Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 4. РАСКАЯНИЕ (араб. ТАУБА). Часть 1.

Apr 26, 2015 22:40

Раскаяние (тауба)

Раскаяние [покаяние] (тауба)

Наши возлияния
      дают жизнь таверне среди руин.
Наша шея оплачивает кровавую цену
      двух тысяч покаяний.
Я каюсь -
и вновь нарушаю свое покаяние,
ведь в ответ на мой грех
Прощение являет свою славу

С 295

С позиций шариата раскаяние (тауба) это избегание неповиновения (ма’аси) и греха (зунуб), а в специальной суфийской лексике это отклонение всего, что не угодно Господу, и обращение к тому, что угодно Ему.
Раскаяние для начинающих заключается в отвращении от неблаговидных действий, для находящихся в середине пути - в избегании неблаговидных мыслей, для завершающих путь - в отклонении от собственного существования перед лицом абсолютного бытия.

Различия в подходе к раскаянию у наставников

Наблюдается большое разнообразие в описаниях и оценке раскаяния суфийскими наставниками.
Худжвири пишет:
Сахл ибн Абдаллах и другие утверждают: “Каяться - значит никогда не забывать о своем грехе”, то есть следует постоянно сокрушаться об этом, чтобы не впасть в самодовольство от своих добрых дел, даже если они многочисленны. Сожаление по поводу своих неблаговидных поступков преобладает в сравнении с добрыми делами. Способен ли не забывающий о своих грехах быть самодовольным?
Джунайд и другие рассуждают так: “Покаяться значит забыть свой грех”. Кающийся является влюбленным, влюбленный - свидетельствует (мушахадат), а помнить о неверности (джафа‘) при свидетельствовании - это неверность. Получается так, что сначала человек пребывает в неверности, а затем - в воспоминаниях о неверности, но ведь поминание неверности заслоняет доброту.
Эти расхождения проистекают от разного подхода к духовной битве (муджахадат) и свидетельствованию, о чем упоминается [в главе, посвященной] подходу Сахла и его последователей. [1] Те, кто утверждает, что человек кается в себе, полагают, что предание забвению своих грехов - это небрежение (гафлат), а те, кто говорит, что человек кается в Боге, утверждают, что, помня о своем грехе, человек тем самым придает Богу сотоварищей (ширк). Итак, если свойства кающегося существуют, то узы его глубинного сознания (сирр) не развязаны; если же его свойства исчезли, ему не следует вспоминать о них. Моисей сказал: “Я обратился к Тебе с раскаянием” (7:143) [2] в состоянии, когда его свойства имели место; Пророк сказал: “Не счесть похвал Тебе” [3], пребывая в состоянии, когда его свойства исчезли.
Итак, память об отчужденности в месте близости есть отчужденность; раскаявшийся не должен помнить и себя - где уж ему вспоминать о своих грехах! На самом деле воспоминание о грехах есть грех, ведь это - мгновение отречения, как и воспоминание о чем-либо ином. Память о проступке - проступок, но точно так же и забвение проступка - проступок, поскольку оба они, и память и забвение, связаны с тобой. Джунайд сказал: “Я прочел много книг, ни одна из них не принесла мне столько пользы, как вот это:

Когда сказал: “Я не грешил”,
    она промолвила в ответ:
“Твоя жизнь - грех,
    с которым не сравнится никакой грех”.

Поскольку существование любящего в присутствии Любимой является загрязнением, какой смысл в его описании?

КМ 381-382

Джунайда спросили: “Что такое раскаяние?” Он ответил: “Предать забвению свой грех”. Это забвение необходимо, чтобы сладость греха покинула твое сердце, чтобы и следа его не осталось в твоем сознании, будто ты и не совершал его никогда. Иначе говоря, величие и ужас Господень опускаются в твое глубинное сознание из-за твоей неверности и настолько захватывают тебя, что ты забываешь о неверности; после этого тебе и в голову не придет поступать неверно.

ХШТ 275

Корень раскаяния

Корень раскаяния - ограничения, накладываемые Господом; пробуждение сердца от сна небрежения; и осознавание своих недостатков. Когда слуга Божий размышляет о своих неблаговидных состояниях и скверных поступках, ища избавления от них, Господь облегчает ему покаяние, избавляя от беды непослушания, и дает ему сладость повиновения (та’ат).

КМ 380

Раскаяние исходит от Господа

Как долго суждено нам гореть в огне раскаяния,
    подобно фимиаму?
Налей вина -
    ведь жизнь проходит в кислом недомыслии!

Хафиз

Итак, раскаяние это божественное подкрепление, тогда как акты непослушания - это физическая деятельность. Когда в сердце входят угрызения совести, телу нечем оттолкнуть их. Поскольку физические действия не способны отторгнуть смягченность с самого начала, они в конечном итоге не могут воспротивиться раскаянию. В Коране сказано: “И смягчился [4] Господь к Адаму, ведь Он - Смягчающийся, Милосердный” (2:37). [5]

КМ 382

Нашему наставнику [Абу Саиду Аби-л-Хейру] сказали: “Такой-то раскаялся, а потом свел на нет свое покаяние”. Тот ответил: “Если смягченность не оставила его, никогда его раскаяние не сойдет на нет”.

АТ 296

Один человек сказал Рабии: “Я совершил большой грех. Если я покаюсь, смягчится ли Господь?” Она ответила: “Нет, но если Он смягчится, то ты покаешься”.

РК I 324

Подтверждение раскаяния необязательно

Раскаяние кажется прочным -
    как камень.
Взгляни, с какой легкостью
    рюмка вдребезги разбила его!

Хафиз

Следует знать, что подтверждение раскаяния необязательно. Если кающийся, решивший более не возвращаться к непослушанию, вновь принялся за старое и впал в неповиновение, его раскаяние признается истинным в течение истекших дней, и он пожнёт его плоды. Среди суфиев есть начинающие и раскаивающиеся, которые раскаялись, а потом принялись за старое, потерпев крах; затем они опять пришли к Порогу.
Один из наставников - да простит их Господь - сказал: “Я каялся семьдесят раз - и возвращался к непослушанию, на семьдесят первый раз я обрел стойкость”.
Абу Амр Нуджайд сказал: “Вначале я раскаялся на собрании у Абу Усмана Гири и какое-то время держался. Затем что-то в моем сердце склонило меня к непослушанию и я поддался этому, отвратившись от встреч с наставником. Всякий раз, когда я издалека замечал его, я смущался и пускался наутек, пока он не заметил меня. Однажды мы неожиданно встретились. Он сказал мне: “Сын мой, пока ты не безупречен, не води компанию со своими недругами. Ведь недругу видны твои недостатки, и когда ты будешь совершать промахи, это его порадует. Если же ты будешь безупречен, это огорчит его. Когда тебя одолевает непослушание, приходи к нам - мы перетерпим твой недуг, и твоим недругам не придется радоваться”. От этого мое сердце отторгло грех, и мое покаяние восстановилось”.
Я также слышал, что один человек раскаялся в своих поступках неповиновения, а впоследствии вновь вернулся к ним. Затем его одолели угрызения совести. Однажды он сказал себе: “Если я вернусь к Порогу, что меня ожидает?” Голос из незримого мира ответил: “Ты повиновался Нам, и потому Мы выказывали тебе признательность; затем ты оставил Нас, и потому Мы дали тебе передышку. Если вернёшься к Нам - Мы примем тебя”.

КМ 383-384

Предпосылки раскаяния

Пророк сказал: “Угрызения совести есть раскаяние”. В этих словах заключены предпосылки раскаяния: 1) сожаление о непокорности [Божьим установлениям], 2) безотлагательный отказ от прегрешений, 3) решимость не совершать подобного впредь. Все три посылки связаны с угрызениями совести и раскаянием, ведь когда в сердце присутствуют угрызения совести, они влекут за собой две других предпосылки.
Как раскаяние имеет три предпосылки, так и угрызения совести имеют три мотива:
1) Когда страх наказания овладевает сердцем и в нем возникает огорчение по поводу неблагих поступков, это приводит к угрызениям совести.
2) Взыскание благоволения овладевает сердцем и ему становится очевидно, что его не обрести неблаговидными действиями и неповиновением, и потому человек сожалеет, надеясь на его приход.
3) Ему стыдно перед Богом, и он сожалеет о своей непокорности.

В 1-м случае человек является раскаявшимся (та’иб), во 2-м - кающимся (муниб), в 3-м - “непрестанно кающимся” (авваб). [6]

КМ 379-380

Начальные этапы раскаяния

Начальными этапами раскаяния являются три состояния: пробужденность (танбих), беспокойство (заджр) и руководство (хидаят).
Пробужденность поселяется в сердце в начале раскаяния. Она пробуждает сердце от сна небрежения и заставляет увидеть ошибочность его пути и свои заблуждения.
Беспокойство это состояние, которое делает затруднительным и далее пребывать в заблуждении и двигаться по ложному пути; оно побуждает человека искать прямой путь.
Руководство это состояние, которое показывает, что человек обрел прямой путь. Он подобен путнику, сбившемуся с тропы и уснувшему в пустыне на бездорожье, и тут неожиданно появляется проводник, будит его, убеждает покинуть пустыню и выводит на тропу, тем самым наставляя его на Путь.

МХ 366-367

Союзники раскаяния

Раскаяние в союзе с четырьмя вещами: это различение недостатков в своих поступках, бдительность (ри’айат), самоанализ (мухасабат) и медитация (муракабат).

Различение недостатков в поступках означает, что собственные действия для человека никогда не являются предметом восхищения; скорее, он должен смотреть на них как на недостаточные и несовершенные. Да и как действиям начинающих не быть недостаточными? Ведь их поступки всегда запятнаны [чувственным] потворством (хазз).

Бдительность значит постоянно оберегать и предохранять, внешне и внутренне, свое “я” от намерения или склонности воспротивиться [Божьим повелениям], ведь точно так же, как неповиновение это внешний грех, удовольствие от воспоминания о нем после удержания от него - это внутренний грех.

Самоанализ это непрестанное изучение и исследование действий и состояний своего “я”. Надлежит день за днем и даже час за часом вести письменный учет [случаев] следования догмам и отступления от них. По этим записям можно составить представление о своем текущем состоянии.

Медитация означает видеть, что Бог наблюдает и испытывает тебя всем, что происходит наружно, а также бездействием, и во всех внутренних помыслах и намерениях. Внешне следует избегать неповиновения в действиях и стыдиться его, внутренне - удерживаться от неблаговидных мыслей и стыдиться их. Тогда внешнее и внутреннее будут стойкими в раскаянии.

МХ 367-368

Столпы раскаяния

Раскаяние имеет пять столпов: исполнение обязательных действий (ада-йе фара’из), восполнение упущенного (каза-йе мафат), стремление к законному (талаб-и халал), расплата за злодеяния (радд-и мазалем), борьба с нафсом [7] и противодействие ему (муджахадат ва мукалафат ба нафс).

Исполнение обязательных действий - значит следовать в надлежащее время всем указаниям и запретам, признанным обязательными в шариате.

Восполнение упущенного - значит восполнять каждое [обязательное] действие, пропущенное в прошлом.

Стремление к законному - значит очищать свою еду, питье и одежду от пятен того, что вне закона или сомнительно, поскольку их очищение оказывает мощное очищающее воздействие на внутреннее “я”.
Расплата за неблагие дела - значит очистить себя от долгов в плане попранных тобой прав других людей и исправить разрушенное несправедливостью и грехом путем возмещения и восстановления. Если неблагое было совершено в отношении собственности, следует возместить ее. Если это преступление, такое как убийство, нанесение ран, избиение, очернение, клевета или поношение, очиститься следует посредством смиренного принятия возмездия, [внесения] компенсации или денежного возмещения.

Борьба с нафсом и противодействие ему - это его воспитание путем отлучения от привычного и обуздания страстей; в итоге человек привыкает воздерживаться от телесных услад и достигает непривязанности. Его больше не радует возврат к привычным беззаконным вещам, от которых он наружно воздерживается и отвергает, и относительно которых он каялся; его внешнее и внутреннее “я” утвердились в покаянии, и он стал терпелив и удовлетворен, совершая дозволенные действия и воздерживаясь от всего запретного.

МХ 368-369

Следствия раскаяния

Есть четыре следствия раскаяния:

- Любовь Господа: “Воистину Аллах любит кающихся” (2:222).
- Очищение от грехов: “Раскаявшийся в грехах подобен не имеющему грехов”. [8]
- Замена злых деяний добрыми: “[Кто раскаялся, уверовал и совершил доброе дело,] за это Аллах заменит их злые деяния добрыми” (25:70).
- Избрание для молитв ангелов, которые носят Трон Божий: “[Те, которые носят Трон... просят прощения тем, которые уверовали: “Господи наш...] Просит же тем, которые покаялись” (40:7).

МХ 369

Признаки покаяния

Покаяние имеет два признака:

- Сожаление об упущенном и незамедлительное возмещение упущенного.
- Следование хадису “грех в Божьих глазах - согрешить и медлить с покаянием”. Шибли сказал: “Медлить с раскаянием - один из величайших проступков неповиновения, ведь когда грешник говорит: “Покаюсь в течение года”, это значит: “Целый год не буду повиноваться Господу”.

МХ 369-370

Уровни покаяния

Есть четыре уровня покаяния:
- Отвращение от неверия (куфр); это покаяние неверующих.
- Отвращение от запретных действий, таких как безбожие (феск), похотливость (фуджур) и действия противные шариату; это раскаяние безбожных.
- Отвращение от моральных качеств, заслуживающих порицания (ахла-и замима) и скверных свойств (аусаф-и кабиха); это раскаяние благочестивых.
- Отвращение от всего иного-чем-Бог [9]; это раскаяние совершенных среди пророков и друзей Божьих (авлия) - да будет с ними мир!

ШГР 258

Вначале раскаяние - это отвращение от грехов и злых деяний, далее - это отклонение от упущений и мгновений забывчивости, затем - это отклонение от взирания на свои добрые дела и акты послушания, потом - это отвращение от опоры на любую сотворенную вещь; и наконец, упокоение в мире таинств и скрытых вещей (‘алам ас-сирр ва л-хафият). Первая стоянка (макам), которая достигается, - это послушание, близость (курб) и свидетельствование; когда же вы продвигаетесь далее, возврат сюда - это завеса и неповиновение.

ХШТ 276

Виды раскаяния

Раскаяние трояко: раскаяние в неблаговидном (кхата’) во имя того, что хорошо (саваб); раскаяние в хорошем ради лучшего; раскаяние в том, что хорошо с моей точки зрения, во имя Господа.
“От плохого к хорошему” следует из слов Корана “а те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам... и не упорствовали в том, что они совершили” (3:135).
“От хорошего к лучшему” следует из слов Моисея “я обратился к Тебе с раскаянием” (7:143).
“От себя к Господу” следует из слов Пророка “мое сердце омрачается, и я прошу прощения у Господа по семьдесят раз на дню”. [10]
Совершать плохое мерзостно и предосудительно, в то время как отклонить плохое ради хорошего - благовидно и похвально. Таково раскаяние обычных людей, и его достоинства очевидны.
Пока существует большее благо, оставаться с меньшим значит сделать привал и задернуть завесу. Отклонить благо ради большего блага похвально для тех, кто достиг ступени людей устремленных (ахл-и химмат). Таково раскаяние избранных. А ведь избранному нелепо каяться в непослушании. Разве не ясно, что весь мир горит желанием узреть Господа, однако Моисей каялся в этом, поскольку просил о лицезрении Господа исходя из своих предпочтений, ведь собственные предпочтения в любви подобны чуме. И чтобы удержаться от этой напасти, он выказал воздержание от лицезрения. [11]
Отклонение от себя к Господу обретается на ступени любви. Как человек раскаивается о привале на высокой стоянке, точно так же он раскаивается о наблюдении стоянок и состояний (ахвал). Поэтому Пророк каждое мгновение возрастал в стоянке; когда он достиг высочайшей стоянки, он испросил прощения за более низкие и покаялся в том, что наблюдал их.

КМ 383

[1] См. R. A. Nicholson. The Kashf al-Mahjub: The Oldest Persian Treatise on Sufism. London, 1970, pp. 200ff. В русском изд. Аль-Худжвири. Раскрытие скрытого. М., “Единство”, 2004, с. 194 и далее.
[2] Коранические цитаты приводятся в переводах М.-Н. О. Османова, И. Ю. Крачковского или Г. С. Саблукова, за исключением тех мест, где они не совпадают ни с одним из данных переводов (прим. рус. пер.).
[3] Отсылка к известному высказыванию Пророка: “Обретаю убежище в Твоем одобрении от Твоего гнева, и в Твоем прощении от Твоей кары. Обретаю убежище в Тебе от Тебя. Не счесть похвал Тебе - Ты такой, каким прославляешь Себя” (СМС, Салат 222; СД, Салат 148; СТ, Да’ават 75, 112; и т.д.).
[4] Слово тауба (“раскаиваться”) в араб. и перс. яз. приложимо и к Богу, и к человеку; когда оно относится к Богу, мы переводим его как “смягчаться”.
[5] У Крачковского здесь: “И обратился Он к нему: ведь Он - обращающийся, милосердный”. У Османова: “И Он простил ему, ибо Он - прощающий, милосердный” (прим. пер.).
[6] Об этих трех ступенях раскаяния, соответствующих трем различным кораническим терминам, см. ниже, в главе “Стадии раскаяния”.
[7] Нафс буквально означает “душа” или “я”; в суфийской терминологии он отсылает к человеческой склонности отвращаться от Бога, вбирающей в себя эгоцентризм, неведение, слепую страсть и все другие негативные качества.
[8] Хадис, приводимый у Газали, Союти и др. (ср. АМ 167).
[9] “Всё иное чем Бог” (ма сива Аллах) т.е. “мир” (ал-‘алам) (см. J. Nurbakhsh, Sufi Symbolism, Vol. 4, p. 106) (прим. пер.).
[10] Хадис; см. СМС (Зикр 41) и др. общепринятые источники.
[11] Отсылка к Корану: “[Муса] попросил: “О Господи, яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя!” [Аллах] сказал: “Ты Меня не увидишь” ... И Муса пал как громом пораженный. Когда он пришел в себя, то воскликнул: “Слава Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием” (7:143).

суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), опоры суфизма, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, sufi, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, суфизм, sufi path, javad nurbakhsh, ахвал, суфийские наставники, джавад нурбахш, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, книги по суфизму, суфийская доктрина, раскаяние (араб. тауба) в суфизме, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up