"Почему - "Броненосцы"?" - недоумевал Любопытный Слонёнок, выйдя на улицу. Да, действительно, в одноимённом спектакле
Центра имени Мейерхольда не было сказки о еже и черепахе, перехитривших ягуара...
Но три истории, три старые-старые и большей частью всё-таки добрые сказки - о Ките, Верблюде и Слонёнке - открылись на сцене театра условностей совершенно с другой стороны...
(Да-да-да, я опять за старое - претендую на лавры психолога...)
"Откуда у кита такая глотка". Первая сказка - как я её увидела - о том, что мы могли бы назвать манипуляцией - и о том, в чём ошибёмся, если сделаем это. О борьбе за выживание, которая вынуждает к активным действиям, не всегда ведущим к благу ближнего... У каждого персонажа здесь - свой мотив, свои потребности - и своя шкурка, конечно, в приоритете. Каждый страдает по-своему: Кит - от голода, Корюшка - от страха перед Китом, Моряк - похоже, скучает по маме, которая позволила ему болтать голыми ногами в воде... И двое маленьких, защищаясь, травмируют большого: Корюшка обманывает Кита, чтобы остаться в живых, Моряк шантажирует Кита, чтобы попасть домой, к маме, - Киту бы теперь проглотить пару психологов, чтобы пройти терапию после такого стресса, но - ты не забыл про подтяжки, мой мальчик?..
"Отчего у верблюда горб". Эта сказка - опять же, как я её увидела, - о внутреннем мире и его отражении в мире внешнем. Да, этот Верблюд так видит, он художник. Он никого не хочет обидеть. Проблема в том, что его внутренняя красота - в настоящей живой жизни - не просачивается из-под толстой шкуры, не видна никому. В этом грациозном изгибе шеи, в лёгкой улыбке Верблюда - скрывающимися под его бронёй - окружающие читают спесь и надменное, пренебрежительное отношение к другим, "не красавцам". Это Верблюд видит красивые радужные пузыри - ближние и дальние утирают с лица его "гырб"... Иногда очень трудно быть красивым и для себя, и для других. Это большой труд. Отсюда и - горб...
"Слонёнок". Тут, казалось бы, всё просто. Слонёнок замучил всех своим любопытством - и родня сплавила его к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо, чтобы сгинул вместе со своими вопросами - но пингвин Колупаев выжил и вернулся в роли Терминатора...
Так-то так, да в этой постановке - по-другому всё. Родня бьёт? Да, и больно. Отсылает? Да, но с какими приготовлениями! Похоже, детку всё-таки любят? Почему тогда отпускают в такое опасное путешествие?
В пути Слонёнок получает такие же тумаки - но домашняя "школа жизни" не даёт ему повернуть назад.
Встреча с Крокодилом для него - знаковое событие, он к ней готов. Мать била его, отец бил его - ничего страшнее быть не может. Казалось бы.
И вот Слонёнок узнаЁт, что же кушает за обедом Крокодил... радости это знание, кажется, не приносит.
Но оно теперь есть. И его можно применить. На ком бы?
Конечно, на родных... Но почему они воспринимают приобретение Слонёнка так обыденно, почему не шокированы возвращением его в роли (уже не такого маленького) тирана?
Всё просто - это самые обычные родители. И любят они своего Слонёнка ровно так, как любили их. И посылают дитя туда, куда посылали их. И искренне считают, что делают это - только во благо. И знают, что результат - естествен. Не ждут другого, не пытаются исправить (знать бы, как?), не сожалеют. Нет в них другой программы. Ведь когда они были маленькими, крокодилы учили точно так же больно - но без этого не обойтись, а как же социализация?..
Да-да, мой дорогой мальчик, хоботы у слонов всегда были... Это их броня...
Прекрасный спектакль. Но мне кажется - несмотря на "детский" материал - он скорее для подростков. Несмотря на планку "от восьми", мой персональный десятилетний зритель не оценил символику и не понял условностей. Психологизм и игра глазами - это пока не для него. Но от меня - взрослой зрительницы - творческому коллективу большая благодарность и самая высокая оценка за "Броненосцев".
За приглашение спасибо Кето
ketosha и
Мосблогу.