В январе 2013 Лондон все еще живет памятью бриллиантового юбилея королевы Елизаветы Второй. В лавочках распродают остатки юбилейных сувениров, в музеях и галереях постепенно закрываются юбилейные выставки.
Но память остается.
Попав случайно в Грин-Парк, я сначала хотела обойти стороной павильон с колоннадой, разместившийся у самого входа. Но все же любопытство взяло верх. Тем более, что туда направлялись почти все, приходившие в парк.
Внутри я обнаружила вот этот памятник.
Кому?
Надпись на стене объясняла: 55573 летчикам-бомбардировщикам королевских вооруженных сил, погибшим во время Второй мировой войны.
Сразу резануло: точная цифра - не забыт ни один человек! А ведь в британской авиации в военные годы служили не только англичане, но и канадцы, австралийцы, новозеландцы и летчики, бежавшие из оккупированной Европы.
Скульпутрная группа - экипаж одного бомбардировщика, словно только что вернувшегося с задания.
А надпись на постаменте сообщает, что памятник был открыт Королевой Елизаветой II во время празднования ее бриллиантового юбилея.
Вот как: не гордая статуя или иное какое возвеличивание себя любимой. А ведь есть за что! Нет: и в суете торжеств монарху не пристало забывать о своей миссии - творить справедливость. И быть образцом чести и достоинства.
Позже я узнала, что у памятника совсем не простая история.
Эхо войны живет в Британии также как и в России. Ветераны - герои, спасшие нацию. Это непреложно. Им ставят памятники, о них снимают фильмы, пишут книги. Но вот о тех, кто служил в эскадрильях бомбардировщиков вспоминают нечасто: ведь они часто бомбили, пусть и по приказу, мирные города.
После Второй мировой войны о летчиках-бомбардировщиках предпочитали помалкивать: их заслуги не были отмечены памятной медалью, а Уинстон Черчиль не упомянул их в своей речи по случаю победы.
В Британии не считают, что война все спишет. Признавая мужество и верность присяге, летчикам-бомбардировщикам долгие годы отказывали в героизме. Да, их рейды помогали сдерживать врага, но жертвами их становились мирные люди. Потребовалось 67 лет, чтобы память и благодарность возобладала над принципами воинской доблести и чести. 67 лет ждали ветераны, ждали вдовы и оставшиеся без отцов дети того, чтобы страна отдала наконец должное памяти тех, кого сама же посылала на смерть.
Но даже когда решение о строительстве мемориала было наконец принято, оно вызвало очень противоречивую оценку. Министерство обороны отказалось субсидировать его постройку, а деньги на церемонию открытия ветеранам пришлось собирать всем миром.
Вообще, как и большинство памятников в Британии, этот тоже создан на народные деньги. Между прочим, одним из самых деятельных участников проекта стал музыкант группы «Би Джиз» Робин Гибб.
Особенно яростное негодование вызвала идея новго памятника в Германии. Мэр Дрездена, города, почти стертого с лица земли бомбардировками союзных войск, выразила свой протест во время официального визита в Британию. И страсти утихли лишь тогда, когда к надписи на стене мемориала были добавлены еще слова: "В память о людях всех наций, погибших в бомбардировках 1939-1945". Так восторжествовала горькая мудрость: на войне нет победителей, все, кого затягивает эта грязная молотилка - жертвы. Такой вот получился антивоенный памятник.
В память о всех погибших во время торжественной церемонии в воздух поднялись самолеты и развеяли над парком тысячи лепестков красных маков.
Прошло уже больше полугода, но памятник словно всколыхнул память о далекой войне. Тут всегда люди. У на постаменте лежат деревянные крестики с именами павших - их приносят родственники погибших, теперь, наверное, уже дети и внуки.
Сколько лет им приходилось прятать свою память - и вот теперь они смогли наконец рассказать о своем горе. Для тех, кто никогда не видел своих отцов эти бронзовые летчики - воплощение тех, кого они потеряли.
Вот кто-то привязал на руку листочек с военной фотографией и коротеньким рассказом: Мой отец был таким же как они. Помните!