Сейчас будет разгром немцев под Полтавой. Фильм "1993" в прыжке выхватывает звание разочарования года. И даже фуфла года, потому что разочарование слишком красивое слово.
Как известно, мне совершенно неважны (это эвфемизм слова "плевать", но так я весь экран заплюю) мелкие косяки в деталях, типа, горошка этой марки тогда не продавалось, казаки ни-ког-да не носили пумпончиков, а завивка завивалась сзаду наперед, а не вот это все. Тем более, что зрение мне не позволяет особо рассматривать детали даже на экране два на два. Ну, увидела я, что жареную курицу условные богатые сервируют виноградом - и что? Это может быть а) авторский замысел, мол, вот оно, новорусское представление о роскоши, б) да легко так могли сервировать, я б съела.
Ну вот, на курицу отвлеклась (а кто бы не отвлекся?).
Лениаый, недостойный ни того, ни этого времени фильм. Не прописан ни толковый сюжет, ни атмосфера, ни настроение, ни характеры. Унылые актеры будто вынуты из своих звездных киношек, как Цыганов из "Оттепели", и вставлены непереобувшимися в 1993 год. Весь фильм слегка и не слегка поддавшие люди, в том числе и вылезший непосредственно из "Эпидемии" Робак обмениваются банальными репликами про политику, будущее страны и смысл жизни. Мы это слышали двести раз, а они двести раз произносили. Ни смешного, ни умного, ни нового. Все это много-много раз перебивается клиповыми вставками про луноход, к созданию которого когда-то приложил руку главный герой. Мысль понятна - над мечтой поиздевались и все накрылось лунной походкой Майкла Джексона. Одного раза вполне хватило бы, но нет. Запаритесь смотреть на Луну.
Кроме разговоров предельно ни о чем (традиционно ужасных по четкости и слышимости) и еды, герои работают в канализации, мягко так, ненавязчиво до дырки в мозгу символизируя понятно что. Имеют конфликт с дочерью-подростком (безобразно прописан характер, реплики, даже одежда), крутят невнятные романы (безобразно прописан их смысл, форма, даже их случайность), и, конечно, участвуют в финальном эпизоде с Белым домом.
Разумеется я возлагала много надежд именно на политическую составляющую, хотелось, так сказать, окунуться в эпоху, тем более, что я ее тогда всю профукала, озабоченная совсем другим.
Ну что сказать?
Во-первых, вся эта бойня стянута к концу, то есть, без напичканных символятиной первых бесконечных километров условной пленки ее не увидеть. Во-вторых, кто хочет посмотреть все в натуре, проще почитать и посмотреть разное документальное. Ничего ни нового, ни масштабного (а могло бы быть), ни хотя бы #сижуреву и близко нет.
Ну а если кто хочет посмотреть угнетающую атмосферку начала 90-х, когда рушилась наука и прочее, наложенную на семейный конфликт (или наоборот, конфликт наложен), так это прямой путь к "Ты у меня одна", там все то же, только несопоставимо лучше и без политики. А если с политикой, так в мильен раз выразительней (и короче) в "Бригаде".
Я чертовски благодарный зритель. Если уж взялась что смотреть, буду пытаться увидеть замысел режиссера, даже при его отсутствии. Хотя бы игрой какого-нибудь одного актера десятого плана восхищусь.
Но нет. Фильм совершенен в плане провальности.
Конечно, ему можно посвятить короткий пьяный застольный разговор за курицей в винограде, рассуждая, кому, например, симпатизирует автор? Или кто показан более милым - защитники Белого дома или же Останкино (спойлер - никто, и вообще этого всего крайне мало, секунды буквально). Я бы сказала, что защитники башни (те, что за Ельцина) показаны (5 секунд) с большей симпатией, точнее, с более ясным политическим предпочтением авторов, в целом стремящихся обойтись без предпочтений.
Общая мысль ясна как блин - все разные, несчастные, втянутые в неизвестно что, былинки на историческом ветру, трупики на снегу, плюнь, разотри, никто и не вспомнит. Скучно, господа.
Интересно лишь с одной точки зрения. Чем обусловлено вообще качество развлекательного фильма, снятого одним и тем же человеком? Почему "Бригада" и "Обитель" шедевры, а режиссер второй и тожережиссер и сценарист первой позволяет себе такую фигню? К актерам никаких претензий нет никогда, они все пластилин в руках режиссера, и если играть нечего, не их вина, играют привычного себя "из старенького".
И на этом ругательном фоне мой выбор - сериал (короткий) "Гостиница "Россия". Вот там все как надо.