Воспользовавшись длинными майскими праздниками наша команда решила отправиться в поездку на дрезине по Кургальской узкоколейной железной дороге, что находится в посёлке Ефимовский Бокситогорского района Ленинградской области.
Описание Кургальской узкоколейной железной дороги на сайте
Сергея Болашенко, поездка на дрезине команды сайта
ПереезД[dot]РУ осенью 2013г. Согласно информации, полученной из отчёта о поездке на дрезине в ноябре 2013г, осенью производилась постепенная разборка дороги с 23 по 18 километр.
Диспетчерская дороги
Как обычно наш путь пролегал сначала на дачу в Талдомский район за дрезиной, а уже потом через Калязин, Кашин, Бежецк, Сандово, Устюжну по трассе Вологда - Санкт-Петербург в посёлок Ефимовский. Никаких пробок на местных дорогах не ожидалось, ожидались разбитые дороги Тверской и Новгородской области, полузаброшенные деревни, полная разруха и нищета местного населения.
Около 12 часов дня первого мая, погрузив дрезину, мы двинулись в дальний путь к узкоколейной железной дороге, за окном весело замелькали километровые столбы и мы всё дальше и дальше удалялись от московкого мегаполиса. В этой поездке участвовали всего три взрослых человека Константин, Всеволод и Андрей, также участвовал сын Всеволода Иван.
На подходах к Сандову мы устроили небольшой перекус на обед, на газовой горелке приготовили чай, немного отдохнули и поехали дальше, после Сандово мы немного заблудились и поехали совсем не по той дороге, но возвращаться не хотелось, в итоге выехали на грейдер Весьегонск-Устюжна тем самым сделали крюк километров в 50-60 по пыльным грейдерам, но как известно в настоящей экспедиции 100 километров не крюк((((. После Устюжны была разбитая дорога до трассы Вологда - Санкт-Петербург, сама трасса ремонтируется, ведутся дорожные работы, поток транспорта по московским меркам небольшой. Вечером решили в Ефимовский не ехать, к тому же начал накрапывать дождик, встали на ночевку в сосновом лесу около поворота на Чагоду, развели костёр и поставили палатки, дождь усилился, пришлось кушать в машине.
Утром попив кофе и приготовив кашу на костре мы отправились дальше к конечной цели нашей поездки в посёлок Ефимовский. Около часу дня второго мая мы приехали в Ефимовский, для начала надо было найти узкоколейку и место для подъезда на машине, сходив пешком на разведку, у диспетчерской дороги было найдено подходящее место для разгрузки. Около диспетчерской стояло несколько тепловозов, вагон ПВ, струг и пара платформ, также рядом на земле стояло несколько самодельных дрезин. Временами шел небольшой снег, порции снега сменялись солнечными минутами, решили ехать по магистрали до её логического конца, а уже потом по возможности по усам, зная небольшую протяженность дороги нам торопиться было особо некуда, в общем небольшая дрезинная намечалась прогулка.
Стрелка на нижний склад леспромхоза
Прогрев мотор мы не спеша отправились в путь, сначала очень медленно из-за наличия кривых и разных сооружений препятствующих хорошему обзору, потом быстрее благо состояние пути и видимость улучшились. На первом километре нам попалась стрелка на нижний склад леспромхоза, на котором было много древесины и стояли широколейные платформы под погрузкой. Далее длинный двухпутный разъезд на котором стояли порожние узкоколейные сцепы, в конце разъезда линия входит в лес. Начинался длинный прямой участок пути, по одному из краёв которого лежало несколько кузовов пассажирских вагонов ПВ-40. После небольшого правого поворота линия спускается к мосту через реку Быстрая, перед мостом мы сделали остановку, решили сфотографировать знак "Водоохранная зона", находящийся по сути в диком месте. После моста линия поднимается на пригорок и к ней примыкает обратная левая стрелка на ус, на который решаем заехать на обратном пути.
Бывшая времянка отходящая от магистрали на 4 километре
Табличка "Водоохранная зона" у моста через реку Быстрая
Мост через реку Быстрая
Большая вырубка на 8 километре
Вагончик на отдельном участке пути
На восьмом километре линия выходит на большую вырубку, по обе стороны от магистрали огромные вырубленные площади леса, в конце вырубки на отдельном участке пути нам попалась платформа со стоящей на ней бытовкой, в бытовке всё необходимое для ночлега, нары и печка. После очередного поворота линия выходит на прямой участок, от которого на 10-м километре отходит правый ус, маршрут был приготовлен на ус, остановившись и переведя стрелку продолжаем ехать дальше по магистрали. Наката на рельсах практически нет, выходит всё движение осуществляется только с уса, далее нам попался зашитый разъезд 13 километра, на котором стояли несколько лесовозных сцепов демиховского производства. На разъезде остановку решаем сделать на обратном пути, а пока ехать до конца дороги, проехав примерно 3 километра мы упираемся в физический конец магистрального пути, никаких ответвлений и новых вырубок рядом нет. Возможно в ближайшее время разбор дороги продолжится и магистраль станет ещё короче......
Ус 10-ого километра отходящий на восток
Конец магистральной линии, примерно 15-й км от Ефимовского
Готовимся в обратный путь
Развернув дрезину и проведя небольшую фотосессию, под начинающийся мокрый снег мы отправляемся в обратный путь. Остановились на бывшем разъезде 13 километра, осмотрели и сфотографировали сцепы и поехали дальше, еще остановились в кривом участке пути, меня заинтерисовали вагоны валяющиеся в лесу, по виду торфовозные вагоны УМВ демиховского производства, но откуда им взяться на лесовозной дороге?
Сцепы на разъезде 13 километра
Доехав до уса 10 километра, снова разворачиваем дрезину и очень медленно начинаем двигаться в лесную чащу к месту погрузки леса. Профиль путь добавляет андреналин в кровь, дрезина на первой скорости просто несётся вниз с горы и тяжело поднимается вверх. Линия уложена на гать, местами под шпалами виднеется коричневая вода, в один прекрасный момент замечаем едущую нам навстречу дрезину с двумя местными мужиками, останавливаемся снимаем дрезину с пути пропуская их. Далее едем ещё более аккуратно, на небольшой полянке линия раздваивается, мы едем на левый, правый ус почти сразу заканчивается, далее видны следы разобранной времянки. Через некоторое время навстречу нам показывается очередная дрезина с охотниками, опять приходится снимать дрезину с пути.
Заезд на ус 10-ого километра
Профиль уса
Дрезины местных жителей на усе 10 километра
Примерно через километр, линия выходит на большую вырубку, в начале вырубки стрелка, едем по готовому маршруту. Через некоторое показывается стоящая на путях дрезина, здесь местные оставляют дрезины и идут к озеру. Решаем дальше не ехать, линия вероятно ещё некоторое расстояние продолжается и ведет в другой конец вырубки. Не разворачивая дрезину откатываем её за стрелку и изучаем правый ус, отошедший в начале вырубки. Примерно метров через 300 накат на нём пропадает, значит тут и находится одна из точек погрузки леса. Далее на пути завалы из деревьев, решили просто сходить пешком и посмотреть на конец уса. Ус заканчивается совсем неожиданно, упёршись в одиноко стоящее дерево, протяженность недействующего участка примерно метров 200. Опять разворачиваем дрезину и очень осторожно едем назад на магистраль.
Конец одного из подъусков
Выехав на магистраль резво доезжаем до стрелки отходящей от линии на 6 километре. Переведя стрелку сворачиваем на ус, проехав метров 300 по усу видим его конец, далее только просека и берёзовые шпалы. Пока выгоняли дрезину с уса, навстречу из посёлка показалась очередная дрезина, пропустив их на стрелке не спеша едем в посёлок. Наслаждаясь солнечными минутами и обсуждая поездку по очередной узкоколейке.
Стрелка уса отходящего на 6 километре магистрали
Конец уса.....
Магистральный путь на подходах к Ефимовскому
Схема линий Кургальской железной дороги с сайта
УЖД Северо-Запада и фрагмент 2-х километровой карты с нанесённым синим цветом, пройденного на дрезине участка узкоколейки, подготовленная Константином.
Погрузив дрезину в машину, около 18 часов вечера мы взяли обратный курс в сторону Москвы. На этот вечер мы планировали доехать до железнодорожной линии Кабожа-Подборовье и заночевать в сосновом бору на берегу реки Песь. Всё шло по графику, запаса времени хватало на пешую прогулку по железной дороге в сторону станции Чагоды. Оставив машину в лесу мы отправились пешком через мост к входному семафору Чагоды, сфотографировав знаки приближения и сам семафор мы вернулись к месту стоянки. Приготовив еду на костре и поужинав мы легли спать, завтра третьего мая было запланирован заезд на станцию
Огарёво и поездка на дрезине по линиям
Кушаверского торфопредприятия.
Станция Чагода, приближение к входному семафору со стороны ст. Огарёво