Стадии раскаяния
Раскаяние имеет три стадии: та’иб, (раскаяние), муниб (покаяние) и авваб (непрестанное раскаяние).
Та’иб исходит из страха наказания, муниб - из желания награды, авваб - из следования Божьим повелениям.
Та’иб - это стоянка обычных верующих, которые отклонились от серьезных прегрешений, согласно Корану: “О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием” (66:8).
Муниб - это стоянка друзей Божьих и приближенных к Нему (мукаррабан), согласно Корану: “Кто боится Милостивого втайне и предстал [предо Мной] с раскаянием в сердце” (50:33).
Авваб - это стоянка пророков и посланников, согласно Корану: “Прекрасный раб! Он непрестанно кается” (38:30, 44).
[1]Итак, та’иб - это отречение от серьезных грехов через послушание, муниб - это отречение от менее важных грехов через любовь, и авваб - это обращение от себя к Господу. Разница между отклонением от неподобающих поступков к предуказанным, от малых грехов и помыслов к любви, и от себя к Господу - очевидна.
КМ 380
Ступени раскаяния
1-я ступень - раскаяние совершающих действия; это обращение от бесчестных поступков к благим.
2-я ступень - раскаяние отрекшихся (зуххад);
[2] Это обращение от внутреннего желания мира к отсутствию мирских желаний.
3-я ступень - раскаяние людей присутствия (ахл-и хузур),
[3] это обращение от небрежения к присутствию.
4-я ступень - раскаяние тех, кому присущи различные свойства; это обращение от недостойных моральных качеств к достойным.
5-я ступень - раскаяние духовно знающих
[4]. Всякий раз, когда люди знания совершают доброе дело, они считают для себя обязательным покаяться в этом, приписывая совершённое не себе, а Господу. Вот почему Рувайм сказал: “Раскаяние - это покаяние о раскаянии”. Иначе говоря, если ты рассматриваешь раскаяние - которое является добрым делом - как исходящее от тебя, покайся о таком раскаянии и уповай на смягченность Божью, рассматривая свое раскаяние как следствие Его смягченности: “Потом Он смягчился к ним, чтобы они раскаялись” (9:118).
[5]6-я ступень - раскаяние исповедующих божественное единство (таухид)
[6], это обращение от всего иного-чем-Бог к Богу. Как сказал Або’л-Хусейн Нури: “Раскаяние это покаяние во всем ином-чем-Бог”. Всякий раз, когда исповедующие таухид бросают взгляд на “иное” (гайр), они рассматривают это как грех и полагают необходимым покаяться в нем. Суть этого воззрения состоит в том, что их собственное существование должно раствориться в Боге (фана)
[7]...
На этой стадии, когда существование кающегося стерто и предано забвению, как могут его грехи - которые проистекают от его существования - иметь место?
МХ 370-371
Раскаяние учеников, ищущих и достигших
Абу Якуб Юсуф ибн Хамдан Суси сказал: “Первая стоянка тех, кто отрезал себя от всего, кроме Господа, - раскаяние”. На вопрос, что такое раскаяние, он ответил: “Раскаяние это обращение от всего, что порицает учение (илм), к похвальному”.
Когда Сахла ибн Абдаллаха спросили о раскаянии, он сказал: “Это когда ты не забываешь о своем грехе”.
Джунайд на вопрос о раскаянии ответил: “Это значит забыть свой грех”.
Автор говорит: Ответ Суси относится к раскаянию учеников, ревностных в духовном тружении, упорно ищущих, то есть тех, кто временами движется по этой дороге, временами - по иной. То же самое касается и ответа Сахла. А вот ответ Джунайда - что раскаяние значит забвение своего греха - относится к раскаянию достигших (мутахаккикун). Они не вспоминают о своих грехах, поскольку Величие Божие и непрестанное поминание Его наполняет их сердца. Ответ Джунайда близок к определению раскаяния Рувайма ибн Ахмада: “Это раскяние о раскаянии”. О том же говорил Зун-Нун: “Обычные люди каются в грехах, избранные - в забывчивости”.
Что же касается знающих, обретших (ваджидун) и избранных среди избранных, то для них, как сказал Абу-л-Хусейн Нури: “Раскаяние это покаяние во всем ином-чем-Бог”. Зун-Нун имел в виду это, сказав: “Грехи приближенных к Господу суть добрые дела благочестивых”, а один человек сказал: “Лицемерие знающих является искренностью учеников”. Знающий приближается к Господу посредством поступков религиозного поклонения и послушания в течение времени его трудов, первых начинаний и усилий. Когда он достигает устойчивости (тамаккон) и полностью реализует ее, когда света руководства охватывают его - благоволение приходит к нему и покровительство окружает его; когда в своем сердце он видит Величие своего Господина, которого он видит; и когда он созерцает делание Делателя и Его древнее благодеяние - он обращается к тому, что видит, оставаясь в этом и заботясь об актах послушания, действиях и религиозных отправлениях, которые он исполнял в течение своего ученичества на начальных этапах. Какова разница между одним кающимся и другим? Один кается в грехах и дурных поступках, другой - в упущениях и небрежности, третий - в том, что обращает внимание на свои добрые дела, и в послушании.
ЛТ 43-44
Раскаяние обычных людей, избранных, и избранных среди избранных
Когда каются обычные люди, они отвращаются от непослушания в поступках; иными словами, язык их молит о прощении, а сердце терзают угрызения совести. И здесь не бывает так, что прощения испрашивают, не испытывая раскаяния, или раскаиваются, не взывая о прощении. Как сказал Пророк: “Кто на словах взывает о прощении, но упорствует в своем грехе, подобен насмехающемуся над своим Господом”.
Когда каются избранные, они каются о своих актах послушания; иными словами, они видят недостаточность своего послушания и уповают на доброту Божью. Они не считают, что любой акт послушания подобает Господу; они просят прощения за совершённое ими точно так же, как не повинующийся человек просит прощения за акты непослушания.
Когда каются избранные среди избранных, они отвращаются от творения - к Господу; иными словами, они видят, что ни прибыток, ни потеря не приходят от тварей Божьих; такому человеку ничто сотворенное не принесет успокоенности, и он не зависит от сотворенного. Он возвращается от непригодности, нищеты и убожества творений к власти, богатству и великодушию Господа.
И потому реальность раскаяния это отторжение, но суть этого отторжения - в смене одного на другое.
ХШТ 274
Раскаяние это угрызения совести по поводу непослушания с намерением не совершать этого впредь. Таково раскаяние обычных людей. Когда каются избранные, они оставляют позади соблазны внешнего и уединяются в келье внутреннего. Когда каются избранные среди избранных, они добровольно возвращаются в присутствие Всесильного - в отличие от смерти как возвращения недобровольного. В Коране сказано: “Вернись к своему Господу довольной и снискавшей довольство!” (89:28) Иными словами: отвратись от вещественного, от случайных свойств и ложных целей, и вернись через любовь к Порогу Господа. Искренностью очистись от всех грехов и недостатков и обрети избавление, и узнай, что “грех” это всё то, что заслоняет тебя от Господа в этом мире и в следующем.
РШ I 185
Покаяние о покаянии и об отклике
Зун-Нун Мисри сказал: “Есть два вида покаяния: покаяние о покаянии и покаяние об отклике (истиджабат). Слуга кается о покаянии, устрашенный Божьей карой, слуга кается об отклике, устыдившись Его великодушия. Страх возникает при снятии завесы на Величии Божьем, стыд - при созерцании Его Красоты. Одного слугу в Величии пожирает пламя устрашенности Им, другого - просветляет свет стыда. Один - пьян, другой - сокрушен. Люди стыда - спутники упоенности, люди страха - спутники трезвости.
[8] КМ 385
Раскаяние согласно шариату и достигшим
В Коране сказано: “Обратитесь все к Аллаху” (24:31).
Мы - грешники,
Господь же - благосклонен.
Он отворяет двери покаяния
и говорит: “Входите!”
“Каяться” буквально значит “возвращаться”.
Когда еще что-либо
являет мне свой лик,
я возвращаюсь от него
в Его присутствие.
Обычные люди возвращаются от несогласных действий к согласию. Пророк сказал: “Раскаяние это угрызения совести по поводу каждого акта послушания или поклонения, которые были пропущены”. В глазах факихов (знатоков закона) раскаяние - главная опора. Отринувшие мирское (зуххад) рассматривают раскаяние как угрызения совести по поводу каждой упущенной возможности испросить прощения за грехи. Знающие Господа, возвращающиеся к Нему, раскаиваются в возвращении к творению. Раскаяние духовно познавших таково: “Ищу убежища в Тебе от Тебя”.
[9] Я возвращаюсь от Него - к Нему.
Что за чудеснейший возврат!
Раскаяние, предусмотренное шариатом, простирается вплоть до последнего вздоха. Раскаяние достигших (мухаккикун) не теряет силы ни в этом мире, ни в мире ином; оно имеет начало, но не имеет конца.
Взгляни на наше раскаяние:
Ему не поставлено пределов в обоих мирах.
Раскаяние можно назвать “дверью дверей”, и даже Пророк, который получил прощение, ибо сказано в Коране: “Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже” (48:2) - даже Пророк говорил: “Я молю Господа о прощении семьдесят раз на дню”.
[10] Такое раскаяние
незавершимо.
Оно имеет начало,
но не знает конца.
РШ IV 281
Правильное, прочное и извращенное раскаяние
Говорили, что раскаяние бывает трех видов: правильное, прочное и извращенное.
При правильном раскаянии человек, который согрешит, искренне тотчас же раскаивается, даже если далее он снова впадает в грех. “Прочное” - это нерушимое покаяние. При извращенном покаянии человек кается лишь на словах, при этом в душе сохраняя сладость неповиновения.
КФ
[1] У Крачковского: “Поистине он - обращающийся”; у Османова: “Воистину он всегда обращался к Нам” (прим. пер.).
[2] О (само)отрешенности и отрекшихся см. далее, гл. 3.
[3] О значении “присутствия” как суфийского термина см. Javad Nurbakhsh. Sufism III, KNP, London, 1985, гл. 4.
[4] О духовном познании (марифат или “знание”) и духовно знающих (арифан или “знающие”) см. J. Nurbakhsh, Sufism [I]: Meaning, Knowledge and Unity, London-New York, KNP, 1981, гл. 2.
[5] У Османова: “Потом Он простил их”, у Крачковского: “Потом Он обратился к ним” (прим. пер.).
[6] О таухиде см. цит. соч., гл. 3.
[7] О фана см. J. Nurbakhsh, Sufism [II]: Fear and Hope..., London-New York, KNP, 1982, гл. 5.
[8] Детальное обсуждение терминов опьяненности и умеренности см. в кн. автора Sufism [II], гл. 4.
[9] Отсылка к хадису. См. прим. 4.
[10] Отсылка к хадису. См. прим. 9.