Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 4. РАСКАЯНИЕ (араб. ТАУБА). Часть 2.

Apr 26, 2015 22:46

Стадии раскаяния

Раскаяние имеет три стадии: та’иб, (раскаяние), муниб (покаяние) и авваб (непрестанное раскаяние).
Та’иб исходит из страха наказания, муниб - из желания награды, авваб - из следования Божьим повелениям.
Та’иб - это стоянка обычных верующих, которые отклонились от серьезных прегрешений, согласно Корану: “О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием” (66:8).
Муниб - это стоянка друзей Божьих и приближенных к Нему (мукаррабан), согласно Корану: “Кто боится Милостивого втайне и предстал [предо Мной] с раскаянием в сердце” (50:33).
Авваб - это стоянка пророков и посланников, согласно Корану: “Прекрасный раб! Он непрестанно кается” (38:30, 44). [1]
Итак, та’иб - это отречение от серьезных грехов через послушание, муниб - это отречение от менее важных грехов через любовь, и авваб - это обращение от себя к Господу. Разница между отклонением от неподобающих поступков к предуказанным, от малых грехов и помыслов к любви, и от себя к Господу - очевидна.

КМ 380

Ступени раскаяния

1-я ступень - раскаяние совершающих действия; это обращение от бесчестных поступков к благим.
2-я ступень - раскаяние отрекшихся (зуххад); [2] Это обращение от внутреннего желания мира к отсутствию мирских желаний.
3-я ступень - раскаяние людей присутствия (ахл-и хузур), [3] это обращение от небрежения к присутствию.
4-я ступень - раскаяние тех, кому присущи различные свойства; это обращение от недостойных моральных качеств к достойным.
5-я ступень - раскаяние духовно знающих [4]. Всякий раз, когда люди знания совершают доброе дело, они считают для себя обязательным покаяться в этом, приписывая совершённое не себе, а Господу. Вот почему Рувайм сказал: “Раскаяние - это покаяние о раскаянии”. Иначе говоря, если ты рассматриваешь раскаяние - которое является добрым делом - как исходящее от тебя, покайся о таком раскаянии и уповай на смягченность Божью, рассматривая свое раскаяние как следствие Его смягченности: “Потом Он смягчился к ним, чтобы они раскаялись” (9:118). [5]
6-я ступень - раскаяние исповедующих божественное единство (таухид) [6], это обращение от всего иного-чем-Бог к Богу. Как сказал Або’л-Хусейн Нури: “Раскаяние это покаяние во всем ином-чем-Бог”. Всякий раз, когда исповедующие таухид бросают взгляд на “иное” (гайр), они рассматривают это как грех и полагают необходимым покаяться в нем. Суть этого воззрения состоит в том, что их собственное существование должно раствориться в Боге (фана) [7]...
На этой стадии, когда существование кающегося стерто и предано забвению, как могут его грехи - которые проистекают от его существования - иметь место?

МХ 370-371

Раскаяние учеников, ищущих и достигших

Абу Якуб Юсуф ибн Хамдан Суси сказал: “Первая стоянка тех, кто отрезал себя от всего, кроме Господа, - раскаяние”. На вопрос, что такое раскаяние, он ответил: “Раскаяние это обращение от всего, что порицает учение (илм), к похвальному”.
Когда Сахла ибн Абдаллаха спросили о раскаянии, он сказал: “Это когда ты не забываешь о своем грехе”.
Джунайд на вопрос о раскаянии ответил: “Это значит забыть свой грех”.
Автор говорит: Ответ Суси относится к раскаянию учеников, ревностных в духовном тружении, упорно ищущих, то есть тех, кто временами движется по этой дороге, временами - по иной. То же самое касается и ответа Сахла. А вот ответ Джунайда - что раскаяние значит забвение своего греха - относится к раскаянию достигших (мутахаккикун). Они не вспоминают о своих грехах, поскольку Величие Божие и непрестанное поминание Его наполняет их сердца. Ответ Джунайда близок к определению раскаяния Рувайма ибн Ахмада: “Это раскяние о раскаянии”. О том же говорил Зун-Нун: “Обычные люди каются в грехах, избранные - в забывчивости”.
Что же касается знающих, обретших (ваджидун) и избранных среди избранных, то для них, как сказал Абу-л-Хусейн Нури: “Раскаяние это покаяние во всем ином-чем-Бог”. Зун-Нун имел в виду это, сказав: “Грехи приближенных к Господу суть добрые дела благочестивых”, а один человек сказал: “Лицемерие знающих является искренностью учеников”. Знающий приближается к Господу посредством поступков религиозного поклонения и послушания в течение времени его трудов, первых начинаний и усилий. Когда он достигает устойчивости (тамаккон) и полностью реализует ее, когда света руководства охватывают его - благоволение приходит к нему и покровительство окружает его; когда в своем сердце он видит Величие своего Господина, которого он видит; и когда он созерцает делание Делателя и Его древнее благодеяние - он обращается к тому, что видит, оставаясь в этом и заботясь об актах послушания, действиях и религиозных отправлениях, которые он исполнял в течение своего ученичества на начальных этапах. Какова разница между одним кающимся и другим? Один кается в грехах и дурных поступках, другой - в упущениях и небрежности, третий - в том, что обращает внимание на свои добрые дела, и в послушании.

ЛТ 43-44

Раскаяние обычных людей, избранных, и избранных среди избранных

Когда каются обычные люди, они отвращаются от непослушания в поступках; иными словами, язык их молит о прощении, а сердце терзают угрызения совести. И здесь не бывает так, что прощения испрашивают, не испытывая раскаяния, или раскаиваются, не взывая о прощении. Как сказал Пророк: “Кто на словах взывает о прощении, но упорствует в своем грехе, подобен насмехающемуся над своим Господом”.
Когда каются избранные, они каются о своих актах послушания; иными словами, они видят недостаточность своего послушания и уповают на доброту Божью. Они не считают, что любой акт послушания подобает Господу; они просят прощения за совершённое ими точно так же, как не повинующийся человек просит прощения за акты непослушания.
Когда каются избранные среди избранных, они отвращаются от творения - к Господу; иными словами, они видят, что ни прибыток, ни потеря не приходят от тварей Божьих; такому человеку ничто сотворенное не принесет успокоенности, и он не зависит от сотворенного. Он возвращается от непригодности, нищеты и убожества творений к власти, богатству и великодушию Господа.
И потому реальность раскаяния это отторжение, но суть этого отторжения - в смене одного на другое.

ХШТ 274

Раскаяние это угрызения совести по поводу непослушания с намерением не совершать этого впредь. Таково раскаяние обычных людей. Когда каются избранные, они оставляют позади соблазны внешнего и уединяются в келье внутреннего. Когда каются избранные среди избранных, они добровольно возвращаются в присутствие Всесильного - в отличие от смерти как возвращения недобровольного. В Коране сказано: “Вернись к своему Господу довольной и снискавшей довольство!” (89:28) Иными словами: отвратись от вещественного, от случайных свойств и ложных целей, и вернись через любовь к Порогу Господа. Искренностью очистись от всех грехов и недостатков и обрети избавление, и узнай, что “грех” это всё то, что заслоняет тебя от Господа в этом мире и в следующем.

РШ I 185

Покаяние о покаянии и об отклике

Зун-Нун Мисри сказал: “Есть два вида покаяния: покаяние о покаянии и покаяние об отклике (истиджабат). Слуга кается о покаянии, устрашенный Божьей карой, слуга кается об отклике, устыдившись Его великодушия. Страх возникает при снятии завесы на Величии Божьем, стыд - при созерцании Его Красоты. Одного слугу в Величии пожирает пламя устрашенности Им, другого - просветляет свет стыда. Один - пьян, другой - сокрушен. Люди стыда - спутники упоенности, люди страха - спутники трезвости. [8]

КМ 385

Раскаяние согласно шариату и достигшим

В Коране сказано: “Обратитесь все к Аллаху” (24:31).

Мы - грешники,
    Господь же - благосклонен.
Он отворяет двери покаяния
и говорит: “Входите!”

“Каяться” буквально значит “возвращаться”.

Когда еще что-либо
являет мне свой лик,
я возвращаюсь от него
в Его присутствие.

Обычные люди возвращаются от несогласных действий к согласию. Пророк сказал: “Раскаяние это угрызения совести по поводу каждого акта послушания или поклонения, которые были пропущены”. В глазах факихов (знатоков закона) раскаяние - главная опора. Отринувшие мирское (зуххад) рассматривают раскаяние как угрызения совести по поводу каждой упущенной возможности испросить прощения за грехи. Знающие Господа, возвращающиеся к Нему, раскаиваются в возвращении к творению. Раскаяние духовно познавших таково: “Ищу убежища в Тебе от Тебя”. [9]

Я возвращаюсь от Него - к Нему.
Что за чудеснейший возврат!

Раскаяние, предусмотренное шариатом, простирается вплоть до последнего вздоха. Раскаяние достигших (мухаккикун) не теряет силы ни в этом мире, ни в мире ином; оно имеет начало, но не имеет конца.

Взгляни на наше раскаяние:
Ему не поставлено пределов в обоих мирах.

Раскаяние можно назвать “дверью дверей”, и даже Пророк, который получил прощение, ибо сказано в Коране: “Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже” (48:2) - даже Пророк говорил: “Я молю Господа о прощении семьдесят раз на дню”. [10]

Такое раскаяние
    незавершимо.
Оно имеет начало,
    но не знает конца.

РШ IV 281

Правильное, прочное и извращенное раскаяние

Говорили, что раскаяние бывает трех видов: правильное, прочное и извращенное.
При правильном раскаянии человек, который согрешит, искренне тотчас же раскаивается, даже если далее он снова впадает в грех. “Прочное” - это нерушимое покаяние. При извращенном покаянии человек кается лишь на словах, при этом в душе сохраняя сладость неповиновения.

КФ

[1] У Крачковского: “Поистине он - обращающийся”; у Османова: “Воистину он всегда обращался к Нам” (прим. пер.).
[2] О (само)отрешенности и отрекшихся см. далее, гл. 3.
[3] О значении “присутствия” как суфийского термина см. Javad Nurbakhsh. Sufism III, KNP, London, 1985, гл. 4.
[4] О духовном познании (марифат или “знание”) и духовно знающих (арифан или “знающие”) см. J. Nurbakhsh, Sufism [I]: Meaning, Knowledge and Unity, London-New York, KNP, 1981, гл. 2.
[5] У Османова: “Потом Он простил их”, у Крачковского: “Потом Он обратился к ним” (прим. пер.).
[6] О таухиде см. цит. соч., гл. 3.
[7] О фана см. J. Nurbakhsh, Sufism [II]: Fear and Hope..., London-New York, KNP, 1982, гл. 5.
[8] Детальное обсуждение терминов опьяненности и умеренности см. в кн. автора Sufism [II], гл. 4.
[9] Отсылка к хадису. См. прим. 4.
[10] Отсылка к хадису. См. прим. 9.

суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), опоры суфизма, суфийские трактаты, авваб, таухид, дервиши, классики суфизма, sufi, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, суфизм, Джунайд, sufi path, ахвал, javad nurbakhsh, суфийские наставники, Суси, РУВАЙМ, джавад нурбахш, ЗУН-НУН МИСРИ, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, книги по суфизму, суфийская доктрина, муниб, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up