ЛЕЖЕ ПОД ШУБОЙ

Jun 13, 2021 13:41


В СССР очень любили художников-коммунистов, одним из которых был Фернан Леже. А еще в СССР были домовые кухни. Наша семья, всегда питавшаяся весьма богемно, чередуя суровую сухомятку с восточными пиршествами, домовую кухню уважало.
Мне домовая кухня представлялась съедобным раем - плов, студень, капустные котлеты, творожная запеканка! Когда покупался плов, мы искали в нем кусочки мяса, иногда находили - это был такой семейный квест.
Когда мама поехала с группой эрмитажников во Францию, их встречали почетно и радостно, а мама, знающая французский, вообще была там нарасхват, ее даже позвали на радио выступить. И, конечно, в программу включили визит к вдове коммунистического Леже.
Надя Леже, общественная и активная душа, подарила каждому советскому товарищу по каталогу работ мужа - вот это был сюрприз! Весил каталог килограмм семь, ощущалось как пятнадцать, толщину имел небывалую и занял в мамином чемодане место, любовно выделенное под крохотные золотые Эйфелевы башенки, джемики с гостиничного завтрака, настоящие французские платочки с авангардным рисунком, жвачку мне и джинсы папе. На эти самые дешевые джинсы выданных жалких франков конечно не хватило и были они куплены с помощью сопровождающего группу кэгэбэшника на обмен "лысеньких" - рублей с Лениным.
Каталог таскался с мамой из города в город, рыцарские эрмитажные мужчины, тоже одаренные Леже, тащили каждый по два чемодана.

Дома неподъемный каталог - такой заграничный! такой нереально авангардный! - встал на полку между серенькой историей импрессионизма и засмотренным до лохматости Саврасовым.. Видно его было из любого угла, черно-красно-белая суперобложка сияла несоветским глянцем. Но толку от него не было.
Рассматривать Леже было неинтересно, показывать гостям - трудоемко, даже мальчиков охмурять с его помощью было сложно - ну как, сидя в полумраке голова к голове, держать на коленях такого бегемота, еще и соскальзывающего? Для мальчиков куда лучше подходил шершавый Грабарь. Но как икона стиля каталог стоял... и достоялся.

В один действительно прекрасный день в лучах зимнего солнца на пороге возникла сияющая мама с двумя огромными авоськами, набитыми - да-да! - пловом, капустными котлетами, картофельными котлетами, студнем и творожной запеканкой! И селедкой под шубой! И пирожками!
Вопрос с Леже был решен мамой самым радикальным образом через Старую книгу на Большом проспекте, где всегда толклись спекулянты, и где я столько раз получала спасительные трешки-пятерки за всяких пикулей. Дали за француза-богатыря рублей пятнадцать.

С тех пор у меня навсегда связаны одной цепью искусство авангарда, селедка под шубой и легкое счастье быстрых решений.

заграница, прошлое, книжки, СССР, искусство, еда

Previous post Next post
Up