывается «метафизика пола» (Ю.Эвола)

Часть 2. Женские архетипы театра

Наличие женских персонажей в мужском театре.

● При этом женские персонажи сплошь и рядом не соответствуют месту женщин в обществе.
● Так женские персонажи театра
-  не молчат,
-  не связаны с чисто приватными аспектами жизни,
-  принимают участие в истории, войне, борьбе за власть,
-  иногда ведут себя как мужчины Афина, Медея (Еврипид, Сенека) или Антигона (Софокла)
-  иногда бросают вызов мужчинам как полу - трагическая судьба Пенфея в «Вакханках».

Что это? Следы доиндоевропейской культуры, в частности Минойской цивилизации Великой Матери?

● Вероятно, а это значит, что театр является более архаичным, нежели принято считать и черпает свопе вдохновения в мифологической толще времен. Что театр палимпсест сам по себе.
● Но не только.

Спираль гендера

● Женские архетипы Античного театра представляют собой части волшебного мира, мира превращений, мира действительности, где женского не меньше, чем мужского.
● Так в мире мужской фантазии восстанавливается баланс спирали гендера, смещенный слишком односторонне в классическом патриархате.
● Но в мифе мы имеем дело не с мужчинами и женщинами, а с маскулиноидами и феминоидами. Их гендер более сложный. Это метафизический пол.
● Метафизический пол имманентно-трансцендентен полу социально-культурному.
То есть он и над ним (поэтому маскулиноиды/феминоиды), и одновременно предопределяет его. Но метафизика пола - диалектична и намного более комплексна и многомерна, нежели те или иные формы социальных, культурных, нравственных и эмоциональных конвенций.

Снова MPB - bossa nova

На сей раз Chico Buarque de Holanda и Caetano Veloso

Амазонки и Афина

● Пентеселея - образ амазонки: женский маскулиноид
● Афина - сочетание двух мужских качеств - мудрости и воинственности.
● Медея ведет себя как мужчина
● Выбирает Ясона сама, честь и любовь для нее важнее детей.

Дева как архетип мужского воображения

● Аполлоничность Девы - Артемида
● Дева момент в жизни женщины, когда она ближе всего к световому архетипу

Гетайры театра

-  Особый статус женщины-гетайры
-  Она публичная женщина, но не совсем в смысле «порнай», проститутки
-  Она публична в том же смысле, что публичен мужчина.
-  Гетайр пускали в театр и на пир, то есть на чисто мужскую территорию
-  Гетайры были умны (не характерно для женщин), культурны, развиты, понимали в политике, власти и философии.

● Две ученицы Платона: Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта (по легенде, проникшая в Академию, переодевшись в мужское платье).

Переодевание в мужское платье - то же ход гетайры, только так женщина становилась публичной и обретающей доступ к философии
● Гепатия Александрийская
● Сосипатра из Пергамской школы неоплатонизма

Пир богов

● Пир богов - богини выступают в роли  гетайр
● Платон подчеркивает - на пир богов едут все, кроме Гестии, богини домашнего очага
● Гестия женщина как непубличная женщина - не гетайра

Социальность женщин в культе

● Храм - женское жречество - Диотима в «Пире»
● Мистерии - Initiatrix, жрицы представляющие «богинь»
● Процессии Диониса - полноценное участие в преображенных Дионисом хтонических могуществах

Практически везде выступление женщины в область публичного напрямую сопряжено с воображением

Театр это место, где женщина вступает в воображение, активирует имажинэр, а значит, принимает участие в конституировании действительного

Часть 3. Театральный пол

Пол - это роль

● Но это не следует понимать в духе гендерной теории.
● Напротив гендерная теория должна быть возведена к метафизике пола

Пол - метафизическая категория

● Поэтому играть роль мужчины или женщины значит восходить (или нисходить) к архетипам, к идеям, к глубинным структурам воображения
● Пол есть нечто возвышенное, сублим.
Но только в театре мы можем полностью это осознать.
Театр возвращает нас к глубинам пола, к его истокам.

Играть роль не меньше, чем быть, а намного больше

● Поскольку роль мы играем осознанно, то есть в это включена высшая часть нашей души - наш ум, наш дух.

Юнг и архетипы

● Теория Юнга теснейшим образом связана с театром, с его антропологией
● Пары архетипов
● Карта архетипов

Театральность как территория метафизики пола

● Гендерный театралитет



Продолжение следует...

лекция, Театр, Культура, Искусство, История, Образование, Александр Дугин, Философия

Previous post Next post
Up