«Троил и Крессида» | Спектакль Театра им. Евгения Вахтангова

Jan 21, 2020 23:52




Постановка - Римас Туминас
Сценография - Юлиан Табаков
Композитор - Фаустас Латенас



В основе сюжета трагедии Уильяма Шекспира - любовь троянского царевича Троила и молодой вдовы Крессиды и война греков с троянцами из-за прекрасной Елены.

Спектакль "Троил и Крессида" был первым спектаклем, поставленным Римасом Туминасом в Театре имени Евг. Вахтангова, который он возглавил в 2007 году. Премьера спектакля состоялась  6 ноября 2008 года.

В истории и искусстве есть вечные сюжеты, которые пересказываются, дополняются, перестают быть реальностью, превращаясь в мифы. К таким сюжетам относится похищение троянским царевичем Парисом греческой красавицы Елены - жены Менелая. И все могло бы закончиться частным случаем, если бы не пошли греки войной на Трою, дабы возвратить Елену, смыть позор супружеской измены, восстановить достоинство и честь.

Первым поведал эту историю Гомер, хотя и не был свидетелем тех событий, равно как и поэт средневековья Чосер, ренессансный Боккаччо... Каждый из творцов на свой лад переосмысливал источник. Не избежал этой участи и Вильям Шекспир. «Троил и Крессида» занимает в творчестве Шекспира особое место и по времени написания и по притягательной загадочности. История театра не может похвастаться многообразием постановок, а современники Шекспира «Троила и Крессиду» как бы и не заметили. Ведь уже были написаны исторические хроники и лучшие комедии, уже прозвучал вопрос «Быть, или не быть?» А воображение гения сосредоточилось на судьбах Короля Лира, Отелло, Макбета... И тем не менее между этими шедеврами - «Троил и Крессида», как поиск новой драматургической формы, разрушающей сюжетный строй устоявшегося мастерства, заглядывающий за горизонт в неведомое время.
Через 300 лет об этой пьесе Бернард Шоу высказал парадоксальную мысль: «Шекспир был готов и хотел начать двадцатый век, если бы только семнадцатый это ему позволил».

Режиссер ХХ1 века Римас Туминас увидел в «Троиле и Крессиде» проблемы вечные и современные. Ломкая драматургическая композиция «Троила и Крессиды» оказалась не столь далека от современной драмы. Столетия, прошедшие со дня написания, не снивелировали метафоры, изощренность диалога, приправленного горьким перцем злословия, а порой и откровенной непристойностью.

Семь лет осаждают греки Трою? Место битвы лишено героических примет, оно скорее напоминает свалку, уродливый пейзаж после битвы давно лишенной смысла. Затяжная анемичная война, погрязшая в переговорах, перепалках, мелких стычках, но все равно война. Все равно катастрофа, развязана ли она из-за амбиций государственных деятелей, случайной неурядицы, слепой любовной страсти. Война, превращающая гармонию в хаос, красоту в тлен, достоинство в рабство.

В спектакле Римаса Туминаса царит гротескный абсурдный мир, где правят разбой и распутство. Где Троил и Крессида герои и жертвы этого безумства. Греко-троянская война, как и любая другая, страшна не столь разрушениями материального мира, лишениями, болезнями, голодом. Ее главная опасность в деформации души, потере достоинства, совести, милосердия.

Шекспир мог бы написать моралите на эту тему (благо этот театр еще существовал). Но великий драматург выбрал другой жанр - площадной, народный, - фарс. Жанр не ограниченный ни художественными, ни нравственными табу, где геройство сродни плутовству, ловкость - изворотливости, мудрость - хитроумию, где фальшивая лесть заменяет добропорядочную похвалу, а жесткая сатира - изящную иронию.

Итак, творец 17 века - Шекспир и режиссер 21 века - Туминас, кажется, совпали. Их «Троил и Крессида» - сатирический фарс.
Оставьте «за порогом» свои знания о греко-троянской войне. Не старайтесь примерить их к тому, что увидите на сцене. Не раздражайтесь и миролюбиво отнеситесь к несовпадению вашей эрудиции и игры воображения художника. «Троил и Крессида» - фантазия режиссера.

В спектаклях Римаса Туминаса всегда живет особый мир театра, игры, непредсказуемости. Образы и метафоры не считываются сразу, порой вызывают неприятие, загоняют в тупик, рождают агрессию. Не спешите с выводами. В этих случайностях есть своя закономерность, и разрозненные части мозаики постепенно сложатся в картину и откроют вам другой смысл, о котором вы не догадывались.



«Троил и Крессида». Театр им. Евгения Вахтангова
/Кино-театральная версия спектакля, запись 2012 года/

image Click to view


https://youtu.be/M8-_ptWcyHg

Действующие лица и исполнители:

Приам, царь троянский - Александр Павлов

Сыновья Приама:
Троил - Леонид Бичевин
Гектор - Артур Иванов
Парис - Олег Лопухов

Троянские вожди:
Эней - Владимир Бельдиян
Антенор - Василий Симонов

Пандар, дядя Крессиды - Владимир Симонов

Агамемнон, греческий полководец - Анатолий Меньщиков

Менелай, брат его - Андрей Зарецкий

Греческие вожди:
Ахилл - Виктор Добронравов

Аякс - Евгений Косырев
Нестор - Александр Граве

Улисс - Олег Макаров

Диомед - Александр Рыщенков

Патрокл - Сергей Епишев

Терсит - Юрий Красков

Александр, слуга Крессиды - Валерий Ушаков

Елена, жена Менелая - Мария Аронова

Андромаха, жена Гектора - Марина Есипенко

Кассандра, дочь Приама - Анна Антонова

Крессида - Евгения Крегжде

Птицы-мирмидонцы: Анастасия Васильева, Александр Солдаткин, Дмитрий Соломыкин, Александра Платонова, Родион Вьюшкин, Александра Прокофьева



Россия, Театр, Культура, Искусство

Previous post Next post
Up