После осмотра
семафоров на станции Огарёво по межобластным грейдерам мы направились в Хвойненский район Новгородской области, где в посёлке Юбилейный находится действующая торфовозная узкоколейка Кушаверского торфопредприятия.
Описание узкоколейной железной дороги на сайте Сергея Болашенко.
Вокзал узкоколейки в посёлке Юбилейный
В посёлке Юбилейный с предыдущего моего посещения в 2009г почти ничего не изменилось, железная дорога работает, шпалы меняются, состояние пути хорошее, от вокзала по рабочим дням на торфополя отправляется рабочий поезд. Часть территории около вокзала огорожена и отдана под кафе. Главным потребителем торфа добываемого торфопредприятием является местная котельная, также в посёлке имеется перегруз сельхозторфа на автотранспорт. На некоторых торфовозных вагонах мы видели следы перевозки опилок, возможно опилки используются в котельной посёлка совместно с торфом.
Главный потребитель торфа, котельная посёлка
Главная станция дороги
Мост через реку Петринка
Осмотрев и сфотографировав железнодорожные линии в посёлке мы отправились на дрезине в сторону торфополей. Сделали небольшой фотостоп на железобетонном мосту через реку Петринка, сфотографировали мост, а Всеволод заснял проход дрезины на видеокамеру, пять минут постояли и поехали дальше. Следующая остановка у стрелки бывшего разъезда Раменье, здесь был треугольник. Левый ус уходит на торфополя, а правый поворачивал на север и шел на перегруз к урочищу 77 километр. Сейчас на месте треугольника маленький тупичёк, на самом малом ходу проходим левую кривую и выезжаем к переезду через автодорогу Кабожа-Хвойная, ошарашиваем своим появлением на переезде автомобилистов и быстро углубляемся в лесную чащу. Погодка не особо располагает к поездке на дрезине мокрый снег сменяется дождём, а дождь солнечными минутами и наоборот, едем с остановками пока стоим согреваемся, едем замерзаем...
Тупик на месте бывшего разъезда Раменье
Прямо разобранный путь в сторону ур. 77км, направо Юбилейный
Мост через Петринку
После очередного левого поворота линия опять пересекает Петринку, очередная остановка, фотостоп. Далее линия выходит на старые выработанные торфополя, по обоим сторонам пути тянется редколесье, выезжаем на длинный двухпутный разъезд, на разобранном третьем пути стоит путеукладчик, через который проросли деревья. Очень интересная особенность данной узкоколейки, все стрелки помечены палками с желтыми металлическими треугольничками, издалека видно где находится стрелка. После разъезда стрелка, прямо на картах обозначен 3-й участок, туда линия заросла или разобрана. Действующая линия поворачивает направо и идёт в северо-западном направлении ещё несколько километров.
Разъезд с вросшим в землю путеукладчиком
Дрезина на самом дальнем участке магистрального пути
Действующий участок магистрального пути заканчивается разъездом, перед которым от магистрального пути в нескольких местах в левую и правую сторону пути отходят временные пути. Далее путь сильно зарос и частично разобран, в конце разъезда отходит правый разобранный ус к выбранным караванам торфа. Разворачиваем дрезину и приступаем к изучению временных путей железной дороги, один путь разъезда занят несколькими торфовозными вагонами, ещё несколько вагонов стоит на одной из времянок, под погрузкой сельхозторфа.
Разобранный временный путь
Готовимся ехать в обратный путь
Вагоны под погрузккой сельхозторфа
Проехав назад несколько сот метров, останавливаемся у стрелки которая ведет на времянку к точке погрузки топливного торфа. Дрезину не разворачиваем, а просто прокатываем в конец времянки, фотографируем караваны торфа и дрезину на башмаке в конце пути. Константин тем временем готовит нам маршрут на треугольник находящийся с другой стороны торфяного поля. Мы делаем проход на дрезине с времянки на треугольник, а Константин снимает это на видео.
Стрелка на времянку
Дрезина в конце времянки
Маршрут приготовлен на треугольник
Дрезина и путеукладчик на треугольнике
Путь ведущий на треугольник заканчивается разъездом, левый путь зарос, на среднем стоит рабочий путеукладчик, правый путь разобран, ранее он выходил на торфяное поле к месту погрузки торфа. Дальше разъезда путей нет, видны следы трелёвки рельсов, скорее всего с той стороны есть автомобильный подъезд и рельсы просто воруют на металл.... Развернув дрезину у путеукладчика проезжаем по другой стороне треугольника и задом подкатываем дрезину к Косте. Костя залез на цистерну и требует съёмки видео прохода дрезины, делаем проход по магистрали для съёмки на видео. Подбираем Костю и едем дальше, по пути нам попалась левая не заросшая стрелка, решаем заехать. Линия продолжается метров 300, выходит на край торфяного поля и заканчивается, фотографируем, откатываем дрезину на магистраль и продолжаем движение в сторону Юбилейного.
Очередная стрелка на времянку
Недостроенная линия к караванам торфа
Следуем по обгонному пути разъезда
На обратном пути сделали только остановку на разъезде с заросшим путеукладчиком, пока я фотографировал Ваня захотел проехать на дрезине по обгонному пути, а Костя нанёс точку разъезда в GPS прибор. Далее был уже знакомый переезд с автодорогой, правая кривая у бывшего разъезда Раменье, погрузка дрезины в машину и достаточно длинный путь в Московскую область.
Синим цветом существующие и пройденные участки пути
Как и в экспедицию 2009 года мы ехали через Пестово, далее по пыльному и ухабистому грейдеру Быково-Никола в Вологодскую область, через Сандово, Красный Холм, Бежецк, Кашин, Калязин, на дачу в Талдомском районе. Днём 4 мая мы были на даче, выгрузив дрезину и отдохнув около восьми часов вечера мы двинулись в Москву, ввиду испортившейся погоды и четырёх дневных выходных пробок совсем не было и мы за 2,5 часа быстро с ветерком доехали до Отрадного.
Итогом майской экспедиции стало: изучение и осмотр двух ранее не посещённых узкоколеек, узкоколейки в
Ефимовском и узкоколейки Кушаверского торфопредприятия.